Найти тему

Эпоха «детских травм» и «проработок родителей» проходит. И слава богу.

Эпоха «детских травм» и «проработок родителей» проходит. Новый мир уже настал, и у руля «люди, готовые нести ответственность за свою жизнь».

Ненаучное отступление. Из наблюдений практикующего психолога. Все чаще в запросах клиентов слышу:

«Больше не хочу проработок детства, копаний в родителях и детских травмах. Не могу больше рыдать на встречах с психологом и каждую неделю ждать сессию как каторгу. Это не работает! Кроме дурных воспоминаний, оттуда ничего не выношу».

Мне, как психологу, эта позиция близка. Вроде человек идет к психологу, чтобы укрепиться, а его окунают в то, что психика предпочла закрыть. Такая работа мозга- это естественный природный процесс, разработанный на протяжении эволюции. В противовес этому, психология стремится открыть «Ящик Пандоры», хотя далеко не все психологи умеют его экологично затворить по окончанию работы. Вот и ходят люди от психолога к психологу и везде одно и то же: «Все проблемы из детства»…

Мы часто говорим о том, что основа для паттернов поведения, самооценки закладывается в нас еще в детстве. Это действительно так, но можно ли полагаться только на это суждение. Возможно, пора перестать оправдываться прошлым и начать активно формировать свою взрослую жизнь. Ведь одно из главныхпреимуществ взрослого человека- это способность брать ответственность за собственное существование, умение осознанно выбирать, включая выбор ключевых моментов из прошлого.

Если вас не любили в детстве, то почему бы не начать самостоятельно любить себя. Если вас не ценили, почему бы не научиться ценить себя, хотя бы в собственных глазах, повысить самооценку с помощью доступных практик.

-2

Фраза «способность брать ответственность за свою жизнь» звучит сильно. Она подходит только для взрослых. Не стоит сваливать вину на прошлое или искать «козлов отпущения». Напротив, пора прекратить обвинения в свой адрес, и задуматься, что поменять для достижения желаемого.

А теперь информация для пытливых. Я собрала доказательную базу исследований, подтверждающих, что не события детства определяют личность, а человек определяет как к этим событиям относиться.

Начнем с тезисов моего коллеги, психолога с 20-летним стажем, Павла Зыгмантовича о детских травмах:

«1. Идея, что какой-то единичный поступок родителя (не откровенная уголовка) нанесёт ребёнку глубокуюдушевную рану, противоречит нашим знаниям о детях. Их психика эластична, и вполне справляется с единичными событиями. Источник здесь.

2. Жизнестойкость детей — это норма. Даже в неблагоприятных обстоятельствах примерно 75% детей вырастают вполне себе бодрыми и беспроблемными. И это норма. Как пишет Энн Мастен в эпохальнойстатье «Обыкновенная магия: процессы устойчивости в развитии»: «Самый поразительный вывод, вытекающий из исследований этих детей, — это обыденность жизнестойкости». Источник здесь.

3. Упомянутая жизнестойкость усиливается заботой старшего (чаще одного из родителей), плотный эмоциональный контакт позволяет детям справляться с трудными ситуациями, что видно даже в результатах сканирования мозга. Источник здесь.

4. Не все дети справляются с неблагоприятными условиями развития — скажем, дети, выросшие в семье алкоголиков могут столкнуться с отсутствием заботы и даже врождённой жизнестойкости может не хватить. Тогда речь идет о комплексном посттравматическом стрессовом расстройстве (кПТСР). Это серьезная проблема, и счастье, что она настигает относительно немногих детей.

5. Обзор способов работы с кПТСР, выполненный в 2019 году показал, что для преодоления этого расстройства психолог необязателен. «Польза от всех вмешательств была меньшей по сравнению с неспецифическими вмешательствами (например, установление дружеских отношений». Источник здесь.

6. Разумеется, всё это не значит, что с детьми можно вести себя по-свински. Это значит, что пора перестать кошмарить родителей»

-3

Реальность меняется - психология ушла далеко вперед понятий «детских травм» и «глубинных причин», но на территории постсоветского пространства популярная психология до сих пор прибывает в концепции: «Создал проблему – решил проблему – живу на разницу».

Приведу доводы уважаемого мной психолога, практика с 40-летним опытом, Николая Ивановича Козлова:

«Синтон-подход утверждает, что проблемы в поведении клиента являются обычным выученным поведением, сформированным в детстве общими усилиями ребенка и взрослых, что полностью согласуется со взглядами Л.С. Выготского об активности ребенка. С одной стороны, это дает возможность родителям предупреждать формирование у ребенка такого поведения, а если такое поведение уже сформировалось, то работа с выученным поведением для специалиста серьезной трудности не представляет.
Что касается психоанализа, то психоанализ утверждает, что проблемы в поведении клиента вызваны травматичным событием в детстве. Как это можно доказать? Никак.
Психотерапевты, работающие с "травмой", "лечат" ее тем, что просят клиента найти событие из прошлого, которое ему вспоминается в связи с проблемами, после чего с помощью расслабления стирают эмоциональный след от прошлого события и внушают, что теперь его проблемы ушли. Механизм? Расслабление и внушение на фоне расслабления, приводящие к снятию сочетательного рефлекса по Бехтереву. Если "травмой" называют образование неадаптивного сочетательного рефлекса, то зачем новое название хорошо известным вещам? И если "травма" снимается так легко, зачем ею пугают?»

Не отрицаю, что влияние детских воспоминаний и впечатлений неоспоримо. Но есть нюанс: воспоминания – вещь гибкая и их можно переписывать. Хотя бы за счет того, чтобы подробнее о каком-то факте искать сведения у других лиц.

Приведу пример. Клиент пришел с запросом, что не получается достичь своих финансовых целей. Пришел ко мне от других психологов, которые выявили, что корни финансовой несостоятельности лежат в неблагополучном детстве, скупости папы и бедных условиях дома. В итоге работы коллег, клиент красочно и детально восстановил событийный ряд своего прошлого, из-за которого он сейчас в плачевном настоящем. Потому что, как правило, что психолог ищет, то и находит клиент…)

Когда клиент приносит утверждение из детства, я прошу его к следующей встрече поговорить о детстве с мамой, папой, братьями, сестрами, другими людьми, кто был свидетелем тех лет. Только не через призму обвинений, а именно через призму воспоминаний других людей. В формате «А что ты помнишь об этом событии?»

И что я получила к следующей сессии? Удивленного клиента с открытиями о пересмотре своего детства. Оказывается, его семья была одной из зажиточных, так помнят его старшие сестры. Да, они не были олигархами, но зато им не приходилось донашивать вещи друг друга, у них были на столе деликатесы тех времен, а по праздникам -подарки. И сестры были искренне удивлены, что он считал их семью бедными. Как и родители, которые также были немного шокированы, ведь они старались на благо детей всю жизнь.

-4

Какой эффект получил клиент от того, что увидел старую реальность новыми глазами? Понимание того, что он не из бедной семьи. И после этого у него в голове начали распаковываться и новые воспоминания. «Да, помню, подарки под елкой. Помню, они были из моего списка Деду Морозу»; «еще помню как сестры делали показы мод, когда с рынка с новыми вещами приходили».

После пришло новое открытие: он был обманут сам собой и результат его «материального неблагополучия» продиктован вовсе не детством, а ощущением от выборочных воспоминаний из детства.  Когда я уточнила, что он называет «материальным неблагополучием» и как живут его сестры, у которых были хорошие воспоминания из детства, то получила еще одну порцию негодования клиента.

Оказалось, что «его неблагополучие» - рай для большинства населения страны: счета в банках, две квартиры в собственности, два автомобиля. Постоянное ощущение сведения концов с концами, продиктовано тем, что не может откладывать столько, сколько хотел бы он сам. Тогда как его сестры живут гораздо скоромнее.

Что же получается, наш «герой с психотравмами от неблагополучного детства» живет лучше, чем его сестры с положительными воспоминаниями о детстве?

Что он получил в итоге - «посттравматический синдром» или «посттравматический рост»? Разницу этих двух явлений раскрываю вот в этих статьях ПОЗЖЕ БУДЕТ ССЫЛКА
______

Познакомиться с трудами Николая Ивановича Козлова можно здесь:

*для справки: Н.И.Козлов - ректор Университета практической психологии, основатель Тренинг-Центра «Синтон», советский российский психолог.

 1) личный сайт Н.И.Козлова

 2) его авторский проект «Психологос» - сайт #1 по посещаемости на психологическую тему

3) книги его авторства

______

Познакомиться с трудами Павла Зыгмантовича можно здесь:

1) личный сайт П.Зыгмантовича

2) его страница в Facebook

3) личный паблик Вконтакте

4) его канал на YouTube