66-летний француз Мартен Прово в деликатной манере повествовательного кино задает новые вопросы живописцам прошлого. Главный из них: «Что это было?». Давайте вместе с авторами изучим обстоятельства, в которых рождались шедевры пост-импрессиониста Пьера Боннара — певца буколической провинциальной Франции и мужчины, который любил своих муз со всеми их пунктиками. О них Мартен Прово расскажет подробно
Текст: @mixedarts
Статус французского художника Пьера Боннар сопоставим со значением для международного сообщества братьев Михалковых в СССР того периода, когда они снимали утонченные исторические драмы (с театральными покрикиваниями при этом) — «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Дворянское гнездо».
Михалковы, как и Боннар, тоже были в основном продуктом для внутреннего пользования, очень точно соединяли классические первоисточники, пост-импрессионистскую манеру изображения людей на фоне природы и в интерьере, а также переживали из-за того, что не очень известны и любимы за пределами страны. К чему это привело — неплохо известно, а вот случай Пьера Боннара и психологической женской атмосферы вокруг него отлично разобран в картине Мартена Прово. Она показывалась вне конкурса в Каннах.
Над сценарием ленты Прово работал вместе со своим постоянным партнером Марком Абдельнуром («Серафина из Санлиса»), и здесь они снова проходятся по любимым темам не только Михалковых, но и вообще людей, так или иначе играющих на досуге в декаданс (как в творчестве, так и в быту).
Основной вопрос ленты — где грань, разделяющая жизнь и искусство? Где жизнь имитирует искусство, а где картина может сказать больше, чем прочувствованный монолог с киданием мебелью и разбитым шкафом посуды.
Знакомство с главным героем, который подслеповато поглядывает на мир и натурщиц предлагает нам оценить уникальную творческую манеру Пьера (Венсан Макен) — он пишет на холсте, укрепленном на стене, а также спиной к объекту. Его новая муза Марта (Сесиль Де Франс) — сражающаяся с астмой статная работница фабрики по производству искусственных цветов — начинает занимать все больше и больше внимания.
Разумеется, страсть главных героев довольно быстро оформляется в роман, Марта входит в богемный мир и быстро схватывает, что здесь можно быть собой — говорить все, что вздумается, требовать от мужчины, который почему-то не хочет оформлять отношения, возможного и невозможного.
Проблема состоит в том, что Пьер пишет свою музу обнаженной, все быстро понимают, кто является моделью, и главная героиня начинает задавать вопросы уже самой себе — не перешла ли она границы в своем распутстве?
В этот момент картина Мартена Прово вступает в виртуальный диалог с модным фильмом Йоргоса Латимоса «Бедные-несчастные», который тоже некоторым образом (но в другом стиле) рассказывает про богемные психозы. Там звучит все та же тема «Отстаньте от женщины, у нее все хорошо».
У Марты отобрали тело, выставленное напоказ, а потом, так получилось, немного отъели и от возлюбленного — для оформления полноценного любовного треугольника в кадре появляется еще одна прекрасная натурщица в исполнении Стэси Мартин. Отметим, что это произойдет уже в новом историческом период, поскольку «Обнаженная муза» показывает кризис в отношениях Боннара на протяжении десятилетий. Французам там удобно.
«Обнаженная муза Пьера Боннара» — это фильм, который призывает задуматься над тем, какие жертвы приносят искусству люди, окружающие художника. Те самые незаметные героини, которые создают вокруг атмосферу сначала ежедневной страсти, а затем и тревоги за будущее, ведь вместе с женщинами в жизнь творческого человека приходит быт, а также желание заглянуть за горизонт событий. Туда, где, вполне возможно, есть варианты совместного существования и в других обстоятельствах. Где нет истерик, а есть лишь пост-импрессионистические картины с обнаженными купальщиками, стремглав несущимися к воде. И тут главное не думать о том, что вожделенный водоем окажется болотом, где любовная лодка медленно утонет в разборках, обидах, а там, глядишь, и процессе раздела имущества.