Человек ещё на заре своего существования – со времён палеолита – занимался обработкой древесины. Изначально это были заострённые древесные охотничьи копья. Но о художественной резьбе по дереву речи ещё не шло.
В эпоху неолита в Камско-Вятском междуречье каменные орудия становятся совершеннее и разнообразнее. Появляются долото, стамеска, топор, которые свидетельствуют о совершенствовании обработки дерева.
В неолите деревообработка продолжает совершенствоваться, появляются довольно сложные жилые и производственные сооружения. Орудия для работы с деревом встречаются повсеместно и в большом количестве.
Строительство и изготовление предметов быта из дерева продолжается и в последующие эпохи, технологии обработки древесины усложняются, некоторые приёмы заимствуются удмуртами в ходе контактов с другими народами. Основные орнаменты и приёмы работы перекочёвывают из косторезного искусства в художественную резьбу по дереву. (удмурты заимствовали у своих соседей, так же как мы знаем через современную Удмуртию проходил Сибирский тракт, по которому не только этапировали каторжников, но и так же шла активная торговля с Китаем.)
XIX век отмечен развитием изготовления из дерева домашней утвари, для этого применялась древняя технология долбления.
Хочу сразу же показать изделия Узей-Туклинского дома ремесел, выполненных по той же технологии
и например Дымбыр – удмуртский барабан, все в той же технике
Но ещё веком ранее удмурты овладели токарным мастерством.
В дореволюционной литературе нередко встречается упоминание о существовании резчиков по дереву, но, к сожалению, не описывается круг их работ. По некоторым данным во второй половине XIX века наблюдалось расширение промысла. Так, если в 70-е гг. XIX в. в крае было зафиксировано три резчика по дереву, то в 1900 г. в Удмуртии их стало 171. Сохранились сведения о том, что в торговом селе Дебёсы были хорошо развиты иконостасное ремесло и резьба по дереву. В материалах подворной описи можно найти сведения о том, что в некоторых районах Удмуртии существовали резчики, которым столяры отдавали на окончательную доработку украшенные резьбой стулья, диваны, кресла и другую мебель.
В удмуртских деревнях была развита и домовая резьба. При украшении ворот, окон, крыш домов удмурты использовали солярную и аграрную символику.
Распространенная в быту удмуртов художественная обработка дерева имела широкое применение при изготовлении предметов домашнего обихода. В свободное от сезонных работ время каждый хозяин старался изготовить все необходимые в хозяйстве вещи, при этом сделать их возможно более красивыми и художественно совершенными.
Эти промыслы обеспечивали крестьянское хозяйство кухонной утварью (ложкарный, чашечный, бочкарный, ведерный, решетный, плетение хлебных чашек, солонок и т. д.), мебелью (мебельно-столярный, сундучный), орудиями труда (самопрялочный, веретенный, дужный, изготовление ткацких станков), музыкальными инструментами.
Найденные археологами деревоотделочные инструменты — ножи-резцы различной изогнутости, тесла, долота, топоры разных размеров и т. п. — говорят о древности у удмуртов ремесла деревообработки. Несложные технические приспособления, употреблявшиеся удмуртами при деревообработке, не мешали резчикам создавать с их помощью подлинные произведения искусства. Это достигалось благодаря мастерству, умению, веками выработанному вкусу народных мастеров и приемам, ими употребляемым, передаваемым из поколения в поколение.Они хорошо знали свойства различных пород древесины и других лесных материалов и усвоили разные способы их обработки: долбление, резьбу, выпиливание, роспись, тиснение на бересте, плетение
)Из дерева изготовляли кадки (вышкы) разных размеров для хранения муки, крупы, меда и других продуктов, маслобойки (аръян вышкы), ступы (гыр), корыта (тусь), солонки (сылал возён), чаши (тусьты), тарелки (тэркы), стаканы (сюмык), ковши (кобы), ложки (пуньы). Встречались даже долбленые стулья. Такой стул напоминал кадку, но имел цельную полукруглую спинку, являвшуюся продолжением половинки стенки кадки. Такие стулья стояли обычно в родовом святилище куа. Емкость под сидением использовалась для хранения ритуальных предметов [1].
Сосуды небольшого размера вырезались с помощью простого ножа и различных изогнутых резцов и скобелей. Внутренняя часть сосуда выдалбливалась или выскабливалась с помощью долота и маленького изогнутого резца с деревянной рукояткой.
Материал для изготовления сосудов был разнообразным. Чаши, тарелки разного размера и глубины, солонки выделывались из березового наплыва (капа) или липы. На изготовление ковшей, черпаков для пива и ложек шли липа, береза.
Солонки чаще вырезывались в форме водоплавающей птицы-утки, с выдвижной или раздвижной крышкой. На крышке (спине утки) иногда помещали скульптурные фигурки утят. (На примере утка дебесский дом ремесел, автор Николай Иванов).
Тщательная отделка поверхности, тонкость резьбы отличают также ковши-сосуды для пива, специально изготовленные для молений в священной роще «луд» и родовом святилище «куала». Они были обычно с низкими бортами и острым приподнятым носиком, придающим всему сосуду своеобразную, пластичную, изысканную форму, напоминающую изделия из металла. Тонкие стенки сосуда-ковша и сглаженная поверхность увеличивали это сходство с металлом. (автор Роман Черных). На ритуальной посуде вырезали родовую тамгу (пус).
Техника скульптурной резьбы у удмуртов применялась для придания предмету художественной формы. Скульптурной резьбой украшали спинки стульев, шкафчики для посуды, швейки, прялки, ножки столов, матицу, перила.
Нередко наряду со скульптурной резьбой можно было встретить орнаментальную резьбу, которой покрывалась поверхность предмета. Большей частью это были просто вырезанные ножом в различных направлениях косые параллельные линии. Иногда узор наносился в виде розеток, исполненных техникой трехгранно-выемчатой резьбы(автор Сергей Чермаков).
Благодаря этому изделия приобретали индивидуальную неповторимость. Прялки, швейки, сколько бы их ни было, каждая отличается одна от другой. Столь же неповторимы деревянные изголовья для подушек, которые ставили на полати и широкие нары. При их изготовлении использовалась скульптурная и орнаментальная выемчатая резьба. Создавали узоры и из прорезных фигур — кружочков, овалов, треугольников. Поверхности предметов покрывались резным орнаментом из геометрических фигур, солярных знаков. Большинство резчиков работали преимущественно вручную. Некоторые мастерили себе токарные станочки, на которых вытачивали веретена, навершия прялок, небольшие скульптурные детали для украшения шкафов, полок и т. п. При ручной работе мастер использовал особенности материала, внося кое-какие изменения в детали предмета и узора, подсказанные его фактурой и цветом.
Старинной глухой резьбой украшали столбы ворот. С переходом к уличной планировке поселений тем же способом вырезали узоры на надоконных досках. В XX веке в художественном оформлении жилища распространилась пропильная и накладная резьба.
Вернемся к токарному делу
В арсенале орудий труда «кустаря» не последнюю роль играл токарный станок. Токарный вид обработки дерева преобладал в прялочном, самопрялочном, веретенном и посудном производствах. Самым распространенным было чашечное производство. По подворной описи 80—90 годов XIX века в четырех уездах Удмуртии насчитывалось 235 чашечников. Изготовлялись чашки на дому, членами семейства, найма не было, материал был свой, сбывали продукцию в своей местности. Производством занимались издавна, в свободное от полевых работ время. «Занятие промыслом дает поддержку в хозяйстве и своевременно платить подати» — объясняют «кустари» причину возникновения промысла.