Не так давно министр транспорта Кировской области Алексей Петряков и курирующий его ведомство зампред регионального правительства Алексей Жердев в режиме видео-конференцсвязи приняли участие в заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Транспорт». Темой его стала подготовка правительством России нового национального проекта.
Как сообщается на сайте правительства Кировской области, предполагается, что нацпроект «Транспорт» «определит единую систему приоритетов и единую систему оценки эффективности мероприятий с учетом транспортно-экономического баланса, а также социально-экономического эффекта по результатам строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры».
Судя по всему, кировские чиновники мало что поняли из такой формулировки, но примерили цели проекта к своим проблемам и уверенно заявили, что «правительство Кировской области поддерживает идею обновления общественного транспорта и запуска нового национального проекта. Предлагаемые меры позволят ускорить обновление общественного транспорта в Кировской области, улучшить качество транспортного обслуживания населения, повысить уровень безопасности перевозок, а также сократить расходы транспортных компаний на содержание парка техники». И твердо заверили Москву, что после принятия решения о старте нового национального проекта «Транспорт» правительство Кировской области направит заявку на участие в нём.
Транспортная тема - больная для Кировской области. Даже губернатор указывает на неполадки: «Нужно решать проблему с общественным транспортом комплексно. Потому что я езжу по утрам и вижу, что некоторые автобусы идут пустыми, а в некоторых люди чуть не из форточек вываливаются. Нужно перераспределять нагрузку либо по транспорту, либо по времени». И это в областном центре. А в районах ситуация с пассажирскими перевозками совсем аховая.
Буквально на днях региональный министр транспорта Алексей Петряков отчитался, что 55 новых автобусов поступили в 23 района. Всего на средства специального казначейского кредита планируется закупить 111 автобусов. Вроде бы радоваться надо. Да не тут-то было: по данным министра, Зуевский, Нолинский и Юрьянский районы получили новые автобусы, но всё ещё не вывели их на маршруты. Из чего несложно сделать вывод, что проблема не столько в финансах, сколько в неорганизованности всей системы пассажирских перевозок в регионе. Возможно, новый нацпроект поможет вятским чиновникам решить эту почти вековую проблему.
Транспортная сеть
Постараемся разобраться, какие именно шаги предполагает анонсированный национальный проект.
Так, в правительстве России напоминают, что сейчас в сфере транспорта реализуются два крупных нацпроекта: «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Оба они заканчивают действие в 2024 году, и новый нацпроект «Транспорт» должен стать их преемником.
«Новый нацпроект - это, по сути, впервые осуществляемая попытка создания системы планирования и реализации развития транспортной инфраструктуры в нашей стране, исходя из конечной задачи, которую поставил президент России, связанной с повышением мобильности населения и с обеспечением доступности транспортных сетей для грузоперевозок с учётом освоения новых для нашей страны внешних рынков дружественных стран», - пояснил первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов.
Белоусов также напомнил о том, что в 2021 году была утверждена новая Транспортная стратегия, предусматривающая формирование единой опорной транспортной сети, которая и легла в основу разрабатываемого нацпроекта. Он должен быть готов в ближайшие четыре-пять месяцев, уточнил первый вице-премьер.
Два пути
Пока в пояснениях федеральных чиновников ни слова об общественном транспорте мы не встречаем. В интервью ТАСС Андрей Белоусов и министр транспорта РФ Виталий Савельев раскрыли больше подробностей.
Как сообщил первый вице-премьер, «начиная с 2022 года происходит два системных процесса, которые, безусловно, сохранятся и в обозримой перспективе. Первое - изменение транспортных грузопотоков, связанных с санкциями. И второе - быстрорастущий объём пассажирских поездок, поездок наших граждан внутри страны. Это требует радикального улучшения качества транспортной инфраструктуры».
Далее Андрей Белоусов рассказал о вариантах выполнения задач: «Есть два пути. Первый - это путь экстенсивного развития транспортной сети. Да, там есть целевые показатели, но, в принципе, видим какое-то узкое место - начинаем строить, видим другое узкое место - начинаем строить. И вот эта вот стройка, её становится всё больше и больше. Это приводит к росту капиталоёмкости. С 2020 по 2024 год выросли объёмы бюджетных расходов на эти цели. И второе - это ведёт, объективно, к перераспределению средств, к созданию новых провозных мощностей в ущерб поддержанию состояния уже действующей инфраструктуры. В то же время есть огромные резервы решения этой проблемы за счёт повышения системности.
Нужно с помощью оптимизации транспортной инфраструктуры сделать так, чтобы грузы и пассажиры распределялись наиболее доступными и оптимальными способами. За счёт этого перераспределения можно получить очень большой эффект. На основе транспортно-экономического баланса определяются параметры развития единой опорной транспортной сети».
Министр транспорта РФ Виталий Савельев подробнее рассказал о структуре нового нацпроекта: «Пока что в его составе шесть федеральных проектов, но структура будет меняться. Это проекты, связанные с обеспечением грузопотоков: мы в данном случае помогаем бизнесу реализовывать ту продукцию и те услуги, которые реализуют экономический потенциал других отраслей, способствуют получению доходов в федеральный бюджет, обеспечению рабочими местами населения.
Вторая часть национального проекта привязана к общественно значимому результату его реализации. Допустим, мы на уровень национального проекта поднимаем проект высокоскоростной магистрали. Это напрямую способствует развитию передовых технологий: мы построим новый подвижной состав и новую дорогу».
И опять ни слова о региональных пассажирских перевозках.
Программа внутри проекта
О развитии системы общественного транспорта в рамках нового нацпроекта заверили в беседе с корреспондентом «Российской газеты» в Общероссийском объединении пассажиров, представители которого участвуют в разработке программы.
По словам зампредседателя общественного совета при Министерстве транспорта России, председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, новая программа нацелена на поэтапное решение проблемы обновления подвижного состава.
«Сейчас деньги выделяются в основном на обновление автобусов, но в регионах существует острая необходимость в обновлении инфраструктуры для развития городского электротранспорта, также требуются деньги на обновление парка трамваев и троллейбусов», - отмечает Зотов. По его словам, трамваи стоят намного дороже автобусов, потому без поддержки со стороны федерального центра закупать их не получится.
По статистике Минтранса, до 2030 года для обновления парка с учетом Москвы нужно 65 тысяч 182 автобуса. Но закупленный новый подвижной состав нужно обслуживать, а у предприятий, которые эксплуатируют автобусы, троллейбусы и трамваи, есть проблемы с финансированием. Поэтому важно также инвестировать деньги и в этот вопрос, добавил Зотов.
Еще одна проблема - нехватка водителей. Деньги на развитие кадрового потенциала и на создание достойных условий труда пока не выделяются. «Бывают такие ситуации, когда новая техника приходит в регионы, а работать на ней просто некому», - поясняет Зотов.
Так, после тщательного изучения публикаций российских СМИ можно прийти к выводу, что министр транспорта Кировской области Алексей Петряков и зампред регионального правительства Алексей Жердев заговорили об «ускорении обновления общественного транспорта в Кировской области», не разобравшись в сути нацпроекта «Транспорт». А оптимизм по поводу участия в новом национальном проекте может несколько угаснуть, когда вятским чиновникам придется вместо закупки автобусов за федеральный счет выстраивать единую опорную транспортную сеть.
Егор ГОРОХОВ.