Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

История одного здания: дом Мурузи в Санкт-Петербурге

Дом, построенный во второй половине XIX века, стоит на пересечении трех улиц Северной столицы: Пестеля, Короленко и Литейного проспекта. Это здание до сих пор называют по имени заказчика и первого владельца — князя Александра Мурузи. В разное время здесь жили писатель Николай Лесков, литературный критик и переводчик Дмитрий Мережковский с супругой Зинаидой Гиппиус, а также поэт Иосиф Бродский.

Доходный дом XIX века

Дом Мурузи, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Демьянчук / ТАСС
Дом Мурузи, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Демьянчук / ТАСС

До 1870-х годов на месте дома Мурузи располагалось деревянное здание, которое в начале века принадлежало дипломату и путешественнику Николаю Резанову. Затем состоятельный князь Александр Мурузи купил участок, и началось строительство доходного дома с квартирами для сдачи в аренду. Возвели его в 1877 году.

Дом Мурузи стал настоящим архитектурным и техническим новшеством для Петербурга. В нем организовали водопровод, электричество и центральное водяное отопление: в то время в многоквартирных домах оно встречалось редко. Отопительные трубы шли от котла в подвале, их проложили в квартиры для состоятельных жильцов второго и третьего этажей. На верхних этажах находились комнаты меньше и дешевле — в них стояли печки, которые постояльцы топили дровами.

Архитектор Алексей Серебряков при разработке проекта обратился к восточным традициям. Князь Мурузи был потомком одного из молдавских правителей, а его отец служил дипломатом в Турции. Вероятно, именно происхождение заказчика повлияло на выбор архитектурных решений. К тому же во второй половине XIX века в моду вошел неомавританский стиль с обилием арок, высоких колонн, куполов, орнаментов и других элементов исламского и испанского зодчества Средних веков.

Фасад пятиэтажного дома украсили окна с арками в форме подков, изящные перила на балконах, тонкие терракотовые колонны и ниши, а также арабески — восточные орнаменты из геометрических и растительных элементов. Два подъезда отделали фризами — горизонтальными лентами с узором из арабской вязи.

Квартиры в восточном стиле

Дом Мурузи, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Дом Мурузи, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

В доме Мурузи было все необходимое для комфортной жизни. На первом этаже располагались магазины, в них продавали живые цветы, табак и сладости из разных городов России. Для жильцов построили прачечную, зимний сад и общую курительную комнату.

Всего в доме было 57 квартир, к ним вели пять парадных лестниц, покрытых коврами. На нижних этажах располагались помещения для состоятельных жильцов с интерьерами в восточном стиле. Украшением комнат служили скульптуры, позолоченная лепнина на потолках, живописные плафоны. Стены обили штофом — тканью с крупным рисунком.

Дом Мурузи, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Демьянчук / ТАСС
Дом Мурузи, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Демьянчук / ТАСС

Самой большой по площади и богатой по убранству была квартира хозяина дома Александра Мурузи на втором этаже. Парадный вход в комнаты располагался со стороны Литейного проспекта, от него мраморная лестница вела к большому залу с фонтаном. Своды этого зала поддерживали 24 небольшие мраморные колонны, он напоминал дворцовый дворик. Число комнат во всей квартире в разное время составляло от 20 до 26. В них находились отделанные мрамором и дубом камины, стены украшали резьба и росписи.

На постройку дома князь потратил значительную часть своего состояния, но прожил он здесь всего несколько лет и скончался в 1880 году. Спустя десять лет его супруга продала дом. Новым владельцем стал военный инженер Оскар Рейн. Несмотря на смену собственника, строение по-прежнему называли по имени первого хозяина — домом Мурузи. Рейн владел зданием вплоть до революции 1917 года.

«Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Писатель Николай Лесков. 1883–1884 годы. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Писатель Николай Лесков. 1883–1884 годы. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

История дома Мурузи тесно связана с русской литературой: здесь жили поэты и писатели, собирались участники творческих объединений. В конце 1870-х в одной из квартир поселился Николай Лесков. В доме Мурузи он работал над повестью «Левша». Почти четверть века здесь занимали несколько комнат литературный критик и переводчик Дмитрий Мережковский и его жена, поэтесса Зинаида Гиппиус. Квартира супругов стала литературным салоном, в ней собирались молодые поэты-символисты. Здесь часто бывали Александр Блок и Андрей Белый. Мережковский и Гиппиус жили на Литейном проспекте до 1912 года.

Публицист Дмитрий Философов, писательница Зинаида Гиппиус, критик Дмитрий Мережковский. XIX век. Музей «Анна Ахматова. Серебряный век», Санкт-Петербург
Публицист Дмитрий Философов, писательница Зинаида Гиппиус, критик Дмитрий Мережковский. XIX век. Музей «Анна Ахматова. Серебряный век», Санкт-Петербург

Николай Гумилев в 1911 году организовал объединение «Цех поэтов». Участники собирались в доме Мурузи, в частной библиотеке, которая принадлежала матери поэта Владимира Пяста. На собраниях бывали Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Здесь читали стихи, говорили о литературе и искусстве.

После революции в здании разместился партийный районный комитет, затем — студия молодых переводчиков при издательстве «Всемирная литература». Вскоре доходный дом Мурузи, как и многие в городе, отдали под коммунальные квартиры с общими кухнями и санузлами.

Поэт Иосиф Бродский. 1972 год. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург
Поэт Иосиф Бродский. 1972 год. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург

В середине 1950-х в доме на Литейном проспекте дали комнату отцу Иосифа Бродского — военному фотохудожнику и журналисту Александру Бродскому. В 1955 году он въехал туда вместе с женой и сыном. Иосиф Бродский жил здесь вплоть до эмиграции в 1972 году. В очерке «Полторы комнаты» он вспоминал о том времени:

Здание представляло собой один из громадных брикетов в так называемом мавританском стиле, характерном для Северной Европы начала века. …Оно стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга того времени, и Ахматова однажды рассказала мне, как она с родителями ездила в пролетке смотреть на это чудо.

О самой комнате, которую занимал Бродский, он писал, что «эти десять квадратных метров были моими, и это были самые лучшие десять квадратных метров, которые я когда-либо знал». В квартире поэта сегодня находится мемориальный музей Бродского «Полторы комнаты».

Автор: Маргарита Ковынева