Игумен Иннокентий (Ольховой)
На вопросы читателей «Прихожанина» отвечает эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, игумен Иннокентий (Ольховой).
«Прихожанин»: «Сейчас идет Великий пост. Но когда речь заходит о посте, всё сводится только к еде. Считается, что, если ты ешь только макароны и картошку, значит, ты уже постишься. Но ведь пост – это не только еда. Что, с точки зрения Церкви, главное в Великом посте?»
Игумен Иннокентий: Вот еда-то в посте совсем и неглавное. Если мы внимательно послушаем церковные песнопения, то услышим, что в них говорится о том, что пост – это прежде всего отчуждение от зла, отчуждение от наших страстей и грехов. Пост – это средство, помогающее человеку бороться со страстями. Чтобы мы стали лучше, добрее, более кроткими и смиренными, чтобы мы любили друг друга. В этом главный смысл поста. Ограничение в питании лишь помогает нам бороться с нашими страстями. И не более того. Цель жизни верующего человека – побороть страсти, очистить душу, чтобы соединиться со Христом. Потому что Христос не может соединиться с человеком, которого раздирают и ослепляют его страсти.
Когда мы едим растительную пищу, она не вызывает такого прилива энергии, как пища мясная, которая сразу дает нам ощущение прилива сил. Еда, приготовленная из продуктов растительного происхождения, как правило, питает человеческий организм в достаточной мере, но не сверх того. Ограничение в еде – это помощь, которая позволяет человеку легче справляться со страстями. Когда физическое тело человека терпит некое утеснение, то и душе легче справляться со страстными движениями. Такая вот прямая зависимость. Только каждый человек должен выбирать меру поста по своим силам. Церковь предлагает мирянам всего лишь некий пример поста, причем поста монастырского, но далеко не все могут с такой мерой справиться. И в этом нет нужды.
В христианстве, в отличие от иудаизма, нет 365 запрещающих и 265 предписывающих заповедей, исполнив которые, человек получает шанс на спасение. Православная Церковь ориентирована на борьбу со страстями, на достижение чистоты душевной. Наша цель – обожение, соединение с Богом, а не соблюдение формальностей: сделать сто поклонов, пройти тысячу шагов... Нет и цели прочитать тысячу молитв – можно прочитать одну молитву, но с искренним сердцем и открытой к Богу душой. Поэтому в Великий пост главное уделять больше времени Богу, больше обращать внимания на состояние своей души и на борьбу с собственными страстями.
Человек – существо бессмертное, и залог нашего бессмертия – Бог. Без Бога мы не сможем наследовать блаженную вечность. Без Бога мы не сможем исполнить свое предназначение. Мы сотворены Богом, и цель нашей жизни в соединении со Христом. Соединению с Богом мешают страсти, наши грехи, наша гордыня. И чтобы с этим справиться, Церковь предлагает нам некое лекарство: пост, молитву, добрые дела, исполнение заповедей, которые дал нам Господь. Есть то, что мешает нашему соединению со Христом, а есть то, что помогает. Именно поэтому Церковь постом призывает человека подумать о состоянии своей души, чтобы понять и увидеть, что мешает ему приблизиться ко Христу – источнику жизни и в то же время источнику нашего спасения.
Еще раз повторю: пост – это лишь средство для борьбы со страстями, которые мешают нашему соединению со Христом. Мы должны отдалиться от всего, что питает страсти. Поэтому цель не в самом посте, не в постной еде. Если мы бесстрастны, нам всё равно что есть. И еда как таковая здесь вообще неважна. Господь благословил нам есть любую пищу невозбранно. Если человек все свои страсти преодолел, ему и пост не нужен. Святые могли сутками стоять в молитве, находясь в таком восхищении, что им не требовались ни еда, ни вода. Блаженный Василий, Христа ради юродивый, ел колбасу в Страстную Пятницу. И его били за это, а он лишь радовался тому, что его почитают не как святого, а как грешника.
Кто-то вообще поститься не может. Ну и что? Разве он не может спастись? Конечно, может. Кто-то болен, кто-то просто слаб духом. Господь не говорил нам: «Поститесь – и спасетесь». Он говорил о покаянии и любви. Поэтому и Церковь предлагает постом как можно больше читать Евангелие, чтобы понять, к чему Господь нас призывал.
Церковь советует нам самим оценивать, что отдаляет нас от Христа, а что к Нему приближает. И вот к тому, что приближает, надо стремиться. Поэтому постом Церковь предлагает человеку продолжительные богослужения, чтобы мы стали ближе к Богу как к Источнику жизни. А то, что нас уводит от Христа в сторону, ведет к погибели, от этого лучше держаться подальше. В этом главный и единственный смысл поста.
***
«Прихожанин»: «Я поругалась со своей соседкой из-за вопроса о том, как правильно поститься. Мы обе верующие, ходим в храм, соблюдаем посты. Но я ем, как положено, морковку, капусту и картошку, а она пьет постное молоко, ест постные сосиски с постной колбасой. Разве это не фарисейство? Разве не пытается она таким способом обмануть Господа?»
Игумен Иннокентий: Отчасти, конечно, это некое лукавство, когда мы пытаемся найти формальные заменители в виде постных колбасок и сосисок, чтобы не лишить себя привычной еды. Есть в этом некий фарисейский дух, который осуждал Господь. Но гораздо хуже в пост смотреть в чужую тарелку, осуждать ближнего и учить, что ему есть, а чего не есть. Это гораздо хуже, чем есть постные сосиски.
Апостол Павел по этому поводу высказался очень хорошо: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14, 1). Ешь ты колбасу и мясо, так не укоряй никого, не ешь – не осуждай никого. Пусть он ест свою постную колбаску и радуется, а ты ешь свою морковку и картошку и тоже радуйся.
Пост – это время подумать о собственной душе. Кто-то из святых сказал, что, когда у вас в доме покойник, вы не будете смотреть, какой покойник у соседа, а будете плакать о своем покойнике, о нем скорбеть.
Каждому надо каяться в своих грехах, а не смотреть, как кается другой и какая еда лежит в его холодильнике. В пост мы плачем о себе, сокрушаемся о том, что неправильно живем. И если мы будет так поступать, то нам не придется никого осуждать и смотреть, кто как питается. У каждого своя мера: кто-то без этого куска колбасы может впасть в такое уныние, что просто кошмар, а кто-то будет есть макарончики с чечевицей, радоваться и благодарить Бога.
Мы постимся не для того, чтобы потом гордо сказать: вот, мол, мы отпостились, и, значит, мы теперь праведники. Можно поститься весь пост, но не получить никакой пользы от этого, а лишь обрести гордыню и самонадеянность: «Вот как я хорошо и правильно всё сделал». Иной раз человек пост нарушит и начнет себя укорять, и это даже будет лучше для его души. Он поймет свои слабости и проявит смирение. Все мы люди слабые и грешные, и для нас лучший способ приблизиться к Богу – это покаяние и смирение.
К слову, о постной колбасе. Мы в монастыре ее не едим, но если кто-то из прихожан специально в пост ее принесет и угостит, мы, конечно же, примем ее как угощение. Но никто из монахов специально не пойдет ее покупать. Мы спокойно едим то, что дают нам в трапезной. Но если кто-то угостил, зачем же человека обижать и говорить ему, что это фарисейство. Ведь люди угощают от чистого сердца, и такой дар надо принимать с чистым сердцем.
«Прихожанин»: «Мне приходится по роду работы много ходить и носить тяжести. И при этом мне хочется соблюсти пост. В результате за весь день я ем только хлеб, всякие постные пирожки, булки, которые продают в магазинах. Другой постной еды бывает просто не найти. Один мой знакомый врач, узнав об этом, сказал, что так я себе совсем здоровье подорву. Что же мне делать? Священник в церкви говорит, что в пост нужно больше думать о Боге, а я в дороге; когда урчит в животе, только и думаю, что о еде. Как быть?»
Игумен Иннокентий: Очередной вопрос о посте и еде. Что можно ответить? Повторю еще раз: каждый человек может и должен выбирать меру поста для себя сам. Поймите это наконец! Церковь дает лишь некий ориентир. Можем ли мы его исполнить – хорошо; если не можем – надо как-то пост скорректировать для себя.
Я знаю, что многие постом едят молочное или рыбу, потому что у них тяжелая работа, болезни, стрессы, кто-то совсем не может обходиться без мяса, иначе будет психологически или физически страдать. Ну что тут поделаешь?! Пусть ест человек мясо. Если от этого зависит его физическое состояние… Допустим, этот человек – водитель и без привычного мясного питания он не в состоянии нормально работать. В противном случае он может потерять концентрацию внимания на дороге. А это очень опасно. Уж лучше в такой ситуации пусть он ест мясо, внутренне укоряя себя, чем во время работы только и думать будет что о еде.
Я уже не раз говорил во время наших бесед и повторю вновь: пост – это не цель, пост – это средство борьбы со страстями. Только и всего. Бессмысленно изводить себя голодом, если при этом вы относитесь к посту формально. Иудеи именно этим своим буквоедством прогневали Христа. Для них было важно соблюсти букву закона: сделал всё, как полагается по закону, значит, спасен, считали они. У нас же такого нет. А то получается, что человек соблюдает внешние правила, но остается фарисеем по духу. Он ест только постную пищу и при этом продолжает быть гордым и несправедливым, злым, раздражительным и так далее.
Наша цель – чистота души. Пост в этом деле нам помощник, а не враг. Поэтому автору этого вопроса я могу посоветовать только одно: выбирайте себе меру поста по силам, возможностям, характеру работы, физическим затратам.