Автор: Алекс Лоренц
Жанр: modern blues | electronic blues | electronic pop
Страна: США
Лейбл: Sunday Best
Дата выхода: 7 ноября 2011
Дэвид Линч в представлении, пожалуй, не нуждается. «Твин-Пикс», «Малхолланд-драйв», «Шоссе в никуда», «Синий бархат»… Названия говорят сами за себя. Однако Линч не только кинорежиссёр. Изначально-то он живописец и до сих пор пишет картины — настолько же странные и притягательные, как его фильмы. А еще маэстро сочиняет и записывает музыку.
Вообще-то любовь Дэвида Линча к музыке проявлялась на протяжении всего его творческого пути. Он постоянно направлял Анджело Бадаламенти в нужное русло (со слов самого Анджело), когда тот писал саундтреки; написал все тексты песен для двух первых альбомов Джули Круз (певица с ангельским голосом из бара «Дом у дороги»); наваял полноценный студийный альбом с Бадаламенти в 1993 году (издан в 2018 под названием «Thought Gang»); с Джоном Неффом в 2002; самолично состряпал саундтрек к своей «Внутренней империи» (2006); устраивал другие музыкальные эксперименты и коллаборации.
И лишь в 2011 году Линч выпустил свой дебютный и полностью сольный альбом «Crazy Clown Time». Все композиции он сочинил совместно с мастером эмбиента Дином Хёрли, который позже примет участие в создании саундтрека к третьему сезону сериала «Твин-Пикс». Дэвид сам сыграл на всех инструментах (лишь иногда ему помогал Хёрли) и исполнил вокальные партии. Перед нами термоядерная смесь из простого, как топор, мрачного глубинно-американского гитарного блюза, запредельной психоделии, электроники и спецэффектов. Что ж, получился чертовски хороший альбом. Покопаемся-ка в его внутренностях.
«Pinky's Dream» — заход с козырей. Эту чувственную, тревожную среднетемповую вещицу спела кореянка Карен О. Напряжение нагнетает сам Линч, елозя слайдом по гитаре, что у него весьма круто получается — музыка простая, но эффектная. Карен О — единственный гостевой вокал на альбоме. Дальше Линч поет всё сам.
И следующая композиция — насквозь электронная «Good Day Today». Не то чтобы мрачная, но… если знать, КТО ее сочинил и исполняет… Сюрреалистический клип, полный отсылок и иносказаний, снял сторонний режиссер на конкурсной основе.
А вот дальше нас ждёт в основном жирнющая блюзятина. «So Glad» — медленное рассуждение о том, насколько хорошо и свободно может сделаться, когда от тебя ушла надоедливая баба. Простейший и мрачнейший реднекский блюз с настолько тупым текстом, насколько это вообще возможно. Здесь ощущаются все прелести линчевского голоса — тягучего, глубокого, слегка «мяукающего».
«Noah's Ark» — снова электронщина, на сей раз очень неторопливая, с парой повторяющихся шёпотом строчек под фоновый шум дождя. «Football Game» — еще один глубинный, простой до тошноты американский блюз о мужике, который пришел на футбольный матч и заметил там свою бабу с другим ухажёром. Здесь Линч не особо напрягается над гитарой — лупит аккорды. Легким диссонансом звучат угрозы лирического героя женщине кровавой расправой: «Лучше беги, детка, да порезвее». Чтобы сгустить краски, Дэвид изображает деревенский говор. С агрессивными деревенщинами, как известно, шутки плохи…
«I Know» — такая же тягучая. Эдакая расплавившаяся на солнце, а потом прилипшая к подошве жвачка. При этом в ней существенно больше электронного элемента, а ритм слегка пободрее. Судя по нехитрому тексту, лирический герой — маньяк-убийца.
«Strange and Unproductive Thinking» — своего рода монотонный семи-с-половиной-минутный, в один аккорд, гимн трансцендентальной медитации, которую Дэвид Линч практикует с незапамятных времен и коей не устает восхищаться (и автор этого материала с ним полностью солидарен в данном вопросе).
«The Night Bell with Lightning» — тревожный инструментальный гитарный блюз, который полностью соответствует своему названию. Следом — «Stone's Gone Up», которая больше тяготеет к умеренно угрюмому диско.
Гвоздь программы — «Crazy Clown Time». Это нечто за гранью добра и зла. Вообще-то песня — об обычной неумеренной пьянке подростков, но подача… Слайд-гитара ревет под блюзовый бит, а жуткий голос Линча изображает не то ребенка, не то чёрт вообще знает кого или что. Он сам снял клип, который превосходно отражает суть песни.
И пришёл к придуркам страшный клоун… которого мы так и не увидели.
Далее — две крутейшие (на наш, конечно, сугубо субъективный взгляд) песни альбома. Это задумчивая и грязная, как задний двор заброшенного трейлерного парка «Жирная форель», но вместе с тем очень трогательная и воздушная «These Are My Friends»… и полная отупелой обреченности «Speed Roadster», которую Дженнифер Линч, дочка маэстро и тоже режиссер, использовала в своем эффектном триллере «Под наблюдением». Обе — тягучий, пробирающий до глубин блюз (вот именно тот, самый что ни на есть blues devils — черная меланхолия), который хочется переслушивать и переслушивать под мерный плеск вискаря или пиваса в стакане. Да, и от «These Are My Friends» за версту разит городком Твин-Пикс — поклонники точно оценят.
«Movin' On» — медлительная, возвышенная, медитативная притча под водянистую гитару. «She Rise Up» выползает из-за обшарпанного кирпичного угла в безлунную ночь. Гитара здесь неспешно и глухо шагает — крадётся, подобно убийце Бобу.
«I Have a Radio» — предельно простой и наводящий жуть электронный блюз с одной строчкой текста, которая полностью совпадает с названием. Там еще есть какое-то маловнятное электронное хрюканье, которое вносит свою лепту всратости (простите) в общую картину. В официальном видео Линч использовал собственный анимированный шедевр живописи.
Ну а если вам понравилась «The Night Bell with Lightning», то понравится и «Sparkle Lounge Blues» — блюзовая инструменталка в том же тёмном, настораживающем ключе.
Альбом, конечно, далеко не для всех. Как, впрочем, и фильмы Линча. Но те, кто хочет разнообразить свой блюзовый плейлист чем-нибудь оригинальным, определенно получат удовольствие. Как и любители разного рода экспериментальной музыки.