Астраханцы добились перерасчета за отопление в прошлом сезоне. Иск в защиту неопределенного круга лиц летом 2023 года направило региональное управление Роспотребнадзора. В ноябре Ленинский районный суд удовлетворил требования надзорного органа, а в феврале 2024-го это решение поддержал астраханский облсуд. Конечно, коммунальщики могут обратиться в более высокие инстанции, но вердикт областного суда – это уже значимая победа.
Начисление по факту
Эта история наделала много шума весной 2023 года. В марте ООО «Астраханские тепловые сети» перестали подавать тепло, а оплату жителям левобережной части города начислили за весь месяц. Свое решение они обосновали нормами, которые содержатся в постановлении Правительства РФ № 354.
Все это привело к закономерному возмущению населения, а впоследствии вылилось в создание петиции с требованием перерасчета. На стороне граждан выступил и местный Роспотребнадзор. Ведомство подало иск в защиту жителей, в котором просили обязать поставщика ресурса произвести перерасчет абонентам за март 2023 года.
В ноябре Ленинский районный суд согласился с этим требованием, а в феврале 2024-го вынесенное решение устояло в апелляции, с которой обратились коммунальщики. Немаловажно, что и в дальнейшем астраханцы будут платить за тепло по факту начала и окончания его подачи.
Ведь если бы ноу-хау ресурсоснабжающей организации не было оспорено, это создало бы прецедент, на который можно было бы опираться при начислении платы в дальнейшем.
Астраханский колорит
Все происходящее касалось жителей домов, где отсутствуют общедомовые приборы учета на тепло. Однако стало известно, что даже там, где они есть, их данные не всегда учитываются. История с исключительно астраханским колоритом была озвучена на встрече в рамках проекта «Жители МКД». Как выяснилось, из установленных в Астрахани 1326 общедомовых приборов учета тепловой энергии данные поступают только с 802.
Часть оборудования не работает… из‑за затопления подвалов домов канализационными стоками. А другие общедомовые счетчики управляющие компании не берут на обслуживание, обосновывая это отсутствием соответствующих специалистов. В соответствии с требованиями ФЗ № 261‑ФЗ, общедомовые приборы учета должны были быть установлены ресурсоснабжающей организацией во всех МКД еще в 2012 году.
Исключения составляют дома с отсутствующей технической возможностью в силу конструктивных особенностей постройки или состояния сетей. Чем руководствуются УК, годами не выполняющие требования законодательства и ссылающиеся на отсутствие квалифицированных работников, вопрос открытый.
Тем не менее на совещании приняли решение провести семинар для сотрудников управляющих организаций и научить их «работать» с приборами учета тепла. Начисление с учетом данных общедомового прибора гражданам однозначно выгоднее. Это на 18‑30 % дешевле, чем оплата по нормативу, если УК выполняет минимум энергосберегающих мероприятий.