Найти тему

Международное право в понимании бакинского диктатора

Через подручные бакинские СМИ Ильхам Алиев запустил новую политико-пропагандистскую утку, заявив на XI Глобальном бакинском форуме, что достичь мирного соглашения было возможно в 2018 году, когда в Армении сменилось правительство. Это фейк прежде всего по перевернутой с ног на голову трактовке понятия «мирное соглашение», ложному представлению сути «яблока раздора» между Азербайджаном и Арменией и искаженному восприятию международного права в целом.

«Тогда мы получили заверения от нового армянского правительства, что они будут вести себя в соответствии с международным правом и территории будут возвращены. У нас были такие ожидания. Если бы в то время новое правительство Армении предпочло вести себя так же, как сейчас, то не было бы необходимости в принудительном восстановлении нашего суверенитета», – сказал глава бакинского режима, добавив: «Но, к сожалению, в 2019 году новое армянское руководство выдвинуло абсолютно неприемлемые предложения. Например, оно требовало, чтобы Азербайджан вел переговоры с сепаратистами. Все наши наработки по основам мирного соглашения должны были быть стерты, пришлось бы начинать все с нуля…»

Начнем с того, что бакинский режим весьма извращенно понимает само понятие «международное право», будучи убежденным, что его можно использовать по-разному в зависимости от ситуации и сложившейся конъюнктуры, как инструмент достижения своих собственных интересов и удовлетворения политических (в основном преступных) амбиций. В интерпретации Алиева оккупация Нагорного Карабаха (Арцаха) и изгнание народа со своей многовековой родины является «восстановлением территориальной целостности», а сама «территориальная целостность» означает тюрьму малых народов, концлагерь, в чем мир конкретно убедился, став свидетелем незаконной многомесячной блокады-осады Арцаха и строительства натурального концентрационного лагеря (на территории Агдама) для карабахских армян (об этом, в частности, свидетельствует расследование New Lines, https://arminfo.info/full_news.php?id=81345).

Не случайно, разглагольствуя о международном праве, бакинский диктатор с нескрываемым злорадством утверждает, что с Минской группой ОБСЕ по карабахскому регулированию – организацией, официально наделенной международным мандатом посредника, покончено, так как Азербайджану, дескать, удалось силой, то есть с грубым нарушением одного из основополагающих принципов международного права, «решить» карабахский вопрос.

Сегодня официальный Баку стремится закрепить преступные результаты 44-дневного коллективного азербайджано-турецкого террористического беспредела против Арцаха, этнических чисток посредством полномасштабного вооруженного нападения после многомесячной блокады НКР. Каждое из вышеуказанных действий само по себе является преступлением против человечности. Однако на этом безнаказанный военно-политический режим не остановился. Прямо сейчас в Арцахе вовсю разворачивается культурный геноцид – на глазах у всего мира азербайджанцами стирается древний и современный армянский след на временно оккупированных территориях. При этом Алиев имеет нахальство говорить о международном праве и «мирном соглашении». Однако международное сообщество, кажется, начинает прозревать, и сегодня его на мякине не проведешь: оно уже говорит о конкретных санкциях в отношении зарвавшегося местечкового диктатора с глобальными амбициями, стремящегося подмять под себя само международное право.

Сославшись на недавние резолюции Европарламента в отношении Азербайджана, Всеармянский союз «Гардман-Ширван-Нахиджеван» в своем заявлении отметил, что «возможные целевые и индивидуальные санкции против политического и военного руководства Азербайджана действительно могут стать инструментом сдерживания азербайджанского режима».

«Европейский парламент принял резолюции, которые, кажется, делают восприятие в мире азербайджанских преступлений более объективным. Резолюции призывают к санкциям против Азербайджана и приостановке действия меморандума о взаимопонимании по энергетическому партнерству. Президент Азербайджана уже долгое время в своих выступлениях постоянно подчеркивает, что роль Азербайджана в мире возросла в плане поставок энергоносителей. Подобные реалии, возможно, внушили Ильхаму Алиеву, что посредством поставок энергоресурсов можно заставить Европу закрыть глаза на расистскую, агрессивную, экспансионистскую риторику и соответствующие действия, которые осуществляются за последние три года против Армении и Нагорного Карабаха. В резолюции Европарламента также декларируется, что возможны целевые и индивидуальные санкции против политического и военного руководства Азербайджана. Это действительно может быть сдерживающим фактором для азербайджанского режима, но было бы справедливо, если бы деспотический и геноцидальный азербайджанский режим был наказан за уже совершенные преступления…» – в частности, отмечается в заявлении.

Как бы ни изощрялся Алиев в своем манипулировании принципами международного права, как бы страстно ни выдавал он бакинское желаемое за объективное действительное, в мире четко понимают, что азербайджано-карабахский конфликт не разрешен: несмотря на кардинальное изменение статуса-кво в регионе, вопрос Нагорного Карабаха-Арцаха не получил решения ни в политико-правовом смысле, ни в плане историческом, общечеловеческом и цивилизационном. А саму Республику Арцах, созданную общенародным волеизъявлением, на основе одного из фундаментальных положений Устава ООН – праве на самоопределение, никто не вправе отменить. Тем более таким варварским способом, как этнические чистки и геноцид.

Что касается всуе употребляемого Алиевым слова «сепаратисты», то, «отказывая» арцахцам в данном Богом праве, бакинский мини-султан, мнящий себя вершителем судеб людей и народов, фактически самоизолировался, поставил себя вне рамок цивилизации, общепринятых человеческих норм и международного права. Спрашивается, а с кем, как не с Нагорным Карабахом – основной стороной конфликта, следовало вести переговоры? Если, конечно, было желание достичь политического урегулирования, а не стремление заблокировать мирный процесс…

Теперь поговорим о «наработках по основам мирного соглашения», которые, как утверждает Алиев, армянская сторона, якобы, свела на нет.

Рядом солидных экспертов не раз было отмечено, что после заключения бессрочного соглашения о прекращении огня в мае 1994 года официальный Баку практически имитировал переговорный процесс, вынашивая реваншистские идеи и направляя свои нефтедоллары на активное вооружение с целью их реализации.

На протяжении многих лет переговорный процесс топтался на месте по той простой причине, что бакинский режим использовал его как ширму для подготовки к новой агрессии против самоопределившегося Арцаха. В этом все убедились, став свидетелями «четырехдневной войны» 2016 года, 44-дневного азербайджано-турецкого беспредела 2020 года, сентябрьского широкомасштабного вооруженного нападения, предварившего этнические чистки и полную оккупацию Арцаха в 2023 году.

О контрпродуктивности азербайджанской стороны на «переговорах» свидетельствуют множество фактов. К примеру, отказ от предложения на встрече в Вене в 2016 году (после развязанной Азербайджаном «четырехдневной войны») о создании механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения – для того, чтобы можно было систематически определять, с чьей стороны, когда и каким образом было осуществлено нарушение режима прекращения огня. То что, именно Баку торпедировал данную инициативу, само говорит за себя, лишний раз подтверждая подлинные цели алиевского режима.

Более того, имитируя переговорный процесс, официальный Баку периодически пытался представить в качестве предложений сопредседателей Минской группы ОБСЕ надуманные идеи, вводя международную общественность в заблуждение.

Конечно, азербайджанским властям крайне выгодно в одночасье свести на нет многолетние наработки и уникальный посреднический опыт сопредседательства МГ ОБСЕ, которое последовательно и терпеливо пыталось найти взаимоприемлемое решение на основе баланса интересов сторон конфликта в соответствии с основополагающими принципами международного права. При этом бакинский режим пытается убить двух зайцев сразу: свалив все с собственной больной головы на здоровую, скинуть с себя ответственность за совершенные тягчайшие преступления, обвинив в этом как самих «несговорчивых» армян, так и «предвзятое» международное сообщество.

Однако бакинским политическим импровизаторам-интриганам сегодня то и дело приходится всерьез разочаровываться в связи с адекватной реакцией международных структур и вставать в позу обиженника. Помимо вышеупомянутых резолюций Европарламента, это и решение Парламентской ассамблеи Совета Европы не ратифицировать полномочия делегации Азербайджана со ссылкой, в частности, на принятые в 2023 году резолюции ПАСЕ, осуждающие блокирование Лачинского коридора и военную операцию азербайджанских вооруженных сил в сентябре 2023 года.

Многие солидные эксперты считают, что политику бакинского режима в отношении Арцаха следует рассматривать в контексте международного терроризма и применить соответствующие международные механизмы наказания. Думаю, момент истины не заставит себя долго ждать.

Что касаетсясоотношения понятий «территориальная целостность Азербайджана» и «самоопределение Нагорного Карабаха», то необходимо отметить, что суверенитет Республики Азербайджан не имеет никакого отношения к Нагорно-Карабахской Республике (Республике Арцах) и ее статусу, определенному народом посредством референдума, в соответствии с международными правовыми нормами и действовавшим законодательством СССР. И ни на минуту нельзя забывать, что наряду с принципом территориальной целостности право народов на самоопределение, также как и неиспользование силы или угрозы силой, являются основополагающими принципами международного права.

В свете вышесказанного необходимо еще раз напомнить известную истину о том, что Нагорный Карабах никогда не был частью независимого Азербайджана и, следовательно, в соответствии с тем же международным правом и исторической справедливостью, не может находиться в составе современной АР. Не особо углубляясь в исторические и правовые аспекты вопроса, отметим лишь, что Конституционный акт о своей государственной независимости Азербайджан принял 18 октября 1991 года, провозгласив официальный выход республики из состава СССР и охарактеризовав установление советской власти в Азербайджане как «аннексию со стороны Советской России». Тем самым современный Азербайджан отказался от советского политического и правового наследства и объявил себя преемницей т.н. Азербайджанской демократической республики, существовавшей всего два года, с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года. В Баку осознавали, что если бы признали юридическую силу законов советского наследства (1920 - 1991 гг.), то Азербайджан должен был бы также признать правовой статус Нагорного Карабаха как автономного образования. В этом случае, на Нагорно-Карабахскую автономную область распространялся бы Закон СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Отвергнув же «советское правовое наследство», современный Азербайджан лишил себя права претензий на все переданные большевиками в 1921 году АзССР территории, в том числе на незаконно включенный в его состав Нагорный Карабах, многовековой Арцах, который, разумеется, никогда не был и не мог быть частью указанного искусственного государственного новообразования.

Итак, подведем итоги: азербайджано-карабахский конфликт – это не территориальный спор между Азербайджаном и Арменией: в основе карабахской проблемы лежит вопрос самоопределения Арцаха, а не территориальные претензии Армении к Азербайджану, как долгие годы пытается представить это международному сообществу бакинский режим. Постоянно искажая суть карабахской проблемы, официальный Баку всегда стремился отвлечь внимание мирового сообщества от фундаментального международного права наций и народов на самоопределение. Более того, воспользовавшись тем, что право на безопасность Нагорно-Карабахской Республики не зафиксировано конкретно и четко в международных документах, официальный Баку применил грубую военную силу для подавления справедливой воли народа Арцаха.

Примечательно также, что, давя на официальный Ереван с целью принудить его «признать Карабах частью Азербайджана», Алиев одновременно стремился «доказать» свой ложный тезис о сугубо территориальном споре. К сожалению, действующие власти Армении клюнули на эту фальшивку Алиева и вольно или невольно стали участниками преступления против человечности – изгнания народа со своей многовековой родины.

Заполучив Арцах, бакинский диктатор, естественно, не угомонился, а, наоборот, лишь ужесточил свои угрозы, периодически выступая с ультиматумами, типа: «Если Армения станет хорошим соседом, то сможет сохранить свой суверенитет».

Понятно, что подписание добровольно-принудительного «мирного договора» не приведет к настоящему миру в регионе, так как безнаказанность непомерно раздула амбиции и аппетиты алиевского режима – проглотив и судорожно пытаясь переварить Арцах, бакинский диктатор теперь открыто тянет свои грязные щупальца в сторону территорий суверенной Армении.

«Урегулировав» карабахский конфликт, Алиев теперь уже угрожает «освободить» Зангезур и Ереван. С кем тогда он собирается подписать пресловутый «мирный договор», непонятно…

Ашот Бегларян,

писатель, публицист