Найти в Дзене
ТК Савеловский

Идём в офлайн-ритейл: что нужно учесть при открытии розничного магазина

Оглавление

Рекомендации директора по маркетингу ТЦ «Савёловский» Евгении Бояринцевой

Фото ТК Савеловский , фотограф Рыкова Ю.
Фото ТК Савеловский , фотограф Рыкова Ю.

Оригинал статьи на biz360.ru

Предпринимателю, который хочет открыть розничную точку, нужно учесть довольно много факторов – от проходимости места и транспортных потоков до юридических аспектов бизнеса и всяческих разрешений. Даже если у вас уже есть бизнес, например, интернет-магазин, всё равно потребуется много дополнительных усилий. О том, как подготовиться к открытию розничного бизнеса, порталу Biz360.ru рассказала директор по маркетингу ТЦ «Савёловский» Евгения Бояринцева.

Евгения Бояринцева – директор по маркетингу торгового комплекса «Савёловский». Более 10 лет работает в сфере коммерческой недвижимости. Ранее руководила медиа-агентством и рекламно-производственной компанией.

Фото ТК Савеловский
Фото ТК Савеловский

С чего начать

Подбор локации

Подбор локации включает в себя не только выбор красивого комплекса, нужного здания, но и помещения с хорошим расположением относительно входов и с продуманным окружением.

Выбирая помещение под торговую точку, собственнику магазина стоит обратить внимание на несколько важных моментов:

  • близость к транспортным узлам: метро, МЦД, МЦК, БКЛ;
  • близость к пешему входу, эскалатору, лифту внутри ТК;
  • этаж (иногда верхние этажи могут быть отданы под офисы);
  • соседство (удачное соседство рядом с магазинами близкого профиля побуждает к стихийным покупкам, например, пуховики – рядом с шапками и шарфами, косметика – рядом с украшениями).

Подбор формата магазина

На этом этапе руководство магазина решает, будет ли у него витрина и выкладка. Здесь всё тоже зависит от товара: например, одежда и обувь без витрины не продаются, а некоторые магазины цветов или электроники легко без них обходятся.

Оценка условий и бонусов

Подбирая помещение, важно оценить, насколько локация и логистика соотносятся с теми бонусами, которые владелец магазина может от этого получить. Например, торговые точки около входа, лифтов и эскалаторов в торговом центре, как правило, дороже. В них размещаются магазины с хорошо продаваемыми товарами и высокой проходимостью, но в них редко бывают скидки на аренду.

Арендные каникулы

Большинство крупных торговых комплексов предлагают всем арендаторам арендные каникулы. Их сроки зависят от площади торговой точки и от состояния, в котором эта площадь передаётся. Например, если арендатору досталось от предшественника помещение, требующее существенного ремонта, то времени на восстановление надо больше. В среднем арендные каникулы длятся от одного до трёх месяцев, в зависимости от площади и формата ремонта, который будет делать арендатор. В это время плата либо не взимается, либо взимается по минимуму.

Фото ТК Савеловский, фотограф Рыкова Ю.
Фото ТК Савеловский, фотограф Рыкова Ю.

Какие факторы влияют на выбор местоположения для торговой точки

Уникальность предложения и позиционирование

При выборе локации важно понимать, что нужно соседствовать с магазинами близкого ценового сегмента и статуса. Фирменный бутик премиального сегмента не должен быть окружён масс-маркетом (и наоборот). За рассадкой и компоновкой арендаторов следят профессиональные брокеры или менеджеры торгового комплекса.

Профессионалы перед тем, как предложить локацию, оценивают ассортиментную матрицу арендатора, его пожелания и амбиции по развитию и расширению. На базе этих выводов предлагается комфортная по цене и логичная по локации площадь.

Количество и качество трафика

Для учёта трафика в торговых комплексах устанавливают счётчики, они считают вход-выход, но имеют погрешность, так как учитывают всех прошедших. Сюда попадают и охрана, и клининг, и курящие по несколько раз в день сотрудники магазинов. Такие данные выглядят многообещающе, но положительно на продажи не влияют. Второй вариант – установка мак-ловушек, считывающих открытый номер устройства в сети. Эти данные стремятся к абсолютной истине в подсчёте количества покупателей.

При анализе трафика учитывается не только его количество, но и качество. Бывает так, что проходимость, действительно, высокая, но большинство посетителей прячется от дождя или ждёт транспорт, магазины их не интересуют, максимум, фуд-корт и зона туалетных комнат. Далеко не всегда расположение торгового комплекса у транспортного или транспортно-пересадочного узла будет выигрышным ходом.

Конкуренты

Чтобы провести анализ конкурентов, собственнику торговой точки важно оценить, что у него за бренд, чем торгует и по каким ценам. В этом плане большинству магазинов одежды нишевых брендов невыгодно соседствовать с сетевыми конкурентами эконом-класса – даже если у последних качество ниже.

Фото ТК Савеловский, фотограф Рыкова Ю.
Фото ТК Савеловский, фотограф Рыкова Ю.

Как провести анализ ЦА и почему это важно для успешного бизнеса

Существуют разные модели анализа целевой аудитории. Одна из наиболее простых и популярных – методика 5W Марка Шеррингтона. Она основана на пяти вопросах: что покупают (какие товары), кто покупает, где, когда и почему (какую проблему решает товар).

Если у магазина есть свой сайт, и его продвигают в поисковиках, то самые верные данные можно получить из сервисов, например, «Яндекса», причём совершенно бесплатно. Также информацию о покупателях дают анализ подписчиков в социальных сетях и запрос данных на маркетплейсах. В офлайне работают опросы покупателей магазина, регулярные встречи и общение с менеджерами и продавцами.

На основе всех этих данных можно смоделировать усреднённый портрет покупателя: возраст, пол, город и район проживания, образование, профессия, уровень дохода, семейное положение, что привело в данный ТК, как часто бывает тут или в других комплексах. А заодно понять, где он ищет и собирает информацию о товарах.

Как сформировать ассортимент

При формировании ассортиментной матрицы предприниматели должны учитывать несколько важных факторов:

  • ориентированность на потребности клиента и на его бюджет, пол и возраст (у молодых ниже доход, но при этом больше времени на поиск, кроме того, они легче поддаются влияниям моды);
  • локальную специфику магазина (в центре города и на окраинах запрос на покупки и бюджет будет разным).

Важно разделить все товары на разные группы: высокомаржинальные, пользующиеся спросом из-за веяний моды, сезонные, стихийные, дополнительные (то, что покупают в довесок), трафикообразующие (на что идут с улицы или при взгляде на витрину).

Примерно треть ассортимента должны составлять самые востребованные, узнаваемые и нужные товары, которые не требуют дополнительной рекламы. Ещё треть – аналоги таких товаров: они могут быть дороже и ориентированы на тех, кто хочет попробовать новое или недоволен качеством прежнего ассортимента. К этой же группе относятся товары, которые дополняют покупку. Примерно шестая часть в норме приходится на статусные позиции, как правило, они стоят дорого и продаются с высокой наценкой. И оставшийся процент – это так называемые сопутствующие товары. Самое главное на данном этапе – изучить свою целевую аудиторию. Продавец товаров должен чётко понимать, кто, как часто и зачем к нему приходит. И, отталкиваясь от этого, он уже может подбирать себе площадку не то, что в рамках одного ТК, но и в рамках района, города или даже федерального округа.

По мере развития магазина ассортимент можно и нужно корректировать, расширяя его за счёт прибыльных позиций и избавляясь от товаров с низким уровнем спроса.

Юридические аспекты открытия розничного магазина

Розничная торговля в России регламентируется законом о защите прав потребителей, федеральным законом «О рекламе», а в столице – ещё и постановлением правительства Москвы № 902 ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве».

Фото ТК Савеловский
Фото ТК Савеловский

Чтобы открыть розничный магазин одежды, нужно:

  • зарегистрировать ООО или ИП с соответствующими ОКВЭДами;
  • заключить договор аренды с собственником торгового комплекса;
  • если юридический адрес не совпадает с адресом торговой точки, прийти в ФНС с формой об открытии обособленного подразделения;
  • получить заключение пожарной безопасности.

Следующим шагом нужно установить кассу. По закону, электронная касса нужна большинству продавцов товаров и услуг.

Затем необходимо подготовить локальные документы: санитарные правила, штатное расписание, правила оплаты труда, а также заключение Роспотребнадзора о соответствии здания санитарным требованиям. Последний документ часто есть у арендодателя и действует на всю площадь торгового центра. Также у собственника помещения можно запросить договоры, касающиеся экологической безопасности: на утилизацию ламп, дезинсекцию, вывоз мусора.

В помещении магазина обязательно нужно установить уголок потребителя. В нём должна быть представлена информация о компании (фирменное наименование, ОГРН/ОГРНИП и наименование зарегистрировавшего органа, ИНН, лицензии и свидетельства), а также открытая для всех посетителей книга жалоб и предложений и координаты контактного лица, кому можно направлять жалобы.

Также целый ряд формальных требований касается ассортимента. От производителей или поставщиков стоит потребовать сертификат декларирования. Брендовые вещи можно продавать только с официального разрешения производителя. Этот документ выдаёт либо сам владелец бренда, если вы работаете по франшизе, либо поставщик, у которого должны быть все необходимые документы и на товар, и для ведения бизнеса.

Если в ассортименте магазина есть одежда, подлежащая маркировке, то её надо либо маркировать самостоятельно, либо требовать маркировку с поставщиков. При закупках за рубежом товар необходимо не только маркировать, но ещё и декларировать.

Как только все юридические требования решены, можно переходить уже к делу – найму персонала и началу работы. Выгодное расположение в стенах известного торгового центра станет для начинающего бизнеса гарантией чистоты и безопасности, а ещё поможет продвижению, особенно на первых порах.

Оригинал: https://biz360.ru/materials/idyem-v-oflayn-riteyl-chto-nuzhno-uchest-pri-otkrytii-roznichnogo-magazina/