В подростковом возрасте книги привели меня в мир взрослых. Все началось с Шекспира. Он научил меня смотреть на моральные проблемы в психологическом, а не доктринальном контексте. Толстой заставил меня смотреть на события с точки зрения контекста, состоящего из причин и условий. В шестнадцать лет я открыл для себя романы Германа Гессе "Сидхартха", которые зажгли во мне огонь. Я твердо решил отправиться в Индию, как только закончу школу. Но больше всего меня вдохновляли работы Алана Уоттса. Я начал читать "Путь дзен" на скамейке в парке в Кембридже и был настолько очарован этим, что чуть не опоздал на автобус домой. Даже названия его книг были замечательными: "Мудрость незащищенности" была особенно любима. В семидесятые годы буддизм тхеравады был малоизвестен. Гораздо популярнее был китайский и японский буддизм, поэтому я читал работы Чарльза Луки и Д. Т. Судзуки. Но именно после завершения работы над романом "Дзен и искусство ухода за мотоциклом" я был уверен, что открыл для себя шедевр. В это время неизбежно страдала моя учеба в школе. Но я делал достаточно, чтобы свести концы с концами. Мои мысли были уже в другом месте.
В Индии я читал все книги, которыми мог обменяться с попутчиками. Среди тех, что запомнились, - классика: "Будь здесь и сейчас", "Путешествие в Икстлан", "Ум дзен, ум начинающего" и "Преодолевая духовный материализм". Но к тому времени, когда я вернулся в Европу, работая на швейцарской ферме, все, что мне было нужно для поддержания жизни, - это антология учений из Палийского канона. Я нашел свой путь.
Читайте много. Пробуйте. Некоторое время. Затем твердо решите заняться чем-то одним. Отдайте ему всю свою жизнь, если сможете.
Аджан Джаясаро
05.03.2024