Найти тему
Московская газета

Фермеры Хакасии сообщили о странной ситуации с изъятием, вакцинацией и убоем скота

   Фермеры Хакасии сообщили о странной ситуации с изъятием, вакцинацией и убоем скота
Фермеры Хакасии сообщили о странной ситуации с изъятием, вакцинацией и убоем скота

Как сообщили «Московской газете» в аналитическом агентстве E-Meat, за февраль 2024 оптовые цены на говядину в России поднялись на 1,8%, на баранину – на 2,3%. Связано ли это с убоем сельскохозяйственных животных в Хакасии и ряде других российских регионов? Как выяснила «Московская газета», меры по ликвидации заболеваний рогатого скота в Хакасии в конце 2023 – начале 2024 года вызывают ряд вопросов

Как сообщило издание «Акценты», на фоне доступных для россиян свинины и курятины сильно теряют в доступности говядина и баранина — по причине высоких и постепенно растущих цен на эти виды мяса. Пытаясь разобраться, почему это так, журналист «Московской газеты» узнал об убое крупного рогатого скота в российских регионах в связи с эпидемией заразного узелкового дерматита.

«Слишком мало внимания и государственной поддержки уделяется выращиванию крупного рогатого скота и овцеводству, — рассказал изданию фермер Алексей Жданов (Ростовская область). — Как говорится, свинья приносит 10 поросят, и всё хорошо. А корова приносит одного телёнка, и он не всегда выживает. Также и с овцами. Запасы говядины и баранины в России постепенно истощаются. Сегодня трудно купить бычка на откорм, их очень мало, цена бычка взлетела до 60-65 тыс. рублей, а раньше фермеры покупали его за 45 тыс. максимум. К тому же, умерщвляют маточное поголовье крупного рогатого скота, потому что невыгодно его разводить. Раньше за корову, которая дала одного телёнка, фермер получал субсидию в 10 тыс. рублей. Сейчас в каких-то регионах эта субсидия ещё осталась, а где-то её сократили до 2 тыс. Корову надо кормить целый год, чтобы она принесла телёнка. Корма – дешёвые, солома и сено – дешёвые. Но нет маточного поголовья и бычков. Мне звонят из Москвы, Петербурга, Сочи: «Давай бычка». А бычков нет. Проблема в том, что в те времена, когда у нас были высокие цены на пшеницу на внутреннем рынке, стали активно распахивать пастбища для крупного рогатого скота под зерновые культуры. Сейчас пшеницы у нас переизбыток, цены обрушились, некоторые рынки сбыта потеряны. А выпасов для крупного рогатого скота уже практически нет. И, наконец, ещё одна причина: массовое истребление поголовья в Хакасии, Алтайском крае, Астрахани в ходе эпидемии узелкового дерматита. Это не опасная для человека болезнь, но убой скота продолжается».

«Вакцины от узелкового дерматита в Хакасии есть, но скот всё равно сокращают», — кратко пояснил «Московской газете» председатель правления Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств и организаций агропромышленного комплекса Сибири Алексей Прокудин.

Уже в 9 регионах России уничтожают скот по причине заразного узелкового дерматита — болезни, которой болеет только крупный рогатый скот и которая передается только насекомыми, рассказала нашему изданию ветеринарный врач-эпизоотолог, судебный эксперт, кандидат ветеринарных наук Светлана Щепёткина.

«С октября 2023-го «ЗУД КРС» (заразный узелковый дерматит крупного рогатого скота) зарегистрирован в Республиках Хакасия, Удмуртия, Тыва, Бурятия, Алтайском и Красноярском крае, Иркутской, Амурской и Астраханской областях. Мероприятия по ликвидации ЗУД КРС регламентируются ветеринарными правилами, утвержденными приказом Минсельхоза № 588 от 24.08.2021, в них указано лечение больных и вакцинация восприимчивых животных, но ничего не говорится об их уничтожении. Ветеринарные правила согласно ст.2.1 закона Российской Федерации «О ветеринарии» обязательны к исполнению всеми физическими и юридическими лицами. Нарушение ветеринарных правил квалифицируется по ст.249 УК РФ. При этом в хакасском селе Боград умертвили около 99% поголовья, а всего по республике Хакасия ликвидировали около 13 тысяч голов крупного рогатого скота, овец, коз и свиней. Тысячи российских семей оставлены без кормильцев и единственного источника дохода. Моя ровесница, на глазах у которой убили любимых коров, попала в больницу с инсультом. Пенсионерка, у которой изъяли единственную корову, люди, купившие нетелей в кредит и ждавшие появления телят, родители, сохраняющие поголовье – в Хакасии принято передавать скот по наследству, некоторые люди до сих пор в больницах. Таких историй я услышала десятки. Уничтожают и поголовье крупных предприятий – в СХАО «Белореченское» Иркутской области уничтожили 1880 голов крупного рогатого скота. В результате на полках магазинов в регионе стало меньше молока и молочных продуктов, а мясо стоит больше 700 рублей за килограмм. По прогнозам властей, молочное и мясное животноводство здесь восстановится не раньше 2025 года», — рассказала врач-эпизоотолог.

Собеседница издания предоставила «Московской газете» протокол испытаний ГКУ РХ «Хакасская ветлаборатория». Светлана Щепёткина пояснила, что скрыла номер и дату документа в целях конфиденциальности, эти данные будут предоставлены по запросу соответствующих органов. В качестве нормативного документа на метод испытаний в протоколе ГКУРХ «Хакасская лаборатория» указана «инструкция по применению набора реагентов «ПЦР-Ящур-Фактор» для выявления РНК вируса ящура в биологическом материале». А в графе «Наименование показателя» указана «ДНК вируса нодулярного дерматита». В графе «Результат испытаний» стоит результат «обнаружена».

За уничтожением поголовья по причине узелкового дерматита могут скрывать ящур, считает ветеринарный врач-эпизоотолог.

«Ящур – самая заразная болезнь млекопитающих в мире, зооноз, — говорит Светлана Щепёткина. — Он распространяется всевозможными способами, на колесах автомашин и на одежде может быть перенесен на десятки и сотни километров. В советское время работала система по профилактике и своевременному погашению очагов этого заболевания, но она давно разрушена. Мероприятия, которые сейчас проводят региональные власти – обходы хозяйств, забор проб, вакцинация вакцинами без этикеток в нарушение федерального закона «Об обращении лекарственных средств», активное перемещение ветеринарной службы по тому или иному региону, – только способствуют распространению заболеваний животных по стране. Защитить от распространения ящура может только вакцинация, такая практика принята во всем мире. Однако почему-то в новых ветеринарных правилах по борьбе с ящуром, равно как и с оспой овец и коз, утвержден именно убой».

Как следует из ответов на запросы Светланы Щепёткиной в Россельхознадзор и Минсельхоз, мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. То есть, к полномочиям региональных властей.

«Однако согласно приказу Минсельхоза № 306 от 4 июня 2020 года Россельхознадзор по результатам обращений граждан должен проводить проверку эффективности и качества осуществления органами государственной власти субъекта РФ переданных полномочий в сфере ветеринарии, — отметила врач-эпизоотолог. — Такие обращения в Россельхознадзор подаются жителями Хакасии на протяжении последних месяцев и по сей день».

«5 ноября 2023 года у меня изъяли абсолютно здоровых коз, а это животные, которые, согласно приказу Минсельхоза № 588, не подлежат изъятию в ходе ликвидации очагов узелкового дерматита, — рассказал «Московской газете» фермер Руслан Косарев (Хакасия, Боградский р-он). — Мероприятия проводили сотрудники регионального Россельхознадзора, полиция города Абакана и Росгвардия. Сотрудники Россельхознадзора не показывали никаких документов. Ссылались только на постановление губернатора Хакасии об изъятии скота в связи с узелковым дерматитом. К жителям нашего района, которые не пускали сотрудников Россельхознадзора на свою территорию, вламывались во дворы, перерезали болгаркой замки, запоры на воротах, хозяев грозили посадить на 15 суток. В связи с этой ситуацией уже идёт ряд судебных процессов. Мы обращались в местную прокуратуру, в Генеральную прокуратуру, в Совет Федерации, к президенту РФ. Но местная прокуратура не видит в происходящих действиях состава преступления, а все обращения в вышестоящие инстанции пока «спускаются» вниз, к правительству Хакасии. Стоит отметить, что заболевание скота поражает на территории республики только крупные и средние хозяйства. При этом, например, 30 декабря происходило изъятие скота, а потом почему-то распространение болезни останавливалось, и во время праздников, до 14 января, никаких мероприятий по ликвидации заболевания не проводилось. У того скота, который действительно подвергся некоему заболеванию, симптомы не были похожи ни на узелковый дерматит, ни на ящур. Самыми главными симптомами были слюнотечение, отказ от еды, язвы на вымени и во рту. Но химическое отравление вызывает такие же симптомы. Основного симптома узелкового дерматита – образования бугорков на теле и на вымени животных, – не наблюдалось. Скот вакцинировали вакциной без названия, без этикеток, цвет вакцины в разных районах Хакасии, как мне рассказывали другие фермеры, был разный, а где-то вакцину разводили из порошка. После вакцинации некоторые хозяйства жаловались на падёж скота».

«У меня изъяли клинически здоровый скот, овец и коров на сумму около 15 млн рублей, — рассказал «Московской газете» глава КФХ «Суворов» (Хакасия, Боградский район), ветеринарный врач-практик Андрей Суворов. — Это 126 коров породы герефорд и 756 голов овец. Всё началось в конце октября – начале ноября 2023. Я как фермер и как ветеринарный врач-практик следил за развитием ситуации с заболеваемостью скота в Боградском районе. Вместе с другими фермерами мы искали способы направить эту ситуацию в правовое русло. Нам очень помогла в этом ветеринарный врач-эпизоотолог, судебный эксперт, кандидат ветеринарных наук Светлана Щепёткина. Совместно была организована группа поддержки, которая работала с фермерами, у которых изымали скот. Благодаря этому нам удалось остановить уничтожение скота в Аскизском районе. Если говорить о том, что происходило в Боградском районе, то, поскольку изымался не только крупный рогатый скот, но также козы, овцы и свиньи, у меня сложилось впечатление, что ветеринарная служба и власти региона искали у скота другую инфекцию, а не узелковый дерматит. При ящуре у животного проявляется серьёзная клиническая симптоматика, которую потом надо долго лечить: язвы на языке, на вымени, на рогах. В нашем же случае у скота были небольшие язвы во рту, из-за которых животные не могли есть. И эти симптомы проходили сами через несколько дней. В начале ноября ко мне приехала ветеринарная комиссия проверять скот. Никаких документов члены комиссии мне предъявить не смогли. Сказали, что у них с собой только паспорта. Я выразил недоумение по этому поводу. Мне сказали, что в Хакасии введён режим ЧС. Документов так и не показали. Проверили соседское стадо и моих овец (коровы у меня были на выпасе). Убедились, что состояние скота совершенно нормальное. Уехали. Через несколько дней приехали снова, и снова без документов. Я их не пустил. Еще через несколько дней ко мне приехали три машины полиции и машины ветеринарной службы. Мне сказали, что, если я буду мешать им работать, меня заберут на 15 суток. У моего и у соседского скота взяли анализы крови, а потом провели вакцинацию. Кололи вакцину без названия, без этикеток, что запрещено ветеринарными правилами. Ещё через несколько дней нам с соседом объявили о положительных результатах анализов. То есть, что в крови у скота обнаружен узелковый дерматит. При этом мне как ветеринарному врачу удалось ознакомиться с протоколом исследований Хакасской ветеринарной лаборатории. В качестве нормативного документа на метод исследований там был указан ПЦР-тест на ящур. Также мне довелось увидеть два совершенно разных результата анализов крови моих коров. Весь скот у меня и у соседа забрали. Но, в целом в результате нашей обшей работы фермеры смогли самоорганизоваться и отстоять своих животных».

При этом эксперты-биологи говорят, что использование ПЦР-теста на ящур никак не свидетельствует о возможной вспышке этой болезни у животных.

«Сам по себе узелковый дерматит абсолютно безопасен для человека, но любые манипуляции с больными животными способствуют распространению вируса, поэтому употребление мяса больных животных не практикуют, — сказал «Московской газете» учёный эколог Сергей Симак. — Что касается выявления таких заболеваний, как узелковый дерматит и ящур, то ПЦР – это полимеразная цепная реакция, она технически может проводиться как на один компонент (вирус), так и на несколько — все зависит от архитектуры тест-набора».

Средний уровень оптовых цен на отечественную говядину в феврале 2024 года стал за месяц выше на 1,8% (а за 2023 год на 12%), сообщила «Московской газете» директор аналитического агентства «E-meat» Любовь Савкина.

«При этом, по состоянию на 04 марта 2024 года в оптовом звене установились следующие цены на говядину и говяжьи отрубы: полутуши – 359,1 RUB/кг (+2% за неделю; + 4% за месяц; +2% за год), тримминг (80% постности) – 261,0 RUB/кг (+0,4%; +0,7%; +6%), оковалок – 557,8 RUB/кг (+2,2%; +1,4%; +15%), подбедерок – 552,9 RUB/кг (+1,9%; -0,7%; +23%), лопатка – 446,5 RUB/кг (+0,7%; -1,9%; +11%). Баранина в опте (туши/полутуши) за февраль стала дороже на 2,3%», — рассказала эксперт.

«Московская газета» отправила редакционные запросы в правительство Хакасии и в Россельхознадзор по Республикам Хакасия, Тыве и Кузбассу-Кемерово.