Удмуртский орнамент возник еще во времена становления народности. На его формирование повлияли соседние народы Прикамья, Сибири и Южного Урала.
Главным мотивом удмуртских узоров и орнаментов является отражение природных процессов.
) Удмуртский орнамент стал одним из первых видов народного искусства. Он служил для отражения понимания устройства мира, выражения творческих потребностей, украшения окружающих предметов.
Некоторые элементы удмуртского орнамента в виде веревочного узора обнаружены на вещах, относящихся еще к Ананьинской эпохе в 3-2 веке до нашей эры. Позднее, в Поломский и Чепецкий периоды, количество цветов и элементов постепенно увеличивалось.
Со временем появились сложные геометрические композиции, стилизованные изображения животных и птиц, цветов, звезд, планет, в которых часто скрыт сакральный смысл. Нанося их, люди заручались поддержкой сил природы, обеспечивающей плодородие, защиту, удачу, здоровье.
На развитие удмуртского орнамента влияли история развития торговых отношений, миграции, культуры соседних народов, в нем отражались душа и энергетика людей.
У удмуртского народа было развито ткачество, их полотна высоко ценились на рынке. Женщины с подросткового возраста учились ткать и вышивать удмуртские народные орнаменты. Для различных праздников у каждого удмурта должен был иметься специальный наряд с определенными узорами. Яркие насыщенные цвета удмуртских орнаментов в домашнем интерьере, на полотенцах, скатертях делают жизнь более праздничной.
В народе всегда относились бережно к сохранению традиций. Особенный смысл придавался узорам, используемым для украшения одежды. Каждый род составлял уникальные композиции, наполненные особым смыслом, связанным с образом жизни и характером занятий. Кроме того, они имели гербы, геральдические знаки, из рисунка которых что-то добавить или убрать мог только старший по роду. Символы удмуртских узоров и орнаментов, вышитые на костюме, сообщали социальный статус, возраст, семейное положение.
В основном использовалось двухцветное сочетание красного с белым, черным, синим, черного с серебром.
Удмуртские орнаменты связаны и с религиозными представлениями народа. Кроме того что расшитые ткани выглядели богато, каждый символ имел свое сакральное значение, связанное с верованиями и религиозными взглядами народа, отражал окружающие реалии. Они должны были призывать удачу, здоровье, плодородие, а также милость богов, которые представляли силы природы, земли и космоса.
Верх одежды отражал связь с небом, место на груди, где находилась душа по представлению народа, нуждалось в особой защите от магических воздействий. Для этого вышивались орнаменты Радуга, Светец, Небесная роса, различные обереги.
Солнце является одним из важнейших символов в ведических и славянских традициях. Его изображение было и одним из любимейших мотивов в удмуртских орнаментах на одежде, орудиях труда, предметах быта.
По шаблону удмуртского орнамента внизу одежды размещались узоры, посвященные силам земли, располагалось небесное древо жизни «куак».
Если во времена возникновения удмуртского орнамента большое значение придавалось его сакральным свойствам, то со временем он становился традиционным украшением тканей, ковров и росписи.
Удмуртский орнамент можно разделить на:
Космический
Растительный
Зооморфный
Антропоморфный
Мотивы предметов домашнего обихода
Узоры, названные по материалу вышивки и технике исполнения
Узоры, названные по их месту на одежде
Заимствованные узоры.
Космические мотивы
Стилизованные изображения космических тел известны всем археологическим культурам, относящимся к древней истории удмуртского народа.
Космическим образам и мотивам значительное место принадлежит и в произведениях фольклора.
Соответствующее отражение космические образы нашли в произведениях удмуртского народного изобразительного искусства.
Солярный мотив использован, например, в узоре «питыри» или «питырес» (окружность, круг). В этом убеждает наличие стилизованных лучей на узоре «питырес».
Узор «питыри» встречается на свадебном платке невесты, «питырес» — на головном полотенце женщины.
Почему не что-то другое, а изображение солнца считалось украшением женского наряда? Наши информаторы не дали ответа на этот вопрос. В данном случае мы, видимо, имеем дело с фактом времен матриархата. Впоследствии, в связи с изменением производственных и общественных отношений, этот знак потерял свое раннее широкое символическое значение. В новых условиях осталась лишь одна функция узора — оберега. Позже это изображение удмуртками было сохранено благодаря приписываемому ему магическому значению и наличию в нем эстетического содержания.
Это предположение в известной мере подтверждает помещаемое здесь изображение луны — «толэзь пужы». По сообщению наших информаторов, в основном женщин пожилого возраста, девушке-удмуртке обычай не разрешал выходить замуж без нагрудника с этим узором. Следует заметить, что сохранившийся до наших дней традиционный свадебный ритуал ни одному из узоров столь серьезного значения не придавал. По всей вероятности, древние люди посредством «толэзь пужы» на нагруднике утверждали то положение женщины, в котором она оказалась после того, как, по словам Ф. Энгельса, домашняя работа ее утратила свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины.
Возникшее в условиях патриархата уподобление: отец (мужчина) — солнце, мать (женщина)—луна сохранилось и в многочисленных произведениях удмуртского фольклора, в частности в замечательной волшебной народной сказке «Шунды эмеспи» («Зять солнца»), записанной в 1885 году венгерским ученым Б. Мункачи от удмуртов деревни Старый Сентек бывшего Сарапульского уезда.
В резьбе по дереву, вышивке и узорном ткачестве удмурты почти повсеместно применяют «кизили пужы» (узор «звезда»).
Растительные мотивы
В народной словесности удмуртов наиболее популярны ель, сосна и шиповник.
Изображения этих деревьев широкое распространение получили и в резьбе по дереву, и в узорном ткачестве и вышивке.
Стилизованные изображения ели удмурты называют «кыз пужы» (узор «елочка») и «кыз йыл пужы» (узор «макушка ели»). Древнее утилитарное назначение их забыто. Они, как правило, украшают грудь праздничной девичьей одежды — "гадь котыртэм" (букв, «ограда грудей»).
«Пужым пужы» — узор «сосна» является украшением подола женской будничной одежды.
«Легезьпу пужы» — узор «шиповник» или «цветок шиповника» чаще встречается на коврах и «катанчи» (занавеска), а также на полоске женского платья — рубахи— над оборкой.
На полотенцах позднейшего времени обнаружен узор «боры куар» («листья клубники»).
Зооморфные мотивы
Охота и скотоводство с древнейших времен играли ведущую роль в жизни удмуртского народа. Оттого и зооморфные мотивы в его узорах представлены шире, чем космические и растительные мотивы.
Один из узоров, относящихся к этой группе, называется «азэн син» или «азэм син пужы». Эти названия означают выпученный или воспаленный глаз. Более поздний вариант этого узора — «кый син пужы» (узор «змеиный глаз»). Предшествовавшие ему два названия, по всей вероятности, являются результатом древней табуации. Сам орнамент фактически воспроизводит естественный узор на поверхности змеиной шкурки.
О стремлении удмуртов подмечать красивое в природе свидетельствует «ӝакы пужы» или «ӝакыё пужы» (узор «ронжа»). Северные удмурты крыльями ронжи (разновидность сойки) вплоть до настоящего времени украшали передний угол избы. Образ ронжи часто употребляется в свадебных и лирических песнях.
Есть ряд узоров, в основу которых положены мотивы отдельных частей птичьего тела: крыльев, перьев и т. д.
Девушка в народных удмуртских песнях нередко сравнивается с улетающей птицей: «Лобӟод, кошкод тылобурдопи сямен» («Встрепенешься, полетишь, словно дикой птицы птенец»). Именно такой смысл угадывается в принципе украшения девичьего свадебного платья — рубахи — узором «ӵöж бурд пужы» — утиные крылья. Тот же узор используется па ушках «котырмач» — девичьей нарукавной вышивки. Основной рисунок «котырмач» выполняется узором «курег пыд» — куриные лапки.
Известны также узоры «ӟазег пинь» — гусиные зубки, «юсь» — лебедь и «юсь пуз» — лебединое яйцо.
Птицы, названия которых мы перечислили, считались священными и употреблялись в качестве обрядовой пищи. Из названий этих птиц образованы многие древне удмуртские женские имена. Часть из них связана была с тотемистическими представлениями и приняла на себя функции наименований матриархальных родовых групп, узоры же, названные этими «птичьими» именами, служили своеобразными отличительными знаками, указывающими на родовую принадлежность того или другого индивида.
Такую же функцию, функцию тотемного или родового знака, наряду с чисто декоративной, выполняли, по всей вероятности, и узоры, являющиеся художественной переработкой реальных образов хищных птиц, например «душес пужы» (узор «ястреб»), так широко и ярко представленных в пермском зверином стиле. В древне удмуртской антропонимике названия хищных птиц известны как мужские имена. Отсюда можно предположить, что образы хищных птиц орнаментальными абстракциями стали намного позже, после того как в среде далеких предков удмуртов сложились и утвердились патриархальные отношения.
Среди узоров на «птичьи» мотивы немаловажный интерес имеет «уӵы пужы» (узор «соловей»), К сожалению, время происхождения и бытовое назначение его выяснить покамест не удалось. Вполне возможно, что он возник позднее предыдущих.
Из узоров, являющихся стилизованными изображениями домашних животных, особый интерес представляет узор «валовало» (кони). Он связан был, видимо, с существовавшим долгое время культом коня и имеет весьма древнее происхождение. Об этом говорит сильная стилизация (геометрическая) и еще то, что узор является традиционным украшением свадебного платка — «дьыркышет». «Дьыркышет» являлся обязательной принадлежностью свадебного убора невесты. По форме он напоминает полотенце. Само полотенце символизирует дорогу. Полотенцеобразный свадебный платок с узором «вало-вало» означает, видимо, пожелание счастливого пути невесте.
Довольно широкое распространение имеет узор «такасюр» (бараньи рога). Его появление, как нам кажется, вызвано той ролью, которую играло это животное в материальной жизни и деятельности труженика-удмурта.
На первый взгляд очень странным кажется появление узора «ош кизям пужы» (мокрый след быка). Стилизация этого неэстетического факта вызвана, видимо, тем же, что и предыдущий. Кстати, бык также считался лучшим жертвенным животным.
До наших дней сохранились узоры, напоминающие насекомых, особенно тех, которых обычай не разрешал уничтожать. Суеверные удмурты так относились, например, к тараканам. Ибо, по их представлениям, уничтожение тараканов могло вызнать пожар. Нам думается, именно этот смысл вложен был в узор «торокан пужы» (таракан). Принцип стилизации его тот же, что и у узора «вало-вало». В том и в другом случаях ноги изображаются квадратиками. Узор «торакан» обычно употребляется в вышивке.
Нами зарегистрирован также узор «карнан пужы». На русском языке его название означает «стрекоза».
К этой же группе можно отнести узор «зу пужы» (щетина). Рисунок его зигзагообразный. Этот узор считается самым простым. С него начинали учиться вышивать девочки-подростки. Им украшали они нагрудники. Но продукция эта, как правило, не имела практического применения.
Антропоморфные мотивы и отражение общественных отношений
В работах предыдущих исследователей об использовании антропоморфных мотивов в удмуртских народных узорах почти ничего не говорится. Автором этих строк зарегистрировано пять вариантов орнаментальных изображений человека. Определить время появления их в удмуртском народном декоративном искусстве весьма затруднительно. Однако подобные данные археологии известны давно. К ним относятся обнаруженные на шаньинских поселениях III—II веков до нашей эры женские глиняные статуэтки, свидетельствующие о существовании культа женщины-матери, и фигуры двух мужчин в военном снаряжении, высеченные на надгробных каменных плитах.
Один из антропоморфных узоров вышивки, который нами зафиксирован был в деревне Баграш-Бигра Малопургинского района, имеет много общего со стилизованными очеловеченными металлическими изображениями хищных птиц, восходящими по происхождению к эпохам ананышского и пьяноборского археологических культур. В современном изобразительном искусстве удмуртов подобные изображения называются «адями пужы» (узор «человек»).
В удмуртских письменных памятниках XVIII века зафиксирован термин «уар», соответствующий русскому «раб», «слуга». По преданию, такое прозвище — имя в далеком прошлом носил живший в одном из населенных пунктов нынешнего Алнашского района плененный чужеземец с черными курчавыми волосами. Его имя впоследствии стало фамильным названием Уваровых. Есть еще и другое произношение слова «уар» — «вар». Эта форма ныне сохранилась в названиях двух одноименных деревень Варавай Красногорского и Якшур-Бодьинского районов и Варали Можгинского района.
Перечисленные примеры позволяют понять забытое значение мелкого и мрачного, чаще черного цвета, узора «уар пужы». Среди крупных переливающихся всеми цветами радуги около него других узоров он является как бы подчеркнуто чуждым, но отнюдь не лишним элементом.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что в свое время «уар пужы» имел вполне определенное социальное значение: он был знаком раба. Это значение после соответствующего изменения в социальной структуре общества продолжало существование в силу инерции народной традиции и в конце концов приобрело, так сказать, чисто художественно-эстетическое значение. Точно так же, как знаменитые русские и удмуртские лапти, ставшие в наше время сувенирами.
Из этой группы узоров сравнительно легче раскрывается первичное (утилитарное) назначение узора «калмез пужы». Под термином «калмез» подразумевается существовавшее до образования удмуртской народности племенное объединение удмуртов, занимавших территорию вдоль реки Кильмезь (удмуртское название Калмез) и ее притоков.
Аналогичный русскому «крестику», этот удмуртский узор первоначально был, видимо, родовым знаком — тамгой. После образования племени стал их племенным, а впоследствии и знаком всего территориально-племенного объединения во главе с племенем калмезов. Оставивший многочисленные исторические легенды и предания этот союз мог возникнуть ввиду начавшихся территориальных споров между калмезами и древнемарийскими племенами в период присоединения Вятской земли к великому Московскому княжеству. Название «калнез пужы» сохранилось у южных удмуртов. На севере Удмуртии, где с испокон веков проживают потомки племени ватка, этот узор называется «кечат пужы» (перекрестный) или «кирос пужы» (крест). Последнее название является удмуртской формой русского термина «крест».
Мотивы предметов домашнего обихода
Один из узоров входящих в эту группу, называется «тэрег пужы». Терег — простейший вид берда. Узор является его стилизованным изображением. Он встречается только на женской нарядной одежде.
Узор «чаг возён» (светец) украшает белое холщовое верхнее женское платье, которое надевалось при свершении семейных и семейно-родовых ритуальных церемоний. Вышивается он на подоле платья и на «чаг возён кабачи»—на нагруднике. Нагрудник, украшенный этим узором, во времена первобытности, очевидно, был обязательным атрибутом хранительницы общинного очага.
На женском же нагруднике встречается узор «замоко» (замок). Его утилитарное назначение было такое же, какое имело когда-то узор «гадь котыртэм».
Узор «кырыж тыш» (стоптанные пятки) чаще встречается на одежде пожилых женщин и, насколько можно догадаться, указывает на возраст и на то положение, которое занимает владелица этой одежды в семье и обществе.
Узоры, названные по материалу вышивки и технике исполнения
Эта группа узоров — явление более поздних эпох. Названия им даны были по технике их исполнения после того, как узоры, утратив утилитарное назначение, стали выполнять чисто эстетические функции.
Один из таких узоров выполнялся золотыми нитками. Потому и он назывался «зарни пужы». Им украшали праздничную мужскую рубашку и свадебный шортдэрем (белая холщовая женская рубаха, платье).
Другие узоры вышивки, названные по технике исполнения, могут быть переведены или объяснены так:
Биньыса — наматывая.
Бичам пужы — браная вышивка.
Дур вурет, дур пужы — контурный узор.
Кечат шырем — пересекающимися прямыми окаймлено.
Кеж пужы — плавным переходом от одного цвета к другому.
Кеӵевыл бинем — наматывая наискось.
Сёртэм — рядом с плиссировкой волнистая однорядная вышивка «крестиками» (название, возможно, происходит от «сёр» — куница).
Тырет пужы — узор-укладка из серебряных ниток.
Узоры, названные по их месту на одежде
Гадь котыртэм — оберег грудей (букв, ограда грудей).
Йыл баур — верхний баур (баур не переводится). Этим узором украшают рукав девичьей рубашки.
Калпак пужы — узор «калпак», этим узором украшался ныне вышедший из употребления конусообразный девичий головной убор — колпак.
Заимствованные узоры
Зуак пужы — полосатый узор, узор и его название заимствованы у татар.
Паврек пужы — фабричный узор, на русское заимствование указывает термин «паврек» (просторечное от «фабрика»).
Зафиксированы также термины «бигер пужы» (татарский узор) и «ӟуч пужы» (русский узор). К сожалению, их точные изображения зарисовать не удалось.
Удмуртский народный традиционный орнамент, как показывает приведенный здесь материал, представляет большой интерес для специалистов ряда отраслей науки: искусствоведения этнографии, истории, социологии, лингвистики и фольклористики. Являясь своеобразной летописью самобытности народа традиционный народный орнамент и его отдельные элементы узоры могут и должны найти практическое применение и творческое развитие в современном декоративно-прикладном искусстве. Сделать их интернациональным достоянием возможно только организованными коллективными усилиями. Эту работу следует выполнить как можно скорее, так как в связи с интенсивной урбанизацией быта современной удмуртской деревни это бесценное традиционное наследие все быстрее и быстрее уходит в прошлое, не оставив ни следа и ни добрых воспоминаний о себе.
УДМУРТСКИЙ РОДОВОЙ ЗНАК – ПУС
Пус показывает принадлежность роду (воршуду). Удмуртский пус – это и личная печать человека, и знак родовой принадлежности, знак собственности, и своеобразный оберег.
Все воршуды имели имена, которых известно около 70. Они сохранились и в названиях деревень. Подэм пус, бортное пятно, или тамга – широко бытовали среди удмуртов вместо подписи и печати. Как сообщают дореволюционные ученые, этими знаками удмурты подписывали документы, прошения.
Воршудный знак был наследственным. Этот знак вначале, в период матриархата, был материнским, а потом стал передаваться в роду от отца к старшему сыну, он добавлял в него черточку, указывающую влево вверх. Средний добавлял вертикальную черту. А младший чертил палочку, показывающую вправо.
Еще в начале прошлого века каждый удмурт знал, к какому воршуду он относится, какие у его рода покровители, которых тоже называли воршудами. Обычай ставить родовой знак исчез после Второй мировой войны, когда почти все мужчины погибли, семейную подпись ставить стало не кому.
История удмуртских пусов хорошо исследована еще дореволюционными этнографами. Так, Михаил Худяков, например, считал, что пусы – дошедшие до нас остатки древней письменности. В переведенном им на русский язык удмуртском эпосе «Священная книга» читаем: «Сделав книгу из бересты, старцы в книге начертали… пусами молитв порядок, и суда, и всех обрядов. Книгу эту поместили у ватка, в земле удмуртов, и хранить ее велели старцу древнему – восясю».
О существовании такой древней книги с записью религиозных текстов говорится во многих легендах. Упоминается и место, где книга была сожжена главным жрецом-хранителем, чтобы она не попала в руки врагов, – в лесах нынешнего Глазовского района на месте древних молений.
Что касается удмуртского орнамента в изделиях из дерева, то там в основном применялся скобчатый и геометрический орнамент. Поговорим о них.
Скобчатая или ногтевидная резьба
Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и название резьбы. Ногтевидную резьбу применяют в различных сочетаниях и композиционных вариантах. Эта резьба отличается округлыми плавными линиями, что делает рисунок более плавным, спокойным.
У удмуртов эта резьба встречалась повсеместно: на воротах, наличниках, прялках, утвари.