Все мы по школьной программе проходили в учебниках истории создание древней Руси, как она контактировала с другими государствами, от куда пошла преемственность нравов, религии и торговли. Одним из важнейшим торговым маршрутом был «путь из варяг в греки», который запасным вариантом проходил опасным и длинным крюком, по озерно-речной системе Вуоксы и впадал в Ладожское озеро. Именно, там и была территория карельского поселения, которое позже после разграбления отрядом шведских рыцарей отбили и в 1310 году построили капитальную крепость на Узерве-Вуосе для охраны речных путей от неприятеля. Это фортификационное сооружение ни раз меняло своего владельца, что отразилось в нем и его окрестностях во внешнем виде. Суровые климатические условия и тяжелый дух северного природного ландшафта так же отражены не только в крепости, но и наблюдаются в постройках города.
Ноябрь 2020 г. выдался теплым, и достаточно солнечным, что бы можно было продолжить длительные прогулки по маленьким городам вокруг Питера. Собравши рюкзаки еды, детей и камеру, мы отправились по Приозёрскому шоссе на север. План был составлен заранее, кроме крепости были намечены и другие достопримечательности, но Корела, естественно, стояла в списке первой!
По дороге встречаются красивые северо-западные пейзажи, холмы, хвойные леса, булыжники вдоль трассы, в поселке Лосево, на Вуоксе пороги, которые облюбовали байдарочники для своих сплавов (но, мы таким спортом не занимаемся, так что проехали без остановок это красивейшее место).
Доехав до нашей первой точки, мы умудрились припарковаться на крошечной автостоянке на против танков. Спустя год, проезжая летом сквозь город, останавливались у крепости позавтракать, без особых усилий нашли место на парковке снова.
Народа поздней осенью оказалось не много. Солнце светило сквозь ветки деревьев, обойти крепость вокруг, не составляет никакого затруднения, это довольно маленькое и низенькое сооружение, расположенное на Кукушкином острове, окруженное со всех сторон водой.
Крепость представляет собой детинец, окруженный земляным валом (куртина) из булыжников. Толщина стен доходит до 5 метров, высота около 8 метров. Когда-то крепостей было две: новая и старая. До нас дошла только «старая», а всё дело в изменении русла реки Вуокса. Круглая воротная башня является главным входом в крепость, но первый раз нас пропустили внутрь через Водяные (мельничные) ворота. Внутри большое зеленое пространство, покрытое хорошо подстриженным газоном, на котором сразу же нужно поваляться детям.
Построек немного, но те что есть, в хорошем состоянии, сейчас в них располагается музей и сувенирная лавка. Среди поляны стояли две одинокие яблони и пушки, которые вмиг заинтересовали ребят.
Через год, мы зашли в крепость через главные ворота, со стороны реки, там же в круглой башне расположены, скрытые от вандалов и природной непогоды «Петровские ворота», названные так из-за легенды, которая гласила, что именно по приказу Петра 1 к ним прибили рыцарские латы, после победы над шведами в 1710 г. В 1996 г. у стен крепости снимали эпизод фильма А. Балабанова «Брат».
Вторым пунктом нашего путешествия в Приозерск был его вокзал, перекусив в машине бутербродов с чаем, настроив навигатор, мы рванули на поиски его.
Вокзал Приозерска хорошо сохранившийся пример деревянного северного модерна, архитектор проекта Туре Хеллстрём. По площади всей Северо-Западной части страны любили строить подобного типа и стиля вокзалы. Открыт в 1916 г. С 1918 по 1948 год станция называлась Кякисалми, от финского «кукушка» и «пролив». Здание вокзала было реконструировано в 2007-2008 гг. До наших дней здание дошло в хорошем состоянии, через него проходит Рускеальский экспресс. «Маленькое и миленькое» такое ощущение произвело на меня снаружи это здание, но зайдя внутрь, оно кажется больше. Я очень люблю деревянные красные постройки, с ними не так скучно кажется серое свинцовое небо севера. Поэтому, у меня вызвало огромный восторг вид отреставрированного старого вокзала. К сожалению, у нас к этому относятся очень халтурно, интересные здания вокзалов, чаще всего ради экономии или от отсутствия художественного вкуса, просто зашивают дешевым сайдингом. А, здесь прям повезло, дерево красное, элементы белые, дверь деревянные, все как на старых фото. Единственное, современная проводка и вывески не вписываются во внешний его вид.
Еще одной достопримечательностью Приозерская являются церкви, их несколько, но меня интересовала только одна.
Кирха. Это прекрасное сооружение не возможно проехать мимо, как и крепость Карелу. Она возвышается среди двухэтажных и одноэтажных домов города. Такая статная, каменная, классическая Лютеранская в стиле северного Ар-нуво (или национальный финский романтизм), ярко демонстрирующая всю силу и суровость северного духа. К сожалению, после пожара была закрыла, и внутрь нам не получилось попасть. Зато одно интереснейшее открытие мы сделали для себя рядом с нем. Около входа стоял стенд с маршрутом «Три Кирхи», от lentravel.ru. Из него мы узнали о других кирхах этого же архитектора Армаса Линдгрена и как их найти. А, так же, и о сайте путешествий по ленинградской области.
Стены Кирхи сложены из цельного гранитного камня. В кирхах, расположенных в Зеленогорске и Мельниково, у Лингренда используется другие материалы, поэтому они перекликаются между собой, а кирха в Приозерске и крепость Карела составляют один ансамбль, перекликаясь друг с другом, хоть и построенные в разных временных промежутках, но объединены одним камнем и стилем.
Ворота сульфатно-целлюлозного завода Waldhof. Мы долго искали их на навигаторе, но все было безуспешно. Нам помогли местные жители, но все равно их трудно найти, так как прекрасный красный кирпич, на старых фото выглядит иначе, чем после перестройки и реконструкции, и вывески с баннерами на старых фото не присутствуют.
Сам завод строился в 1928-1931 гг, как дочернее предприятие Zelstofffabrik. Состоял из нескольких корпусов: главной проходной группы, здравоохранения, лаборатории и почты. Завод закрыт с 1986 г. из-за экологической угрозы, когда завод строился, то не предполагалось что ему нужны были очистные сооружения, все отходы от производства целлюлозы вывозились немцами и утилизировались, но все поменялось при советской власти. Все химические отходы от производства бумаги сливались в озеро, а из него по водно-речной системе напрямую попадали в Ладогу и в Неву. Под экологическую угрозу попал, тогда еще именуемый, Ленинград, и производство бумаги закрыли, перед этим переформатировав его в фабрику по производству мебели.
Уже темнело, это была последняя точка по плану посещения Приозерска, так что выстроив маршрут до дома в навигаторе, затарившись пирожками в кафе, включив любимую музыку, мы отправились восвояси.
Но, позади нас остался не только город, но и оставшийся список не посмотренных достопримечательностей, так что поводов туда вернуться предостаточно, чтобы снова, пройтись по его улочкам, мостам, лужайкам, зайти в подворье церквей, в кафедральный собор и т.д.