В детстве он мечтал стать морским путешественником и просто обожал географию. А во время кругосветки хотел как можно скорее вернуться на сушу и полностью посвятить себя музыке. На написание «Снегурочки» и «Садко» он вдохновлялся народными легендами и мелодиями, а для описания сценических декораций подробности заимствовал из народных былин и заговоров. Его имя Николай Римский-Корсаков.
Будущий великий русский композитор появился на свет 18 марта 1844 года в Тихвине тогда Новгородской губернии, а ныне Ленинградской области. Его отец Андрей Римский-Корсаков был новгородским вице-губернатором, позднее служил гражданским губернатором на Волыни. В жены Андрей Римский-Корсаков взял Софью Скарятину — дочь орловского помещика и крепостной крестьянки.
Азы науки Николай Римский-Корсаков постигал с домашними учителями, которые преподавали ему математику, литературу и иностранные языки. Обладая превосходной памятью, будущий композитор слово в слово запоминал наизусть целые страницы из прочитанных матерью произведений. Никаких проблем не испытывал юный Николай и с точными науками. Но настоящей страстью Римского-Корсакова, как, впрочем, и его родителей, была музыка.
«Первые признаки музыкальных способностей сказались очень рано во мне. Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией, а узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано», - рассказывал позднее композитор.
На фортепиано Николай Римский-Корсаков научился играть в шестилетнем возрасте, а через пять лет свет увидели первые собственноручно написанные произведения композитора. Это были дуэт для голосов с аккомпанементом фортепиано на слова из детской книжки и увертюра. Позднее композитор отмечал, что в детстве связывать свою жизнь с музыкой он не планировал, поскольку, хоть музыку и любил всей своей душой, но куда более сильное впечатление на него производили все-таки любимые книги. Да, книги о морских приключениях!
В 12-летнем возрасте молодой Римский-Корсаков поступает в петербургский Морской кадетский корпус, где изучает военное дело, учится стрелять из пушки и ремонтировать корабли. На его счету несколько выходов в открытое море на судне «Прохор», где капитаном был его старший брат. В выписке из личного дела Николая Римского-Корсакова значилось:
«По-русски читает очень хорошо, пишет хорошо, по грамматике — довольно хорошо. Арифметика на программу своего возраста — очень хорошо; знает более требуемого. География — очень хорошо. В истории — хорошо. Французский язык: читает весьма хорошо, переводит с французского свободно и говорит».
Во время обучения в Кадетском корпусе Николай становится постоянным посетителем Мариинки, а все свободные деньги тратит на приобретение нот. Любимым композитором Римского-Корсакова становится Михаил Глинка.
Осенью 1858 года Римский-Корсаков начинает брать уроки у известного писаниста Федора Канилле, который познакомил начинающего композитора с произведениями Россини, Бетховена и Мейербера. В то же время Римский-Корсаков при поддержке преподавателя пишет несколько небольших пьес. А через три года — осенью 1861 — учитель приводит своего способного ученика в кружок Милия Балакирева «Могучая кучка».
В 1862 году начинающий композитор берется за первое свое крупное произведение — Симфонию №1. К тому моменту он с отличием окончил Морской кадетский корпус, став шестым по успеваемости в выпуске. Николая Римского-Корсакова зачисляют гардемарином на военный парусник «Алмаз», на котором с 1862 по 1865 год композитор совершает кругосветное путешествие, поучаствовав в экспедиции к берегам Северной Америки, побывав в Норвегии, Соединенном Королевстве и в Испании. Но морская романтика быстро наскучила. Композитор мечтал поскорее вернуться домой, чтобы всерьез заняться музыкой.
«Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю — решительно нет! Нравственная польза от музыки неоспорима… Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много», - говорил Николай Римский-Корсаков в письме матери.
По возвращении из кругосветки композитор переводится в береговую службу. Он снова становится завсегдатаем Балакиревского кружка и, самое главное, снова пишет музыку. К концу 1865 года Симфония №1 полностью готова, и в декабре этого же года ее впервые публично исполняет оркестр под управлением Балакирева. Успех симфонии был колоссален!
«Эта симфония, написанная в форме обыкновенных немецких симфоний, была первым опытом молодого, еще с технической стороны неумелого дарования. Первая и последняя ее части… были слабейшими частями этой первой попытки на поприще симфонической музыки. Но в адажио и скерцо сказался сильный талант. В особенности адажио, построенное на народной песне про татарский полон, оригинальностью ритма… прелестью инструментовки… новизною формы и более всего свежестью чисто русских поворотов гармонии изумило всех и сразу явило в Римском-Корсакове замечательный симфонический талант», - так отзывался о Симфонии №1 Петр Ильич Чайковский.
Народные мотивы и национальный колорит явно прослеживаются и в последующих произведениях композитора - «Увертюре на три русские темы» и «Фантазиях на сербские темы». Эти произведения впервые прозвучали в присутствии сербских, польских и чешских гостей на «славянском концерте» «Могучей кучки».
В конце 60-х годов под влиянием Ференца Листа и Гектора Берлиоза Николай Андреевич начинает писать свои сочинения в стиле романтического симфонизма. Эти произведения имели свой сюжет, но там отсутствовали вокальные партии, поэтому, чтобы зрители лучше понимали музыку, композитор стал писать объяснение, пересказывая историю, которая легла в основу произведения. В таком стиле в 1867 года была создана музыкальная картина «Садко» - русская былинная история, темы из которой позднее вошли в одноименную оперу.
К слову, в этом сочинении впервые увидела свет «гамма Римского-Корсакова» - чередование высоких и низких звуков — использовавшаяся для стилизации путешествия былинного героя к Морскому царю.
Помогал Римский-Корсаков и другим композиторам. Так, в частности, вместе с Цезарем Кюи он закончил оперу «Вильям Ратклиф», а по завещанию Александра Даргомыжского композитор дописал партитуру его оперы «Каменный гость». А с Модестом Мусоргским — близком другом — Николай Андреевич и вовсе снимал одну комнату на двоих и делил один рояль. «С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем», - позднее рассказывал о том времени Николай Римский-Корсаков.
В начале 70-х была написана «Псковитянка» - первая опера композитора по одноименной пьесе Льва Мея. Автор посвятил это произведение балакиревскому кружку. В работе над оперой Римскому-Корсакову помогали и другие композиторы. Так Чайковский прислал либретто, фрагменты из которого Николай Андреевич использовал при создании собственного. Друг и соратник Мусоргский стал автором нескольких хоров в третьем действии. Премьера «Псковитянки» состоялась в 1873 году на сцене Мариинского театра.
В конце 60-х на одном из музыкальных вечеров у композитора Александра Даргомыжского Николай Андреевич знакомится с пианисткой Надеждой Пургольд. Пургольд изучала теорию музыки, сама писала небольшие пьесы, водила дружбу с участниками «Могучей кучки» и исполняла их сочинения. Римскому-Корсакову Надежда помогала в работе над «Псковитянкой». Она обсуждала и редактировала с ним отдельные эскизы оперы. В 1871 году композитор сделал пианистке предложение, а в 1872 они поженились. Вскоре после этого Николай Андреевич написал посвященный супруге романс «Ночь», а еще через некоторое время и свою вторую оперу - «Майская ночь».
В браке Римский-Корсаков и Пургольд прожили больше трех десятилетий, у них было семеро детей. По свидетельству их сына, Владимира Римского-Корсакова, «отец до конца жизни не переставал восхищаться игрой супруги и особенно любил и поощрял ее занятия фортепианной игрой в летние месяцы на даче, где она располагала для этого более свободным временем, чем в городе».
В 1871 году композитор становится профессором Санкт-Петербургской консерватории по классам практического сочинения и инструментовки. Одновременно он начинает преподавать в Бесплатной музыкальной школе, где в 74 году становится директором. Однако вскоре Николай Андреевич понимает, что для преподавания собственных теоретических знаний у него недостаточно. Позднее Римский-Корсаков вспоминал: «Мне помогало то, что никто из учеников моих на первых порах не мог себе представить, чтобы я ничего не знал. А к тому времени, когда они могли начать меня раскусывать, я уже кое-чему понаучился». Чтобы заполнить пробелы в музыкальном образовании, композитор вместе со студентами посещает отдельные занятия в консерватории.
В конце 70-х годов Римский-Корсаков создает сборник русских народных песен со своим музыкальным сопровождением. Эта работа вдохновляет его на создание «Снегурочки» по одноименной пьесе-сказке Александра Островского.
«Снегурочка» принесла Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову всенародную славу, критики очень тепло встретили произведение, особо подчеркивая «языческие мотивы» и «дух старины».
Но развить успех и приступить к работе над новым крупным сочинением не получилось, поскольку умер друг композитора Мусоргский, а Римский-Корсаков на несколько лет с головой погружается в редактирование последних произведений товарища: «Ночь на Лысой горе» и «Хованщина». В 1887 году умирает еще один участник «Могучей кучки» - Бородин. И Николай Андреевич дописывает его оперу «Князь Игорь».
В 1892 году Николай Андреевич пишет оперу-балет «Млада», которая для широкой общественности оказывается слишком сложной. «Музыка оперы отмечена печатью холодности», - отмечают критики.
Следом выходит «Ночь перед Рождеством», которую едва не запрещает лично император Александр III, поскольку роль царицы, прообразом которой была Екатерина II, посчитали оскорбительной. Чтобы опера все-таки увидела свет, Николай Андреевич вместо императрицы ввел ее фаворита Григория Потемкина.
Премьера «Ночи перед Рождеством» состоялась осенью 1895 года. Публике она не понравилась, критика тоже приняла ее достаточно холодно.
Однако неудачи не заставили композитора оставить творчество. Наоборот, в середине 90-х годов Римский-Корсаков с утроенным рвением работает над оперой «Садко», основанной на русских былинах. Николай Андреевич нарочно делает композицию оперы «рваной» и неравномерной. В некоторых действиях развитие сюжета специально замедляется, чтобы слушатели могли прочувствовать атмосферу Подводного царства. Позднее Римский-Корсаков прощание с Садко и исчезновение называл одними из лучших среди всех своих произведений.
В 1897 году опера «Садко» была готова, но теперь уже другой император — Николай II — запретил включать ее в репертуар государственных театров. «Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее», - резюмировал государь. В итоге оперу показали в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова. Правда, через несколько недель после премьеры здание сгорело, и оперу поставили заново в Санкт-Петербургской консерватории.
До конца столетия композитор написал еще несколько опер, в том числе «Моцарта и Сальери», «Боярыню Веру Щелога» и «Царскую невесту». Все эти годы он остается одним из самых известных композиторов России.
К 100-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина Римский-Корсаков готовит оперу «Сказка о царе Салтане». Однако завершить работу удается только к ноябрю 1900 года. Костюмы и декорации к премьере готовил известный художник Михаил Врубель, а его супруга Надежда Забела-Врубель исполнила в опере роль Царевны-Лебедь. Отдельные фрагменты «Сказки о царе Салтане» еще при жизни композитора стали исполняться как отдельные произведения - «Полет шмеля», мелодия белки или увертюра «Три чуда». В том же году музыкант отпраздновал 35-летие творческой карьеры.
В том же 1900-м году Римский-Корсаков сочинил еще несколько опер: «Кащей Бессмертный», «Сервилья» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Тогда же его учеником становится и знаменитый в будущем композитор Игорь Стравинский.
Последним произведением Николая Андреевича Римского-Корсакова становится опера «Золотой петушок», премьера которой состоялась в Москве незадолго до смерти композитора.
В первые годы XX столетия Римский-Корсаков сильно болел. Летом 2008 года Римский-Корсаков вместе с труппой Сергея Дягилева собирался принять участие в первых «Русских сезонах» в Париже. Однако болезнь заставила остаться композитора дома. 21 июня 1908 года великого русского композитора не стало.
Николая Римского-Корсакова похоронили в Петербурге на Новодевичьем кладбище. Через пару десятилетий могилу композитора перенесли в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невскую лавру.
Спасибо, что дочитали. Не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал. Дальше будет еще интереснее.