Промозглое дождливое утро не внушало оптимизма.
У нас на двоих двое маленьких детей, разрушенные погодой планы забраться на какой-нибудь шихан, желание посмотреть что-то необычное, при этом не замерзнуть, чтоб было доступно детям и абсолютное незнание местности в плане проезда-прохода, доступности.
Вообще, эти четыре майских дня должны были быть довольно теплыми, планы были масштабные, составлен список достопримечательностей и интересных мест для посещения и прогулок.
И, действительно, в первый день мы гуляли в футболках. А потом закрутилось... Нескончаемые дожди, ветер, очень холодно. Планы пришлось резко менять и пересматривать свою подборку локаций.
Выбор остановили на мавзолеях. Дорога есть, недалеко от населенных пунктов, ехать тоже недалеко, на месте тоже, вроде как, идти далеко не надо.
И вот мы уже в пути. Ехать от Уфы совсем недалеко - около 30 километров. Холодное пасмурное дождливое утро сменилось солнышком.
Доезжаем до поселка Чишмы и двигаемся в сторону нужного нам мавзолея.
Дорога отличная, мавзолей расположен на холме, на который тоже имеется накатанная тропа.
Возле сооружения уже расположились местные жители, которые устроили себе пикник с шашлыками из барана (которого потрошили тут же). Пришлось парковаться чуть поодаль, дабы не травмировать детей видами бараньих потрохов.
А на холме ветер. Хоть и светит солнце, всё равно пробирает до самых костей.
Сразу за нами приехали еще несколько машин с туристами.
Мавзолей представляет собой купольное невысокое сооружение с квадратным основанием размером 6*6 метров, переходящим в восьмигранник. Мавзолей построен из грубо обработанных известняковых и песчанниковых плит.
Это мавзолей Турахана.
Постройка датируется XV веком и является памятником архитектуры и объектом культурного наследия федерального значения.
Кстати, по-поводу датировки постройки вышла неувязочка. На табличке перед входом (установленной, по-видимому, недавно) указан XV век, а вот внутри сооружения расположена более старая табличка, где указан XII век постройки.
Кстати, когда читала информацию про этот мавзолей, выяснила, что обычно и ограда, которой обнесли сооружение совсем недавно, и ворота в сам мавзолей, закрыты на замок. Поэтому, будем считать удачей, что во время нашего визита, всё было открыто.
Внутри сейчас ничего нет - просто ровный пол. Поэтому лезут внутрь все, кому не лень, не считаясь с тем, что это, всё же, погребальное сооружение.
Мы лезть внутрь и топтаться не стали, лишь заглянули через небольшое отверстие входа.
О личности Тура-хана не сохранилось документальных сведений. В генеалогических записях башкирских племен говорится о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана. Тура-хан был убит вместе с братом Басманом своим соперником – ногаем Алтакаром.
Кто был этот самый Тура-хан - остается только гадать, но есть домыслы о том, что он являлся потомком Чингисхана.
Также есть версия, что Тура-хан - это первый башкирский хан, принявший ислам.
Убит Тура-хан был во время междуусобных войн.
При исследовании мавзолея Тура-хана, было выявлено два захоронения.
Один из умерших лежал в деревянном гробу на спине, головой на запад. Сохранились остатки нижней части длинной рубахи, орнаментированной вышивкой в виде кругов. Также найдены кости животных. Захоронение относится к раннемусульманским погребальным памятникам булгарского типа. Рядом были найдены следы фундамента – подобного мавзолея или мечети.
Сейчас этот мавзолей - довольно туристическое место. Но приезжают сюда и местные жители. Наверно, цель визита местных жителей какая-то религиозная (или дань традициям), так как они молятся у входа в мавзолей и совершают еще каки-то действия (непонятные мне, далекой от ислама и местных традиций).
И, как обычно, строчка гнева. Даже с учетом того, что здание обнесено забором, окна и двери закрыты решетками, внутри и снаружи всё равно "не очень культурные" туристы умудрились оставить свои "автографы" по типу "здесь был Вася"
Эти надписи вызывают у меня недоумение и возмущение. В туристических местах, будь то горы, лес (да, да, и на деревьях такие автографы имеются), какие-то отдаленные места (наподобие этого мавзолея, который стоит в поле) нет ни одного живого места от подобных "меток".
Например, у меня не вызывает никакой радости и счастья, что все мои фотографии содержат такие надписи - я приехала посмотреть исторический объект, а не на конкурс граффити.
А применительно к данному конкретному сооружению, учитывая его религиозный характер, оставлять такие надписи - чистейшей воды вандализм.
И самое главное, мне вообще не понятно для чего и почему туристы тащат с собой краску, рисуют эти буквы или, того хуже, выковыривают надписи прямо на камне...
От одной достопримечательности к другой - проблем две: кучи мусора и надписи. Но если мусор можно убрать, то с этими автографами уже ничего не сделать...
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на мой блог и путешествуйте вместе со мной!
Читайте также: