Найти тему

Сочинение ОГЭ: Как написать 13.3 на максимум?

Оглавление

В этой статье хочу дать максимально лаконичные, но исчерпывающие советы девятиклассникам, предпочитающим эту (самую популярную) разновидность сочинения ОГЭ. Вся информация, которая будет представлена ниже, основана на методических рекомендациях по проверке ОГЭ 2024 года и на советах от самих разработчиков экзамена. Никакой отсебятины. Только то, что реально поможет написать 13.3 так, чтобы не к чему было придраться. Приступим:

Структура сочинения

В идеале ваше сочинение должно состоять из четырёх абзацев:

1️⃣ Зачин + тезис

2️⃣ Первый пример-аргумент (из прочитанного текста) + пояснение

3️⃣ Второй пример-аргумент (из жизненного (читательского) опыта ИЛИ из прочитанного текста) + пояснение

4️⃣ Вывод

Обсудим подробнее каждый этап)

Первый абзац

Формулировка задания 13.3 двухчастная: нужно и определить понятие (слово или словосочетание), и ответить на вопрос. Многих это ставит в тупик: а что важнее?

По критерию С3К1 (толкование значения слова или выражения) 1 балл ставится, если экзаменуемый дал определение понятия и прокомментировал его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Р.А. Дощинский рекомендует следующую структуру первого абзаца:

Сначала определяем понятие (получится зачин, вступление)

Затем отвечаем на вопрос, или комментируем определение понятия. Ответ = тезис, то есть мысль, которую нам нужно доказать с помощью аргументов. Это смысловой центр и абзаца, и всего сочинения-рассуждения.

И напоследок делаем мостик к аргументации.

◽ Как можно определить понятие?

Каким бы оно ни было — состоящим из одного слова или из целого выражения — есть пять одобренных составителями способов:

1) классическая дефиниция (определение) — через родовые и видовые признаки:

Доброта — это нравственное качество человека, которое заключается в умении сочувствовать и помогать окружающим ...
Дружба — это особые отношения между людьми, которые отличаются взаимопониманием, готовностью помочь в трудную минуту...

Это самый трудный способ определить слово. Если сомневаетесь, лучше воспользоваться следующими вариантами.

2) описание — перечисление свойств и признаков данного понятия:

Настоящее искусство — то, что делает нас лучше и счастливее...
Драгоценные книги — особенные, вдохновляющие, важные для человека произведения...

3) характеристика — приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия

Доброта — это характеристика человека, способного прийти на помощь, проявить сочувствие к другому...

4) сравнение — данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него (синонимичными):

Доброта — это милосердие, это чуткое отношение к окружающим...
Нравственные ценности — это то же самое, что ориентиры на нашем жизненном пути; то, что помогает нам видеть главное и делать выбор в непростой ситуации.

5) различение — содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями:

Доброта — это отсутствие эгоизма, злобы, грубости в общении с другими...

ГЛАВНОЕ — НЕ НАЧИНАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СО СЛОВ ЭТО КОГДА

◽ Как можно ответить на вопрос = прокомментировать понятие = сформулировать тезис?

Важно запомнить всего одну мысль:

Методические рекомендации по проверке письменных заданий ОГЭ, 2024 год
Методические рекомендации по проверке письменных заданий ОГЭ, 2024 год

Что из этого следует?

Дали ответ на поставленный в теме вопрос — точно не получите ноль баллов! То есть может быть прокол, неточность, неудачная формулировка в определении понятия. Балл всё равно поставят, если с ответом на вопрос всё чётко и логично.

Как оформить?

Самый простой вариант — повторить вопрос, а в следующем предложении дать ответ, начав его с фраз:

  • Я считаю, что...
  • Я думаю, ...
  • Мне кажется, ...

А после ответа не забудьте о «мостике» — переходе к аргументам:

  • Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
  • Чтобы доказать своё мнение, приведу примеры из текста и жизненного опыта.
  • Обратимся к примерам, чтобы доказать эту мысль.

Второй абзац

Пример из текста можно оформить любым способом: цитированием / пересказом с указанием номеров предложений / пересказом без указания:

Методические рекомендации по проверке письменных заданий ОГЭ, 2024 год
Методические рекомендации по проверке письменных заданий ОГЭ, 2024 год

С одной стороны, важно избегать чрезмерного цитирования: больше должно быть ваших слов и мыслей. С другой стороны, нужно показать, что прочитанный текст понят, выбрав самые показательные эпизоды для пересказа.

Также важно завершить пример-аргумент пояснением: своими словами описать, как приведённый эпизод (или эпизоды) связан с вопросом, заданным в теме:

Вот что получается: в конкретном примере пересказали то, что было в тексте, а в пояснении дали свою оценку, объяснили, как пример помогает ответить на вопрос «Какие поступки характеризуют доброго человека?»
Вот что получается: в конкретном примере пересказали то, что было в тексте, а в пояснении дали свою оценку, объяснили, как пример помогает ответить на вопрос «Какие поступки характеризуют доброго человека?»

Третий абзац

Второй пример-аргумент может быть взят:

  • из читательского опыта (самый распространённый и выигрышный вариант, которым вам наверняка советуют пользоваться ваши учителя; использовать можно не только классические произведения, изученные в школе, но лучше не обращаться к малоизвестным книгам)
  • из жизненного опыта (конкретные факты о жизни известного деятеля, об историческом событии, об общеизвестном случае — в идеале; ссылка на кинофильм, аниме, мангу, видеоигру — тоже сойдёт, если пример будет конкретным и пояснённым):
-5
  • из прочитанного текста: составители экзамена считают, что этот вариант не проще остальных, перечисленных выше. Им тоже можно пользоваться, на баллах это никак не скажется:
С3К2 Наличие примеров-аргументов:
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента = 0 баллов
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) только из жизненного опыта = 1 балл
Экзаменуемый привёл только один пример-аргумент из прочитанного текста = 2
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта = 3
ИЛИ
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста = 3
Получается вот так
Получается вот так

Четвёртый абзац

Вывод, заключение — обязательная часть рассуждения, без которой не будет максимального балла за логику и композицию. Его не обязательно долго расписывать: достаточно одного предложения, которое придаст вашему тексту завершённость.

Важно суммировать в выводе пояснения к двум примерам, как бы обобщить их.

Алгоритм работы над сочинением

-7

При работе с планом сочинения в черновике рекомендую начать с первого примера из текста. Затем придумать второй пример, пояснить оба — и тогда станет понятно, что писать в тезисе, чтобы он не противоречил аргументации)

Пожалуй, этих знаний будет достаточно, чтобы оформить логичную структуру сочинения и получить за него 7 из 7!

Картина Эдмунда Блэйра-Лэйтона для вдохновения ❤️
Картина Эдмунда Блэйра-Лэйтона для вдохновения ❤️

Буду рада вашей обратной связи, вопросам и пожеланиям в комментариях!

Напоследок оставляю бонус: определения всех понятий из заданий ОБЗ ФИПИ этого года

-9
-10
-11

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал — впереди много полезных материалов ✨