– Вы знаете, что мне сейчас вспомнилось? Году так в 2007-м, а, может, чуть позже мы отдыхали в Крыму. И там познакомились с туристами из России. Тогда ещё россияне спокойно ездили на Черноморское побережье. Как-то за ужином разговорились о политике. Как водится, обсудили тех, кто у власти. И я тогда сказала, что немножко завидую россиянам – у них такой президент! Образованный, интеллигентный, и вообще – человек на своём месте. Плюс в отличной физической форме. С таким и спокойно, и за страну не стыдно. Наши новые знакомые тогда самодовольно улыбнулись: мол, что есть, то есть. Мы тоже считаем, что нам с руководителем, наконец, повезло. А то получалось, как в фильме «Доживём до понедельника» – со времён Петра Первого России не везло на царей…
Жительница Донецка, шестидесятилетняя Валентина Дергаченко эти события почти двадцатилетней давности вспомнила не просто так:
– Кто бы мог подумать, – говорит она, что наступит момент, когда у меня будет возможность выбирать президента России! И что я смогу проголосовать именно за того кандидата, которого я считала самым достойным ещё тогда! Как говорится, желания сбываются, надо только очень этого хотеть!
Для столицы ДНР, как и для всех новых российских регионов, нынешние выборы – первые после того, как они вошли в состав России. Эмоции жителей шахтёрской столицы словами не передать – тут и слёзы, и радость, и чисто деловая сдержанность (мол, выборы – это важный этап, после которого предстоит многое сделать). Правда, пока «делают» украинские власти – предпринимают всё возможное для того, чтобы запугать дончан – в дни голосования в городе по-прежнему слышны взрывы. Особенно достаётся окраинам. Но люди – несмотря ни на что – идут на избирательные участки.
– В последний раз мы с таким энтузиазмом голосовали, наверно, ещё в 2014-м, – рассказывает дончанин Леонид Кравченко, – когда проводили референдум за отделение от Украины. Вы бы только видели, сколько было людей! Инвалиды на костылях, на колясках, люди очень почтенного возраста – все шли голосовать! Наверное, если бы надо было ползти, они бы поползли!
– В этот раз «ползти» никому не пришлось – члены избирательных комиссий заранее выяснили, к кому из избирателей потребуется приехать на дом. Так девятиэтажка на Комсомольском проспекте стала чем-то вроде филиала избирательного участка. На дому проголосовали почти все жители.
– У нас в доме остались одни пенсионеры, – делились они впечатлениями от процесса, – поэтому мы сразу попросили: уж будьте так любезны, принесите нам урну и бюллетени домой! И никто нам даже не подумал отказать! Так что голосовали прямо в подъезде.
Кстати, подъезд наш недавно преобразился: нам (да и не только нам), наконец, вставили оконные стекла, выбитые взрывной волной еще в 2014-м! Как натянули тогда клеёнку, так все десять лет с этой клеёнкой и жили. И вот теперь у нас не только стёкла, но и окна новые – пластиковые! И с клеёнкой, конечно, жить можно, только темно. А зрение-то у пожилых людей – сами понимаете, какое! Зато теперь красота! Впрочем, где ставить крестик в бюллетене мы в любом случае не перепутаем, – смеётся мой собеседник.
Дончанка Людмила Сурова тоже давно уже на пенсии, но голосовала на избирательном участке.
– После того, как мне (а живу я в самом центре голода) прилетело чуть ли не в квартиру, уже ничего не страшно. Ну, и что? Ну, разбудили грохотом среди ночи, ну, подмела с пола то, что осталось от оконных стёкол… Надо дальше жить. Да, я человек уже не очень молодой, и, казалось бы, мне уже всё равно, кто будет, где будет… Но ведь есть дети и внуки! Хочется, чтобы они жили в нормальной стране. И я должна сделать для них хотя бы то, что зависит от меня...
Елена ТИХОНОВА.
На снимке: избирательная комиссия во фронтовом Киевском районе Донецка, где нет ни сна из-за обстрелов, ни мобильного интернета.
Фото: Юлия Андриенко («КП»).