Попытки научить ребёнка читать нередко становятся пыткой. Родители из лучших побуждений хотят подготовить малыша к школе, но при этом не замечают трудностей, которые могут возникнуть в процессе и привести к постоянным ошибкам в школе. Приводим топ-5 самых частых ошибок, которые допускают родители при обучении ребёнка чтению.
Ошибка 1. Ещё не время
Чтение – это сложный мыслительный процесс, для которого должна быть сформирована база. Прежде чем учиться воспринимать буквенную запись, необходимо в достаточной мере овладеть устной речью. Двухлетний ребёнок, которого родители начинают готовить к успешной учебе в школе, не готов еще к решению задач, которые выполняются при чтении:
- понимание фонемного строя речи,
- звуко-буквенный анализ каждого слова,
- понимание смысла, заложенного в тексте.
Кроме того, в этом возрасте ребенок не только недостаточно хорошо различает звучащие звуки (крыШа – крыСа, Бом - Дом), но и находится на том этапе речевого развития, когда не умеет еще чисто произносить многие звуки, даже в разговорной речи заменяет одни звуки другими.
Более подробно о речевом развитии, читайте в нашей статье:
Зачастую у детей в этом возрасте еще недостаточно сформирована пространственная ориентация, в том числе и на странице книги. Обучение чтению ребёнка, который еще не готов читать, приводит к затягиванию процесса, низкой эффективности и формированию у ребёнка стойкого нежелания учиться в целом, а читать особенно.
Ошибка 2. Обучение ребёнка буквам, а не звукам.
Первым делом родители, обучающие своего ребёнка чтению, начинают заучивать с ним алфавит, называя букву (ВЭ, ГЭ, ДЭ). Затем переходят к соединению выученных букв в слоги: «Ма - ша». Но ребёнок уже запомнил, что М – это «мэ» или «эм» (как научили), а Ш – это «шэ». В итоге читает слово: «Мэа - шэа». До того времени, когда ребёнок не начнет читать слова уверенно, букву необходимо называть, как звук, который она обозначает: [М], [Ш]. Работа по различению звуков – обязательная часть работы при подготовке к чтению.
Ошибка 3. Обучение буквам по картинкам.
Предлагая яркую красочную книжку с картинками или плакат на стене в детской, на которых каждой букве соответствует картинка, можно достаточно быстро выучить буквы, но потом зачастую возникают ситуации, когда при чтении ребёнок припоминает букву, пытаясь вспомнить, какой-же рядом с ней находился предмет. В этот момент ребёнок проделывает серию сложных операций: вспомнить картинку – выделить первый звук в её названии – вставить этот звук сейчас в читаемое слово.
Что такое «КОТ»? Это «Капуста», «Огурец» и «Телефон». При этом смысл собственно читаемого слова просто теряется. Поэтому лучше для запоминания букв использовать такие приемы, как нахождение ассоциаций (на что похожа буква), изображение буквы с помощью пальцев, встать в позу, напоминающую букву, складывание букв из палочек/карандашей, лепка из пластилина, рисование на крупе, выкладывание из камешков, раскрашивание/украшение шаблонов букв. Помимо того, что ребёнок запомнит букву, эти задания помогут заодно «проработать» мышление и будут подспорьем в работе с мелкой моторикой рук.
Ошибка 4. Побуквенное чтение слов.
При чтении ребёнок называет отдельные буквы, нет плавного слияния их в слоги: «М. А. Ш. А.» (или «Мэ. А. Шэ. А.»). При обучении чтению необходимо опираться на звуко-буквенный анализ, плавное слоговое чтение и учить видеть за каждой цепочкой букв конкретное понятие, сопоставлять слово с картинкой.
Ошибка № 5. Отсутствие примера в семье.
Всем известная мудрость – хочешь научить чему-то ребёнка – просто делай это сам. В читающей семье ребёнок, скорее всего, тоже будет с увлечением читать. В семье, в которой любят и обсуждают книги, ребёнку научиться читать и полюбить книги будет гораздо проще. И обратная ситуация: если в семье не читают, зачем это делать ребёнку?
Об этом у нас есть статья:
При всей кажущейся простоте в процессе обучения ребёнка чтению необходимо учитывать множество моментов. Это и степень готовности к такому сложному виду деятельности, и индивидуальные особенности восприятия информации, и особенности запоминания, свойственные ему. На сегодняшний день существует множество методик обучения чтению, которые внимательные и ответственные родители могут успешно применять. Главное – не навредить, не создать основу для дальнейших трудностей в обучении. Самый эффективный вариант – это активная помощь родителей при обучении чтению специалистом. Когда педагог учит ребенка читать, а родители закрепляют изученное дома, следуют рекомендациям, результат не заставит себя долго ждать.
Хотите подготовить ребенка к школе без лишнего стресса?
Мы разработали специальную программу, которая поможет ребенку легко адаптироваться к обучению в школе. Продуманная структура занятий позволит охватить все необходимые для первоклассника навыки:
- обучение грамоте, подготовка руки к письму
- математика и развитие логического мышления
- окружающий мир
- эмоциональный интеллект
Записывайтесь на бесплатный пробный урок! И будьте уверены в знаниях вашего ребёнка перед школой уже сейчас.