В послевкусии Масленичной недели, когда последние звуки песен затихают, а позолоченные масляные блины остаются только в воспоминаниях, наступает время поминок, время отдать дань уходящему сезону и приветствовать приходящую весну. Неделя после Масленицы - это время, когда души встречаются в уединенных молитвах, чтобы помянуть богиню Зимы и Смерти Марену. Неделя после Прощеного Воскресенья традиционно носила название Тужилки по Масленице.
Марена, владычица Навьего мира, таинственная сущность, олицетворяющая холод и мрак зимней стужи, и в то же время - обетование новой жизни и обновления. Ее суть проникает каждую клеточку природы, каждую нить времени, ведь она помогает душам умерших дойти до Калинова Моста, перехода между мирами Яви и Нави.
Калинов Мост - это символический путь, натянутый между двумя мирами, где души проходят через черту Яви и Нави, пересекая реку Смородину, которая разделяет мир земной реальности и мир духовного существования. Этот мост - не только мост из камня и древесины, но и мост из времени и пространства, мост между жизнью и смертью, между прошлым и будущим.
В неделю поминок Марены, чей образ в виде чучела Масленицы сжигается в последний день гуляний, люди собираются в древних святилищах, под сенью старых деревьев, чтобы вспомнить ушедший зимний период и приветствовать приходящую весну.
Во многих областях в первую неделю Великого Поста сохранилась традиция "полоскать рот" водкой. Это явление - словно смутное отражение прошлых времен, когда ритуалы обрели магическую силу и звучали громко, как песня ветра в степи.
Не оставались в стороне и обряды бани, которая словно храм чистоты, становилась местом покаяния и очищения. Крики "поддай пару масленице" наполняли воздух, словно мантры, призывающие добрые силы природы, сопутствующие душевному пробуждению.
Традиционно устраивались кулачные бои, бодро названные "выколачиванием лепешек" или "вытрясанием блинов". Эти схватки в более поздних интерпретациях были призваны очистить участников от скоромного в наступающем Великом Посту.
В этой неповторимой канве обычаев свое место находили и женские традиции. Женщины, как богини труда и домашнего очага, чистили от праздничных блюд кухонную посуду, призывая чистоту не только в доме, но и в душе каждого из нас. Их руки, словно мастерицы-волшебницы, превращали простые предметы в символы очищения и обновления.
В Вятской губернии девушки приглашали подруг из соседних сел через два дня после начала Великого Поста, они жили в гостях по два—три дня, ходили на посиделки, на которых играли, пели и плясали.
И в субботу первой недели поста молодежь собиралась на гулянья с угощением блинами, но уже постными. В Курской губернии день назывался «Даровая суббота», «Феодорова».
Таким образом, неделя после Масленицы становится временем перехода, временем гармонии между прошлым и будущим, между жизнью и смертью. В этот период души обретают спокойствие, зная, что каждый переход - это шаг к новому началу, к новой жизни.