Эпоха «детских травм» и «проработок родителей» проходит. Новый мир уже настал, и у руля «люди, готовые нести ответственность за свою жизнь».
Ненаучное отступление. Из наблюдений практикующего психолога. Все чаще в запросах клиентов слышу:
«Больше не хочу проработок детства, копаний в родителях и детских травмах. Не могу больше рыдать на встречах с психологом и каждую неделю ждать сессию как каторгу. Это не работает! Кроме дурных воспоминаний, оттуда ничего не выношу».
Мне, как психологу, эта позиция близка. Вроде человек идет к психологу, чтобы укрепиться, а его окунают в то, что психика предпочла закрыть. Такая работа мозга- это естественный природный процесс, разработанный на протяжении эволюции. В противовес этому, психология стремится открыть «Ящик Пандоры», хотя далеко не все психологи умеют его экологично затворить по окончанию работы. Вот и ходят люди от психолога к психологу и везде одно и то же: «Все проблемы из детства»…
Мы часто говорим о том, что основа для паттернов поведения, самооценки закладывается в нас еще в детстве. Это действительно так, но можно ли полагаться только на это суждение. Возможно, пора перестать оправдываться прошлым и начать активно формировать свою взрослую жизнь. Ведь одно из главныхпреимуществ взрослого человека- это способность брать ответственность за собственное существование, умение осознанно выбирать, включая выбор ключевых моментов из прошлого.
Если вас не любили в детстве, то почему бы не начать самостоятельно любить себя. Если вас не ценили, почему бы не научиться ценить себя, хотя бы в собственных глазах, повысить самооценку с помощью доступных практик.
Фраза «способность брать ответственность за свою жизнь» звучит сильно. Она подходит только для взрослых. Не стоит сваливать вину на прошлое или искать «козлов отпущения». Напротив, пора прекратить обвинения в свой адрес, и задуматься, что поменять для достижения желаемого.
А теперь информация для пытливых. Я собрала доказательную базу исследований, подтверждающих, что не события детства определяют личность, а человек определяет как к этим событиям относиться.
Начнем с тезисов моего коллеги, психолога с 20-летним стажем, Павла Зыгмантовича о детских травмах:
«1. Идея, что какой-то единичный поступок родителя (не откровенная уголовка) нанесёт ребёнку глубокуюдушевную рану, противоречит нашим знаниям о детях. Их психика эластична, и вполне справляется с единичными событиями. Источник здесь.
2. Жизнестойкость детей — это норма. Даже в неблагоприятных обстоятельствах примерно 75% детей вырастают вполне себе бодрыми и беспроблемными. И это норма. Как пишет Энн Мастен в эпохальнойстатье «Обыкновенная магия: процессы устойчивости в развитии»: «Самый поразительный вывод, вытекающий из исследований этих детей, — это обыденность жизнестойкости». Источник здесь.
3. Упомянутая жизнестойкость усиливается заботой старшего (чаще одного из родителей), плотный эмоциональный контакт позволяет детям справляться с трудными ситуациями, что видно даже в результатах сканирования мозга. Источник здесь.
4. Не все дети справляются с неблагоприятными условиями развития — скажем, дети, выросшие в семье алкоголиков могут столкнуться с отсутствием заботы и даже врождённой жизнестойкости может не хватить. Тогда речь идет о комплексном посттравматическом стрессовом расстройстве (кПТСР). Это серьезная проблема, и счастье, что она настигает относительно немногих детей.
5. Обзор способов работы с кПТСР, выполненный в 2019 году показал, что для преодоления этого расстройства психолог необязателен. «Польза от всех вмешательств была меньшей по сравнению с неспецифическими вмешательствами (например, установление дружеских отношений». Источник здесь.
6. Разумеется, всё это не значит, что с детьми можно вести себя по-свински. Это значит, что пора перестать кошмарить родителей»
Реальность меняется - психология ушла далеко вперед понятий «детских травм» и «глубинных причин», но на территории постсоветского пространства популярная психология до сих пор прибывает в концепции: «Создал проблему – решил проблему – живу на разницу».
Приведу доводы уважаемого мной психолога, практика с 40-летним опытом, Николая Ивановича Козлова:
«Синтон-подход утверждает, что проблемы в поведении клиента являются обычным выученным поведением, сформированным в детстве общими усилиями ребенка и взрослых, что полностью согласуется со взглядами Л.С. Выготского об активности ребенка. С одной стороны, это дает возможность родителям предупреждать формирование у ребенка такого поведения, а если такое поведение уже сформировалось, то работа с выученным поведением для специалиста серьезной трудности не представляет.
Что касается психоанализа, то психоанализ утверждает, что проблемы в поведении клиента вызваны травматичным событием в детстве. Как это можно доказать? Никак.
Психотерапевты, работающие с "травмой", "лечат" ее тем, что просят клиента найти событие из прошлого, которое ему вспоминается в связи с проблемами, после чего с помощью расслабления стирают эмоциональный след от прошлого события и внушают, что теперь его проблемы ушли. Механизм? Расслабление и внушение на фоне расслабления, приводящие к снятию сочетательного рефлекса по Бехтереву. Если "травмой" называют образование неадаптивного сочетательного рефлекса, то зачем новое название хорошо известным вещам? И если "травма" снимается так легко, зачем ею пугают?»
Не отрицаю, что влияние детских воспоминаний и впечатлений неоспоримо. Но есть нюанс: воспоминания – вещь гибкая и их можно переписывать. Хотя бы за счет того, чтобы подробнее о каком-то факте искать сведения у других лиц.
Приведу пример. Клиент пришел с запросом, что не получается достичь своих финансовых целей. Пришел ко мне от других психологов, которые выявили, что корни финансовой несостоятельности лежат в неблагополучном детстве, скупости папы и бедных условиях дома. В итоге работы коллег, клиент красочно и детально восстановил событийный ряд своего прошлого, из-за которого он сейчас в плачевном настоящем. Потому что, как правило, что психолог ищет, то и находит клиент…)
Когда клиент приносит утверждение из детства, я прошу его к следующей встрече поговорить о детстве с мамой, папой, братьями, сестрами, другими людьми, кто был свидетелем тех лет. Только не через призму обвинений, а именно через призму воспоминаний других людей. В формате «А что ты помнишь об этом событии?»
И что я получила к следующей сессии? Удивленного клиента с открытиями о пересмотре своего детства. Оказывается, его семья была одной из зажиточных, так помнят его старшие сестры. Да, они не были олигархами, но зато им не приходилось донашивать вещи друг друга, у них были на столе деликатесы тех времен, а по праздникам -подарки. И сестры были искренне удивлены, что он считал их семью бедными. Как и родители, которые также были немного шокированы, ведь они старались на благо детей всю жизнь.
Какой эффект получил клиент от того, что увидел старую реальность новыми глазами? Понимание того, что он не из бедной семьи. И после этого у него в голове начали распаковываться и новые воспоминания. «Да, помню, подарки под елкой. Помню, они были из моего списка Деду Морозу»; «еще помню как сестры делали показы мод, когда с рынка с новыми вещами приходили».
После пришло новое открытие: он был обманут сам собой и результат его «материального неблагополучия» продиктован вовсе не детством, а ощущением от выборочных воспоминаний из детства. Когда я уточнила, что он называет «материальным неблагополучием» и как живут его сестры, у которых были хорошие воспоминания из детства, то получила еще одну порцию негодования клиента.
Оказалось, что «его неблагополучие» - рай для большинства населения страны: счета в банках, две квартиры в собственности, два автомобиля. Постоянное ощущение сведения концов с концами, продиктовано тем, что не может откладывать столько, сколько хотел бы он сам. Тогда как его сестры живут гораздо скоромнее.
Что же получается, наш «герой с психотравмами от неблагополучного детства» живет лучше, чем его сестры с положительными воспоминаниями о детстве?
Что он получил в итоге - «посттравматический синдром» или «посттравматический рост»? Разницу этих двух явлений раскрываю вот в этих статьях ПОЗЖЕ БУДЕТ ССЫЛКА
______
Познакомиться с трудами Николая Ивановича Козлова можно здесь:
*для справки: Н.И.Козлов - ректор Университета практической психологии, основатель Тренинг-Центра «Синтон», советский российский психолог.
2) его авторский проект «Психологос» - сайт #1 по посещаемости на психологическую тему
3) книги его авторства
______
Познакомиться с трудами Павла Зыгмантовича можно здесь:
1) личный сайт П.Зыгмантовича
2) его страница в Facebook
3) личный паблик Вконтакте
4) его канал на YouTube