Найти тему
РЖД Цифровой

Глобальное потепление климата VS железнодорожники

Оглавление

Как «умные» системы снижают влияние погодных явлений на инфраструктуру

Точный прогноз, как изменятся метеоусловия, помогает повысить безопасность перевозок пассажиров поездов. Также такие данные учитываются в работе по созданию инфраструктуры железных дорог и улучшению эксплуатационных характеристик железных дорог.

fusionbrain.ai
fusionbrain.ai

Российский софт следит за погодой

Метели и обильные снегопады нередко приводят к неисправностям стрелочных механизмов, после гололеда можно ожидать обрыва проводов, падение конструкций. Продолжительные ливни размывают железнодорожное полотно, приводят к селям, из-за которых грязевые потоки могут блокировать железную дорогу.

Детальнее оценить влияние погоды на объекты инфраструктуры помог комплексный анализ. ВНИИЖТ совместно с ведущими экспертами научных институтов выполнили научно-исследовательскую работу. За основу взяли объекты Забайкальской и Дальневосточной дорог.

Так, для оценки сейсмической безопасности в расчет специалисты взяли данные о 57,9 тыс. зафиксированных с 1904 по 2021 гг. событиях. На их базе создали карту интенсивности землетрясений.

fusionbrain.ai
fusionbrain.ai

Для изучения многолетнемёрзлых и сезонномёрзлых горных пород использовались сведения за 40 лет наблюдений. Созданы карты температур горных пород, уровни их протаивания, промерзания и т.д.

Определить сценарии подтопления территорий позволили расчеты. Эксперты изучили данные метеорологических воздействий за 30 последних лет.

В целом на территории Забайкальской и Дальневосточной дорог характерны рост объема и силы осадков за один период, тогда как практически не изменилось среднегодовое их количество

Резкие переходы от минусовых температур к плюсовым теперь наблюдаются чаще. Эти процессы ускоряют таяние снега, что в результате ведет к подъему воды в реках, выхода водоемов из берегов. При отмеченном росте среднесуточной температуры в результате снижается устойчивость земляного полотна.

Проведенный комплексный анализ, использованные расчеты и методики в дальнейшем оказали неоценимую помощь в создании программного обеспечения.

Европейские железнодорожники отвечают на климатические вызовы

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

В перспективе «умная» система мониторинга климата позволит с опережением реагировать на капризы погоды и минимизировать потенциальный ущерб.

В ЕС, например, прогнозируется смена характера осадков, в том числе усиление снегопадов, колебания температуры, повышение уровня моря. Из-за волн тепла, холода, засух, лесных пожаров, ураганов, наводнений на реках возможные риски возрастут с нынешних 500 млн евро до 10 млрд евро к 2080-м.

Некоторые страны ЕС пошли дальше. Например, шведские железнодорожники решили проанализировать, как воздействие метеорологических явлений отразится на инфраструктуре.

В моделировании помогли накопленные исторические данные, а также цифровые технологии. Задачей последних стал поиск закономерностей и построение прогнозов.

В исследовании CliMaint ученые классифицировали шведскую железную дорогу по различным климатическим зонам. Дополнительно объединили влияние метеорологических факторов (температура, осадки, скорость ветра и относительная влажность) с состоянием объектов железнодорожной инфраструктуры. Для анализа задействовали алгоритм машинного обучения.

Потребовалось провести сбор данных, не отраженные в существующих метриках. Так, государственная система Управления транспорта Швеции (Trafikverket; отвечает за долгосрочное планирование инфраструктуры для всех видов транспорта) не связывает причину инцидента с метеоусловиями.

Причины могут быть различны: от человеческого фактора до неисправности инфраструктуры.

Сведения собирались из базы данных об отказах, реестра активов, метеорологических сводок и т. д. За их агрегирование отвечали умные алгоритмы. Технологии машинного обучения позволили произвести интеллектуальный анализ текста, соотнести множество инцидентов с погодными условиями в день происшествия,

На основе проведенного анализа определены эффективные метеорологические переменные, оказывающие влияние на взаимосвязь между изучаемыми переменными, но не представляющие интереса сами по себе.

Так, из-за снега и льда выявлено большее количество отказов (в 16,5% случаях), чем из-за других метеоявлений. И все же в зависимости от региона Швеции влияние погодных факторов разнится. Подсчитано, что районе Кируны наибольшую опасность представляет количество осадков, а в Бурленге – скорость ветра.

Предсказаны и последствия изменения климата для севера и юга страны. Так, зимой количество дней с плюсовой температурой снизится на юге (в целом, в регионе возможны потепления на 5 градусов по сравнению со среднегодовыми значениями) и увеличится на севере (+10 градусов). Последний сценарий ставит под удар инфраструктуру железных дорог в зоне вечной мерзлоты. Количество дней с температурой от +25 градусов увеличится, особенно на юге.

В целом в Швеции ожидается увеличение количества осадков. Снегопады будут интенсивнее. Из-за роста объемов осадков и температуры на юге могут участится наводнения. Это повлечет за собой снижение скорости и отставание от графика курсирования поездов. Также из-за необходимости минимизировать риск деформации путей и полотна в жару могут применяться ограничение в работе железных дорог.

fusionbrain.ai
fusionbrain.ai

Авторы исследования подчеркивают, что более точные результаты для прогнозирования изменений способно дать включение новых данных, отражающих такие факторы, как:

● эксплуатационный контекст объекта (изношенность, деформации, технологии, по которым возводили);

● интенсивность движения поездов по определенному участку инфраструктуры;

● количество поездов, ежегодно проходящих через этот район, их объем грузоперевозок и т.д.

Адаптивные климатические решения

После того как данные собраны и правильно проанализированы, можно запускать «систему реагирования». Шведские ученые уже разработали стратегии адаптации к изменениям климата. В этом также помогут различные технологии.

Так, для железнодорожной инфраструктуры предлагаются следующие сценарии:

· Защита – установка заграждений, насыпей, защитных стен

· Приспособление – повышение уровня железнодорожных путей

· Отступление – перенос путей