Первый этап: ОБЫДЕННОСТЬ
Это привычный способ жизни, когда мы существуем в соответствии с условностями общества, “как все”, без сильных напряжений.
Общественные убеждения, мораль и ограничения или принимаются нами безоговорочно как естественные, или мы их нарушаем, но настолько, насколько их нарушают все.
Мы далеки от необычных вопросов и глобальных проблем, если они, конечно, не являются привычным способом структурирования времени и пространства. Знаем, что хорошо, что плохо, куда следует стремиться…Все знания и навыки, которые мы приобретаем в этой, обыденной, жизни являются выражением наших привычных тенденций и мотивов.
Мы не знаем сильных тревог, радости или боли; а если они и присутствуют в нашей жизни, то не имеют шокирующей интенсивности. Все хорошо настолько, насколько это социально допустимо, и плохо – настолько, насколько бывает у всех.
Основная масса людей считает эту жизнь нормальной, и предпринимает все попытки сохранить свою “нормальность” и в дальнейшем. Можно сказать, что в некотором смысле мы спим и видим сон, который зовется жизнью, и тихо ненавидим тех, кто пытается нас разбудить.
Жизнь происходит в зоне комфорта, а интенсивность обстоятельств такова, чтобы поддерживать некую фоновую активность существования.
Нельзя сказать, что в этой зоне нет проблем или конфликтов, но они являются привычными способами взаимодействия с внешней и внутренней реальностью.
В комфортной зоне единственно нет вызова, сильной фрустрации: у личности достаточно ресурса, чтобы не встречаться с неразрешимыми ситуациями.
Второй этап: ЗОВ.
Но в определенный момент у определенных людей возникает желание вырваться из привычной обжитой ранее зоны, где стало тесно, удушливо и пахнет затхлостью.
Совершенно необязательно речь идёт о неком благополучии, в котором всё есть, в котором хорошо, но тесно. Нередко привычным состоянием является дискомфорт, неприятности и проблемы, которые человек, однако, привыкает терпеть, с которыми предпочитает мириться, не решаясь на изменения, или не догадываясь о том, что они возможны.
Но если зов к изменениям начинает заполнять все пространство жизни, то необходимо знать, что он есть свидетельство надвигающегося кризиса.
Этот зов многолик...
Он может реализоваться через ломку устоявшихся представлений о своем теле и других частей “материального Я” (болезнь, потеря дома, старость и другие), или через ломку социальных отношений и отождествлений с ролями и статусами (“социальное Я”), такими как, потеря работы, измена, лишение перспектив профессионального роста.
Еще интенсивнее зов кризиса проявляется в духовных измерениях ("духовное Я"): например, мучения нравственного кризиса, когда болит совесть и возникают тяжелые идеи самообвинения, либо когда происходит дезинтеграция личности вследствие участия в жизни тоталитарных сект.
Иногда зов может прийти и вовсе неожиданно, как толчок изнутри: через впечатляющее сновидение или отрывок из книги, отклик на слова учителя.
Он может воплотиться в чувстве одиночества и отчужденности, мучительного вопроса о смысле жизни, в фигуре экзистенциальной тоски…
Если зов услышан, принят, то человек становится воином духа и переходит на следующую ступень —смерти и возрождения.
Третий этап: ШОК или СМЕРТЬ-ВОЗРОЖДЕНИЕ
Эта фаза является кульминацией кризиса, и в ней сгорают, умирают, все опоры и основы прежней жизни. Наше Эго и его содержание терпит крах: представление о себе и о мире более не актуальны, не правдивы, утрачивают свою ценность.
Возможны два основных пути, по которым приходит кризис.
Первый — вследствие истощения, при котором человек сначала справляется с серией стрессовых событий, идущих вереницей, одно за другим. Но в определенный момент не остается ресурсов, чтобы справляться с кумулятивным эффектом, и тогда шок случается от “последней капли” — события, порой, и не самого значительного.
Во втором варианте внезапный катаклизм вызывает сильнейшую реакцию в ядре “материального”, “социального” или “духовного Я”. Адаптивные механизмы не успевают отреагировать, адаптироваться, перестают работать, и человек стремительно “чахнет”.
Выходом из шоковой стадии кризиса могут быть два итога: позитивный, с переходом на качественно новый уровень целостности сознания и личности, и негативный, где целостность не достигается, а человек, в зависимости от тяжести состояния, откатывается назад, теряя зону влияния, витальность и контакты с миром.
Мне, однако, кажется, что бывает ситуация, при которой в одной части себя человек достиг небывалой прежде целостности, тогда как другая, все же, пострадала.
Допускаю, что это может быть и временное состояние неполной интегрированности, наблюдаемая незавершенность процесса, когда одна часть "я" созревает быстрее другой.
При позитивной дезинтеграции происходит рождение новой личности, наполнение жизни новыми смыслами, психодуховная эволюция.
Этот этап, кроме индивидуальных переживаний, имеет выраженное архетипическое, мистическое содержание и связан с глубокими экзистенциальными инсайтами, которые открывают всеобъемлющее единство за миром разделенности.
В моем опыте также случилось множество самых разных, в основном, локальных (касающихся только меня) инсайтов: сознание было усыпано ими, подобно тому, как ночное небо звездами.
Но был достигнут и один большой: он зрел долго, очень объемно. Словно я дёргала за маленький корешок, а из земли постепенно поднялось нечто огромное, чего я никак не ожидала изначально.
Эту экзистенциальную мудрость я нашла потом в книге одного мистика, среди прочих его высказываний.
Оцените же масштаб любой мистической идеи…Мне, обычному человеку, пришлось столь долго зреть до единственной подобной мысли, в то время как сознание мистика рождает эти вещи регулярно!
Следующая фаза, четвёртая – УРОК, когда человек становится “учеником кризиса”. Здесь происходит поиск новых целей, стратегий жизни, ценностей, изменение восприятия. Случаются прозрения, открываются возможности, складывается понимание своего места в обществе и своей миссии. Вырабатываются новые механизмы адаптации.
При качественном и всеобъемлющем, глубоком кризисе, на высоких уровнях интеграции, возникает достижение состояния Равностности (понятие, введеное В.В. Козловым), когда человек ни за что не хватается и ничто не считает своим.
Он ничем не владеет, но у него всё есть. В нём самом содержатся все состояния, все идеи, все реакции — и он ничем из них не является.
Он встал над полем переживаний и уже из этой точки имеет возможность входить в любую форму, любое состояние, чувство, отношение, не теряя контакт с состоянием Равностности.
Именно из Равностности наше Эго имеет возможность быть любым, и является многомерным, гибким, творческим и спонтанным.
При выходе из кризиса человек становится свободен от отождествлений, желания кем-то казаться. Урок мудрости делает его проводником истинных ценностей —любви, милосердия, сострадания, сопереживания.
Ведь именно кризис выявляет сущностное понимание гуманизма как признания самоценности человека, его права на свободу и счастье, развитие, реализацию своих способностей.
Мои личные мысли на этот счет таковы: Вселенная, или если хотите — Бог, желает того, чтобы каждый из нас был счастлив.
Ведь это бы означало, что мы действуем, живем, согласно своему предназначению, и чем более мы реализованы, тем природа сильнее поощряет нас через радость.
Мы — Божьи дети, и одновременно с этим — ощущающие рецепторы Вселенной, которая дышит и развивается через нас, через наши раскрывающиеся природные задатки, которые она же в нас и заложила.
Каждый человек самоценен по факту своего рождения, и наше развитие является счастьем как для самих себя, так и для других, ведь этого желает сама жизнь.
Люди ошибочно забывают про свою ценность в этом мире, когда им ложно дают понять, обычно в детстве своим плохим обращением, что те “недостаточно хороши” и обязаны что-то предпринять, чтобы не быть собой и казаться кем-то другим.
"Истинное Я" и гуманистичное к себе отношение перекрывается тогда "Я - Ложным": словно солнце темными тучами.
Но когда мы откроем, что является детьми, прежде всего, Бога, и уже во вторую очередь — своих родителей, которые способны иногда внушить неверные смыслы, тогда поймём, что жить нужно непременно из Истинного Себя, как и задумал наш Создатель.
Родители и воспитатели являются золотыми воротами в эту жизнь, и, в самом лучшем случае, способствуют раскрытию и самореализации своих подопечных. Но они не могут диктовать свою волю вопреки воле Божьей.
Гуманистичное, сострадательное, отношение заключается в таком отношении к людям, чтобы они могли вспомнить эту истину о себе и своей самоценности, если позабыли о ней (что случается часто).
Этап последний: ЗАВЕРШЕНИЕ
Когда кризис завершён, то человек становится “умудренным опытом”. Владимир Васильевич утверждает, и я с ним созвучна, что личность не может обрести мудрость в обыденности, и что учитель рождается только в горниле кризиса.
Однако одной только ясности во внутреннем пространстве, где всё вошло в баланс и утихло —недостаточно.
Важно, чтобы произошло возвращение человека в социум и его служение другим людям. Готовность помочь другому —словом, делом, сопереживанием —является высшим выражением завершения кризиса...
Конечно, не каждый, кто переживал кризис, проходил его столь драматично, полно и глубоко, чтобы достигнуть мудрости. Ведь не всегда кризис включает в себя все пять фаз, да еще и в своей пиковой интенсивности.
Гораздо обычнее то, что человек проживает в своей жизни множество кризисов, и они похожи на серии кругов, образующих спираль, по которой личность снова и снова возвращается к своей обыденности, но достигая каждый раз всё более высокой перспективы.
Этот время от времени повторяющийся опыт агонии Эго дает нам возможность эволюционировать на самом высоком уровне — на человеческом, помогая вырабатывать качественно новое, прорывное, понимание жизни, а в некоторых случаях сознание такого порядка, который эволюционно необходим как для человека, так и для всего человечества в целом.
Текст представляет конспект главы из книги В.В. Козлова "Работа с кризисной личностью".
Цитированием отмечены абзацы, представляющие мои собственные, не зависимые от автора, мысли.