К сожалению, если учитель уходит из школы, то, однозначно, в этом случае повезло только ему. И это говорит в пользу учителя. Если он не был хорошим специалистом, то вовремя оценил ситуацию и не побоялся сменить сферу деятельности, попробовать стать незаменимым специалистом в другой области. Если напротив, он отличный учитель, так вообще замечательно, возможно, станет репетитором и будет зарабатывать достойно.
А что школа? Никто никого уговаривать не собирается. Любимое выражение руководителей – «вон, за забором восемь человек стоят на твоё место» - произносится довольно часто. Мало кто дорожит специалистами. Администрация будет искать нового работника, осуществляя временное замещение (ха-ха, нет ничего более постоянного, чем временное, особенно в этом случае) уволившегося учителя. Неважно, кто будет замещать, важно, что вакансия закрыта, чтобы отрапортовать наверх. И никто не заботится о выполнении программы, качестве уроков, это всё неважно.
А кто же остается в школе тогда?
Не могу сказать, что все, кто работает в школе, плохие учителя, нет, конечно. Но настоящих специалистов всё меньше, а непрофессионалов всё больше.
Учителя-энтузиасты, добросовестные и ответственные, всё ещё есть в школах. Им, проработавшим в школе всю жизнь, довольно трудно расстаться с педагогической деятельностью. Учителям зачастую свойственно сильное чувство профессиональной идентичности. Работа в школе становится не просто профессией, а частью их личности. Поэтому изменение этого аспекта может вызвать дискомфорт. После многих лет работы в школе у учителя может возникнуть сложность в переориентации на другую профессию или сферу деятельности. Это требует времени, усилий и возможно, дополнительного обучения.
Но они уходят, а заменить некем.
Останутся только те, кто удобен начальству. И неважно, что это в основном неинтересные серые (не внешность имею в виду) люди, которые не могут выполнять свои профессиональные обязанности должным образом, не следят за качеством обучения, игнорируют обратную связь, не совершенствуют свои навыки., не знают свой предмет, не имеют понятия о методике преподавания. Про таких говорят - купили диплом в переходе. Главное, что они выполняют необходимую бумажную работу, вовремя сдают отчеты (и какие отчеты!), исполняют (практически немедленно!) любой приказ (каприз), стучат на коллег, льстят, поддакивают, на педсоветах во всем соглашаются с руководителем. Такому работнику прощается всё.
И ему очень повезло со школой, этому работнику. А вот школе - нет.
Вопрос: как можно говорить о качестве образования, не затрагивая качество специалистов, которые это образование дают?
Благодарю всех, кто прочитал эту статью, и спасибо за комментарии, друзья!
До скорой встречи!
Изображения, использованные в данной статье, сгенерированы нейросетью Midjourney.