Мог ли дом быть другим у иллюстратора русских сказок? Без печи, без буфета-«самобранки», без деревянных сундуков, без висящих на стене кольчуги и шлема. Нет, конечно. Это же Виктор Васнецов- самый узнаваемый художник-сказочник!
В его Дом-музей попасть очень просто: 10-15 минут ходьбы от одной из станций метро (Проспект Мира, Сухаревская или Цветной бульвар). Полный билет стоит 400 р., есть льготы.
Своё жилище Виктор Михайлович спроектировал сам в неорусском стиле, смешав приёмы русского зодчества и модерна, и в 1894 году поселился здесь с семьёй.
Сюда, в гости, часто приходили родственники и друзья с семьями. Их имена не менее известны: Третьяков, Мамонтов, Репин, Поленов, Суриков, Серов, Чехов, Горький, Шаляпин. Собирались в гостиной, ставили домашние спектакли, читали вслух, слушали музыку.
Обстановка зала полностью сохранена такой, как была создана хозяином.
Вот эту столешницу петровского времени, инкрустированную морёным дубом, Виктор Михайлович лично покупал в магазине старинных вещей. Стулья вырезаны братом, Аркадием Михайловичем Васнецовым. Два кресла в торцах стола выполнены абрамцевскими мастерами. Над роялем- образ Богоматери с младенцем, написанный в 1882 году для Владимирского собора в Киеве.
Буфеты и божница выполнены по эскизам Васнецова В.М. Все печи в доме- тоже.
Столовая выглядит чуть попроще. Но есть здесь один секретный шкаф-буфет (слева от печи). Назывался «самобранка». За его закрытыми глухими дверцами было не видно, как с противоположной стороны полки заставлялись готовыми блюдами, приносимыми с кухни во дворе. Когда всё было готово к подаче- дверцы открывались :)
В бывших детской и классной комнатах экспозиция рассказывает о семье Васнецовых, о становлении Виктора как художника русского эпоса. Его отец был священником и воспитал детей в любви друг к другу, которую они поддерживали всю жизнь. Братья Васнецовы чувствовали и понимали природу, интересовались наукой, живописью. Виктор и Аполлинарий стали художниками, Аркадий- резчиком по дереву, Николай и Александр- педагогами, собирателями вятского фольклора. С разрешения отца Виктор Михайлович поехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. А в 1878 году переехал в Москву, где познакомился с Мамонтовым. Именно в его имении Абрамцево Васнецов утвердился в творческом направлении былин и сказок. Кроме того, он начал работать над оформлением небольшой церкви, что дало толчок к появлению новой эпохи русской религиозной живописи.
Интерьеры продолжатся в двух смежных комнатах так называемой «женской половины», принадлежавших супруге и дочери. Здесь также много портретов родственников.
На втором этаже Виктор Михайлович исполнил свою давнюю мечту о светлой мастерской с высоким потолком. Для него даже было сделано исключение из городских правил о высотности деревянных зданий. Обстановка максимально приближена к той, что была 100 лет назад.
Некоторые картины Васнецова находятся сейчас в Третьяковской галерее, филиалом музея которой является этот дом. В мастерской осталось несколько подлинников. Особое место занимает серия «Поэма семи сказок».
Вот такой замечательный сказочный домик живёт среди многоэтажек Москвы.