Найти тему

Николай Бердяев – один из главных выразителей русской религиозно-идеалистической философии

18 марта – 150 лет со дня рождения русского философа и публициста Николая Александровича Бердяева (1874–1948), автора книг «Русская идея», «Философия неравенства», «Смысл творчества».

Николай Александрович Бердяев родился 18 (6) марта 1874 года в Киеве, в старинной дворянской семье.

Учился в Киевском и Владимирском кадетских корпусах. В 1894 году поступил в Киевский университет имени святого Владимира на естественный факультет, через год перевелся на юридический.

В студенческие годы увлёкся идеями марксизма. Вступил в революционный студенческий кружок и Киевский Союз борьбы за освобождение рабочего класса.

В 1897 году был впервые арестован за участие в демонстрации, через год вновь арестован, исключен из университета и выслан в Вологодскую губернию. Больше к учёбе Бердяев не возвращался.

Первая книга Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском» вышла в 1901 году. Михайловский – публицист, социолог и литературовед, критик, теоретик народничества.

В книге автор пытался объединить марксистские идеи (критику общества) с идеализмом в философии. Поняв, что результаты такого объединения его не удовлетворяют, Бердяев постепенно отказался от приверженности марксистским идеям.

Общался с религиозным философом С.Н. Булгаковым, который тоже прежде увлекался марксизмом.

Из Вологды Бердяев был переведён в Житомир, через год вернулся в Киев. В 1904 году переехал в Санкт-Петербург, служил в редакции религиозно-общественного журнала «Новый путь».

До переезда в Санкт-Петербург женился на Лидии Юдифовне Трушевой, с которой они проживут все годы до её ухода из жизни в 1945 году.

С 1905 года Бердяев и Булгаков занимались изданием, продолжившим идеи «Нового пути», – журналом «Вопросы жизни». Главной целью журнала редакторы видели путь для русской интеллигенции от прежних господствующих идей к религиозному мировоззрению.

Бердяев сблизился с Д. Мережковским и З. Гиппиус, посещал домашние богослужения по оригинальному обряду, с вином и цветами, пока не почувствовал неестественности и фальши происходящего.

Сотрудничал с группой православных мыслителей издательства «Путь» и с религиозно-философскими обществами Петербурга, Москвы и Киева.

В 1907 году вышли две работы Н. Бердяева – «Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные» и «Новое религиозное сознание и общественность».

Революционные события 1905–1907 годов усилили уверенность Бердяева в том, что марксизм – неверный путь развития для России.

Читать больше