Дом, построенный во второй половине XIX века, стоит на пересечении трех улиц Северной столицы: Пестеля, Короленко и Литейного проспекта. Это здание до сих пор называют по имени заказчика и первого владельца — князя Александра Мурузи. В разное время здесь жили писатель Николай Лесков, литературный критик и переводчик Дмитрий Мережковский с супругой Зинаидой Гиппиус, а также поэт Иосиф Бродский.
Доходный дом XIX века
До 1870-х годов на месте дома Мурузи располагалось деревянное здание, которое в начале века принадлежало дипломату и путешественнику Николаю Резанову. Затем состоятельный князь Александр Мурузи купил участок, и началось строительство доходного дома с квартирами для сдачи в аренду. Возвели его в 1877 году.
Дом Мурузи стал настоящим архитектурным и техническим новшеством для Петербурга. В нем организовали водопровод, электричество и центральное водяное отопление: в то время в многоквартирных домах оно встречалось редко. Отопительные трубы шли от котла в подвале, их проложили в квартиры для состоятельных жильцов второго и третьего этажей. На верхних этажах находились комнаты меньше и дешевле — в них стояли печки, которые постояльцы топили дровами.
Архитектор Алексей Серебряков при разработке проекта обратился к восточным традициям. Князь Мурузи был потомком одного из молдавских правителей, а его отец служил дипломатом в Турции. Вероятно, именно происхождение заказчика повлияло на выбор архитектурных решений. К тому же во второй половине XIX века в моду вошел неомавританский стиль с обилием арок, высоких колонн, куполов, орнаментов и других элементов исламского и испанского зодчества Средних веков.
Фасад пятиэтажного дома украсили окна с арками в форме подков, изящные перила на балконах, тонкие терракотовые колонны и ниши, а также арабески — восточные орнаменты из геометрических и растительных элементов. Два подъезда отделали фризами — горизонтальными лентами с узором из арабской вязи.
Квартиры в восточном стиле
В доме Мурузи было все необходимое для комфортной жизни. На первом этаже располагались магазины, в них продавали живые цветы, табак и сладости из разных городов России. Для жильцов построили прачечную, зимний сад и общую курительную комнату.
Всего в доме было 57 квартир, к ним вели пять парадных лестниц, покрытых коврами. На нижних этажах располагались помещения для состоятельных жильцов с интерьерами в восточном стиле. Украшением комнат служили скульптуры, позолоченная лепнина на потолках, живописные плафоны. Стены обили штофом — тканью с крупным рисунком.
Самой большой по площади и богатой по убранству была квартира хозяина дома Александра Мурузи на втором этаже. Парадный вход в комнаты располагался со стороны Литейного проспекта, от него мраморная лестница вела к большому залу с фонтаном. Своды этого зала поддерживали 24 небольшие мраморные колонны, он напоминал дворцовый дворик. Число комнат во всей квартире в разное время составляло от 20 до 26. В них находились отделанные мрамором и дубом камины, стены украшали резьба и росписи.
На постройку дома князь потратил значительную часть своего состояния, но прожил он здесь всего несколько лет и скончался в 1880 году. Спустя десять лет его супруга продала дом. Новым владельцем стал военный инженер Оскар Рейн. Несмотря на смену собственника, строение по-прежнему называли по имени первого хозяина — домом Мурузи. Рейн владел зданием вплоть до революции 1917 года.
«Полторы комнаты» Иосифа Бродского
История дома Мурузи тесно связана с русской литературой: здесь жили поэты и писатели, собирались участники творческих объединений. В конце 1870-х в одной из квартир поселился Николай Лесков. В доме Мурузи он работал над повестью «Левша». Почти четверть века здесь занимали несколько комнат литературный критик и переводчик Дмитрий Мережковский и его жена, поэтесса Зинаида Гиппиус. Квартира супругов стала литературным салоном, в ней собирались молодые поэты-символисты. Здесь часто бывали Александр Блок и Андрей Белый. Мережковский и Гиппиус жили на Литейном проспекте до 1912 года.
Николай Гумилев в 1911 году организовал объединение «Цех поэтов». Участники собирались в доме Мурузи, в частной библиотеке, которая принадлежала матери поэта Владимира Пяста. На собраниях бывали Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Здесь читали стихи, говорили о литературе и искусстве.
После революции в здании разместился партийный районный комитет, затем — студия молодых переводчиков при издательстве «Всемирная литература». Вскоре доходный дом Мурузи, как и многие в городе, отдали под коммунальные квартиры с общими кухнями и санузлами.
В середине 1950-х в доме на Литейном проспекте дали комнату отцу Иосифа Бродского — военному фотохудожнику и журналисту Александру Бродскому. В 1955 году он въехал туда вместе с женой и сыном. Иосиф Бродский жил здесь вплоть до эмиграции в 1972 году. В очерке «Полторы комнаты» он вспоминал о том времени:
Здание представляло собой один из громадных брикетов в так называемом мавританском стиле, характерном для Северной Европы начала века. …Оно стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга того времени, и Ахматова однажды рассказала мне, как она с родителями ездила в пролетке смотреть на это чудо.
О самой комнате, которую занимал Бродский, он писал, что «эти десять квадратных метров были моими, и это были самые лучшие десять квадратных метров, которые я когда-либо знал». В квартире поэта сегодня находится мемориальный музей Бродского «Полторы комнаты».
Автор: Маргарита Ковынева