Найти тему
933 подписчика

Как поступить в Болонский университет — магистратура в Италии на английском и со стипендией в €7500

1,6K прочитали

Привет! Меня зовут Надежда, я студентка Болонского университета по направлению Eastern Europe and Eurasian Study. В этой статье я расскажу, как за семь месяцев я прошла путь от фрилансера в Москве до студентки старейшего университета Европы, потратив много денег, но сохранив нервы.

Как я решила поступать за границу

Учёба за границей была мечтой со школы, но в 17 лет найти 20 тысяч рублей, чтобы сдать IELTS, и уговорить родителей отпустить учиться в другую страну казалось невозможным. Поэтому я поступила на “Журналистику” в Высшую школу экономики.

За время учёбы я работала во многих медиа-проектах, связанных с модой, искусством и стилем жизни, но почти не занималась академической деятельностью. Программу я закончила в июле 2022-го года и решила взять год отдыха. Я работала на удаленке, сидела дома и думала, что времени много и к осени 2023-го я точно что-нибудь решу. Это ощущение сыграло со мной злую шутку.

Выпуск из НИУ ВШЭ
Выпуск из НИУ ВШЭ

Как я выбрала Италию

Думать о поступлении я начала в феврале 2023-го — и это было поздно. Первым делом я полезла изучать блоги про поступление за рубеж и там натыкалась на посты по типу “Куда ещё можно успеть подать документы”. Поняв, что времени мало, я решила обратиться за помощью и записалась на бесплатную консультацию в агентство по поступлению за рубеж. Это было полезно даже на предварительном этапе: меня попросили заполнить подробную анкету о прошлом опыте, бюджете и предпочтениях. Это помогло понять, чего я хочу, а также осознать свои сильные стороны и ограничения.

Мне нужна была учёба на английском в сфере политики или международных отношений в стране с дешёвым образованием. Бакалавриат в журналистике позволил развить много soft skills и получить базовые знания по социальным наукам. Я хотела дополнить это всё более узконаправленной магистратурой, чтобы в будущем работать политическим журналистом. Отдельным пожеланием для меня был тёплый климат, потому что я очень не люблю зиму. На основе этого мне порекомендовали Италию.

Прим. Kartoshka Frei: советуем рассматривать университеты более чем одной страны для поступления. Так больше шансов получить оффер и поступить с первого раза. А про особенности учёбы в Италии читайте в нашем посте 

Как я подавала заявку в университет

Затем до марта я забросила поступление, так как необходимость собирать документы вызывала у меня жуткий стресс. Поняв, что я буду прокрастинировать пока не пропущу дедлайны, я вновь пошла в агентство по поступлению, но на этот раз за деньги. Мне пододбрали 10 программ и помогли подготовить документы на три из них. Это стоило около 60 000 рублей.

Я отдавала себе отчёт, что куратор — хорошая поддержка, но она не будет делать всё за меня. Поэтому перед началом работы я сама посмотрела сайты итальянских вузов и выписала пару понравившихся программ, которые показала на первом созвоне. Там же мы познакомились, обозначали дедлайны и критерии подбора программ. Мне сразу дали задание получить апостиль на диплом и сделать перевод у аккредитованного переводчика. На этот раз шансов прокрастинировать не было. Поскольку я занялась переводом диплома в марте, у меня не было проблем. Однако летом, когда студенты массово выпускаются из университетов, возникает ажиотаж: апостиль можно ждать больше заявленных 30 дней, а переводчик может наделать ошибок в документах.

План работы от куратора
План работы от куратора

Важная ремарка: для заверения документов перевод документов можно делать только у аккредитованных переводчиков. Их список опубликован на сайте консульства Италии. При этом не все из них качественно выполняют работу: есть те, кто переводит с ошибками и может просрочить дедлайн. Так что советую почитать отзывы.

Вернёмся к выбору программы: через неделюкуратор прислала 10 программ, из которых я выбрала две — Digital Humanities в университете Ка' Фоскари и Politics, Philosophy and Public Affairs в Миланском университете. Также я настояла, чтобы включить в лист программу по изучению Восточной Европы и Евразии в Болонском университете. Мне очень понравилась это направление, но я не особо подходила под его требования, поэтому куратор не рекомендовала на неё подаваться, но обещала сделать всё возможное.

Шансы на поступление при смене специальности смотрите в нашей табличке
Таблица с подбором программ для поступления
Таблица с подбором программ для поступления

Все программы были с дедлайнами в конце апреля и начале мая. Для заявки требовались:

  • Загранпаспорт
  • Перевод диплома на итальянский у аккредитованного переводчика
  • Мотивационное письмо — куратор прислала мне шаблоны и примерные вопросы, на которые я ориентировалась во время написания. Перед началом работы я посмотрела сайты программ, выписала себе их ожидания от абитуриентов и цели программы, ведь в письме также важно показать, что ты поможешь в развитии программы и в перспективе можешь стать гордостью университета. Ко всему этому я добавиле персональных деталей, чтобы письмо было личным, а не набором общих слов.
  • CV в формате Europass — куратор дала мне ссылку на онлайн-конструктор, который я заполнила своим опытом работы и учебными проектами.
  • Рекомендательное письмо — куратор дала мне шаблон, куда я вписала хорошие слова о себе, а потом попросила бывшую начальницу подписать. Обычно рекомендуют брать рекомендации у преподавателей, но у меня не было тех, кто меня бы хорошо помнили. Так что подумайте об этом заранее и налаживайте отношения с преподавателями!
  • Сертификат, подтверждающий уровень языка

После того, как я написала мотивационные письма для всех программ, составила резюме и отдала всё это на редактуру, у меня появилась возможность с головой погрузиться в IELTS.

Советы от Kartoshka Frei по подготовке документов: как писать мотивационное письмо и как составить резюме.

Как я сдавала IELTS

К IELTS я готовилась с февраля до апреля: ходила в разговорный клуб, занималась на курсах и решала тесты. Важным элементом было отслеживать прогресс: я завела табличку и записывала туда результаты каждой части. Изначально уровень у меня был средний: я могла воспринимать тексты и видео на слух, а также легко говорила, но вот писать без ошибок и использовать сложную лексику мне было трудно. Моей целью было получить 7.0 за экзамен, однако я понимала, что за два месяца я не смогу сильно поднять уровень.

Сдавать экзамен я полетела в Ереван. Выбрала этот город, потому что у меня не было иностранных карт и друзей за границей, кто мог бы оплатить экзамен. Я нашла компанию, которая раньше организовывала экзамен в России, а теперь оплачивает его в Армении и Казахстане. Поскольку пришлось тратится на поездку в Ереван, я решила подстраховаться и забронировала сразу два теста на соседние дни. Каждый стоил 21 000 рублей. Это помогло не волноваться на экзамене, поскольку я понимала, будет вторая попытка.

Центр Student International в Ереване, где я сдавала IELTS
Центр Student International в Ереване, где я сдавала IELTS

В конце апреля в столице Армении уже тепло и очень красиво, поэтому поездка стала хорошей передышкой. Было очень классно погулять по “розовому городу”, поесть клубники и насладиться распустившимися цветами. Приятный плюс — Ереван недорогой город: четыре дня еды в кафешках и ресторанах и одноместная комната обошлись в 20 000 рублей. Перелёт до Москвы и обратно стоил примерно столько же.

Ереван в апреле
Ереван в апреле

Через три дня после возвращения я получила письмо о результатах. Готовый сертификат я получила в московском офисе компании, которая помогала с оплатой. Я получила 6,5 — ниже, чем ожидала, но достаточно для поступления в Италию. Позже я узнала, что IELTS можно было не сдавать: некоторые университеты предлагают пройти университетский онлайн-тест. Из минусов: не получится заранее подготовиться и вы не сможете податься на некоторые стипендии, но это поможет съэкономить.

Я получила результаты IELTS
Я получила результаты IELTS
В Kartoshka Frei читайте про альтернативные экзамены помимо IELTS и TOEFL

В начале мая куратор отправила заявки в UniMi, Bologna University и Ca' Foscari. Она же помогла мне с оплатой взносов за подачу заявок — стоили они €30, €50 и €30.  Пока я ждала ответов, наткнулась на рекламу вебинар “Что делать после приглашения в Италию”. Его проводило агентства, которое занимается поступлением конкретно в эту страну. 5000 рублей — лучшая инвестиция в моей жизни. На тренинге мне разложили всё по полочкам и обозначали дальнейшие шаги. Также я получила доступы в чаты поступающих, что во многом помогло мне. После вебинара я поняла, что всё до этого было лёгким этапом, и стала собирать документы для визы и стипендии DSU — региональной стипендии для бедных. Даже не получив оффер.

Как я собирала документы для стипендии DSU

У каждого университета свои правила для выдачи этой стипендии. Свод правил для её получения —  bando — ВУЗы обновляют ежегодно, но из года в год документы для всех университетов остаются похожими. Нужны документы для всех членов семьи, при этом семьёй считаются все люди, прописанные с вами в одной квартире. Мой случай был простым: я прописана с мамой. При этом мне рекомендовали, также загрузить свидетельство о рождении и показать доходы папы, чтобы точно не было вопросов.

Для стипендии я собрала:

  • Справку о составе семьи
  • Свидетельство о рождении.
  • Выписки с банковских счетов всех членов семьи за 31-е декабря прошлого года (иногда просят за позапрошлый год).
  • Выписки о собственности для всех членов семьи или её отсутствии
  • Справка о доходах: я работала как самозанятая, а у родителей подошли справки о пенсии.
Комплект собранных на DSU документов
Комплект собранных на DSU документов

Все справки нужно было перевести у аккредитованного переводчика и заверить в консульстве. С первым проблем не было, потому что я делала это в мае. А вот с заверением я попала в просак. Я не хотела два раза ездить в консульство и решила подождать заверить все справки вместе с дипломом. Однако если в конце мая в консульстве было много окошек, тот в середине июня запись на заверение документов была только на начало августа. Так что заверяйте справки как можно скорее! Я знаю, что в середине августа консульство вдруг сообразило, что что-то не сходится: студенты вначале приносят финансовую гарантию на визу в один миллион рублей, а потом — справки, что у них полгода назад не было денег. Мне повезло, и я спокойно получила все свои заверенные документы. Но знайте, с этим можно столкнуться!

Перевод всех справок стоил около 12 000 рублей. Заверение €13 лист + €10  за нотариальную копию свидетельства о рождении, в итоге что-то около €150. Важно: московское консульство принимает оплату только наличными евро! Однако все усилия того стоили: в итоге я получила стипендию в €7500, что окупило все затраты.

Как я получила оффер и оформляла визу

В конце мая я получила оффер из Болонского университета на программу, куда у меня было меньше всего шансов поступить. В начале июня меня позвали на собеседование в Милан, после чего прислали второй оффер. Подумав, я выбрала первый университет.

У меня не было проблем с документами на визу. Поскольку я официально трудоустроена, мне не нужно было привлекать родителей как спонсоров. Также справки я собирала на английском, поскольку, если получить их на русском, то придётся переводить их у аккредитованных переводчиков и заверять в консульстве — а это лишняя трата денег и времени.

Список моих документов был таким:

  • Анкета на визу D
  • DDV и подтверждение с Universitaly.it – подтверждение о зачислении
  • Финансовая гарантия: справка о зарплате на английском, выписка с остатком на счёте и справка о движение средств за три месяца. Я собрала на счёте максимум денег и показала 1,2 миллиона рублей. Деньги с кредиток, кстати, тоже считаются.
  • Жильё: я забронировала на месяц на Booking и приложила письмо с объяснениями, что по приезде я найду себе комнату в аренду.
  • Билеты на самолёт я не оплачивала, а сделала бронь на сайте Globusavia.
  • Мотивационное письмо на итальянском. Тут я коротко объяснила, почему выбрала эту программ и в конце намекнула, что вернусь в Россию после учёбы.
  • Страховка — я купила туристическую страховку на 45 дней.

На визу я подалась в середине июля. За подачу вас попросят заплатить консульский сбор €80 — сделать это можно онлайн или в визовом центре наличкой. Отдельно нужно заплатить за работу визового центра — около 5000 рублей. Моя виза была готова за три дня: я подалась во вторник и в пятницу забрала паспорт.

Привет! Меня зовут Надежда, я студентка Болонского университета по направлению Eastern Europe and Eurasian Study.-8

Как я искала жильё

Следующим важным вопросом был поиск жилья: в Италии очень много студентов, комнаты дорогие, а я ещё и не знала итальянского. Наслушавшись историй, как люди месяц скитались по хостелам, я стала думать о жилье в начале июля.  Сначала я посмотрела объявления на сайтах Idealista и immobiliare.it — аналоги ЦИАН или Авито.Жильё. Затем нашла группу по Affito Foli в Facebook — у итальянцев это очень популярная соцсеть для поиска всего. Однако, написав паре человек, я поняла, что заниматься этим вопросам сама не хочу. В чате для поступающих я нашла девочку, которая за 20 000 рублей была готова помочь с поиском жилья. Она подбирала квартиры, связывалась с хозяевами и ходила на просмотры. Это учень удобно, если вы физически не в Италии. К тому же я искала жильё в маленьком городке Форли, где намного хуже с английским. Первые пару недель я была расслаблена, но оказалось, что итальянцы супер необязательные. Несколько раз у нас была ситуация, когда мы говорили, что готовы заключить контракт, а на следующий день хозяин квартиры пропадал. Так что через пару недель я сама активно подключилась к поиску и стала кидать объявления, кому написать.

В итоге, мы искали квартиру почти месяц. Мы подобрали красивую, только отремонтированную белую комнату за €380 в месяц. Чтобы забронировать квартиру, нужно было внести залог в €760 — тут мне тоже помогла девушка, с которой я работала, поскольку иностранных карт у меня ещё не было.

Моя комната
Моя комната

При всех описанных выше плюсах отмечу, что наша коммуникация была не супер гладкая: иногда девушка пропадала и могла не отвечать три-четыре дня. Кто-то в чате писал, что она не смогла подобрать им жильё в Болонье. Так что если решитесь на поиск неформальных помощников будьте аккуратны — можно нарваться на мошенников. Также несмотря на то, что на картинках всё выглядело шикарно, когда я въехала в квартиру, обнаружились проблемы: душ протекал, зимой из-за влажности появилась плесень, сломалась стиральная машинка. Хозяин помогал решить всё это, но всё равно было неприятно.

Как я оформляла иностранные карты

Поскольку российские карты не работают заграницей, я озаботилась иностранными. Я не хотела связываться с посредниками, поэтому съездила в Минск, чтобы открыть карты в Беларуси. Это был самый дешёвый вариант, к тому же в белорусские банки достаточно легко переводить деньги из России. Билеты Москва — Минск в две стороны стоили около 10 000 рублей. Я не хотела оставаться в городе на ночь, поэтому выбрала банки, где  можно открыть моментальные неименные карты. В итоге у меня были две неименные карты: каждая из них стола примерно €300. Белорусские карты отлично проходят в супермаркетах и других магазина, но не всегда работают онлайн. Однако их можно привязать к Apple Pay и Pay Pal — тогда проблем с оплатой не возникает.

Минск и мои белорусские карты
Минск и мои белорусские карты

Как я переехала в Италию

В Италию я улетела в начале сентября. По приезде у меня были работающие карты и жильё, однако первая неделя была очень сложной. Я разбиралась с документами и обустраивала быт.

Привет! Меня зовут Надежда, я студентка Болонского университета по направлению Eastern Europe and Eurasian Study.-11

Мой кампус находится в маленьком городе Форли, в часе езды от Болоньи. Это типичный для Эмильи-Романьи город с невысокими домами из оранжевого и красного цвета. В центре города есть пару достопримечательностей, один музей, пару кинотеатров и парк с кроликами. Размер города — его плюс и минус одновременно. С одной стороны, от кампуса до моего дома 10 минут пешком, а до центра — 20 минут. Также тут легко организовывать встречи с друзьями, так как большинству из вас идти друг до друга 10–15 минут.  При этом здесь достаточно скучно и мало мероприятий. Также сложно путешествовать. Если собираешься куда-то ехать, можно смело приплюсовывать €14 — билеты до и от Болоньи, ведь почти все поезда и автобусы ходят через неё. Однако благодаря небольшому количеству развлечений легче сосредоточиться на учёбе. Обязательных пар у меня не очень много, так что расписание не перегружено и я спокойно успеваю ходить на дополнительный итальянский три раза в неделю.

Удивило меня в итальянской системе обучения две вещи. Во-первых, тут можно ходить на любые лекции, даже если ты не в списке студентов. Во-вторых, экзамены тут очень гибкие. Их можно пересдавать, если тебе не понравилась оценка, а также переносить на следующую сессию, если не успел подготовиться.

Привет! Меня зовут Надежда, я студентка Болонского университета по направлению Eastern Europe and Eurasian Study.-12

Учёба в Италии — это невероятный опыт, который сделал меня более открытой миру, научил справляться с перфекционизмом и следовать за своей мечтой. На пути к поступлению и во время учёбы вас ждут проблемы, вам будет грустно, но в конечном итоге это того стоит!

Итоги: затраты на поступления

Подача заявки в вуз:

  • 5000 рублей за перевод диплома у аккредитованного переводчика + 2500 рублей за апостиль
  • 63 000 рублей на услуги куратора за подачу
  • €110 — комиссия университетов
  • На IELTS я потратила 72 000 рублей

Непосредственно поступление стоило 143 600 рублей. Я не жалею ни о копейки потраченных денег, так как поездка за IELTS стала прекрасным мини-отпуском, а куратор — отличной, в первую очередь, моральной поддержкой.

Документы:

  • 5000 рублей на вебинар с инструкцией, что делать после оффера
  • Траты на документы для стипендии DSU были 12 000 рублей и €150, но они окупились самой стипендией
  • 5000 рублей за работу визового центра и €80 за консульский сбор

Обязательные траты на визу и документы для стипендии из этого — 40 000 рублей, так что из лишних трат тут только 5000 рублей за обучающий вебинар..

Обустройство жизни:

  • 15 000 рублей на поездку в Минск и €600 на белорусские карты
  • 20 000 рублей на услуги по поиску жилья в Италии. Плюс, пришлось заплатить  €760 как залог и ежемесячно я плачу €380.
Сколько стоит поступить в Европу – усредненные цифры у Kartoshka Frei

Советы для поступающих в Италию

  • Учите язык страны, куда будете поступать. Это сильно облегчит вам жизнь и поможет завести больше друзей
  • Вступайте в чаты русскоговорящих студентов, которые поступают в эту же страну или университет. Это отличный способ найти друзей и получить помощь почти по любому вопросу
  • Кураторы по поступлению — хорошая поддержка и пинок от прокрастинации, но не стоит перекладывать всю ответственность за поступление на них. Вам всё равно придётся активно участвовать в процессе.
  • Не прокрастинируете с документами. Делайте всё как можно быстрее.
  • Берите с собой тёплую домашнюю одежду, пижамы и покупайте грелки по приезду — зимой в домах топят по четыре часа из-за чего очень холодно.

Планы на будущее

У меня нет чётких планов на время после учёбы. Конечно, я буду пытаться найти работу в Европе с учётом полученной специальности, но, скорее всего, не смогу сделать этого в Италии. Однако меня это совсем не расстраивает: я не сильно привязалась к этой стране и не против пожить где-то ещё. Если этот план провалится, то буду пытаться получить визу «цифрового кочевника» в Италии — страна ввела их совсем недавно, это хороший шанс для всех удалёнщиков. В общем, я достаточно гибка в своих планах и готова к любым поворотам судьбы.

***

А если вы тоже хотите получить образование за рубежом и ищите информацию о том, как поступить в Европу, то переходите в телеграм-канал KatoshkaFrei и читайте советы по всем самым важным вопросам: от выбора программ и подготовки документов до возможностей остаться в стране после получения образования.