Присмотрела эту методику у одной нашей очень грамотной и творческой воспитательницы.
Вместе с ребятами при помощи интеллект-карт она разбирает почти все, что только можно, начиная со старшей группы.
Дети принимают непосредственное участие в создании интеллект-карт: выбирают нужную картинку, приклеивают, подписывают, а значит картинка становится значимой и ценной.
В течение недели готовые карты размещаются на уровне глаз детей и материал прочно укладывается в память.
Что такое интеллектуальная карта
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
5 правил создания интеллектуальной карты
1. Используем цветные карандаши, фломастеры или маркеры.
2. Основная идея, мысль или слово или картинка располагается в центре.
3. От центра расходятся главные ветви. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
5. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций.
Использование интеллектуальных карт
1. Сбор материала о предмете или объекте.
Интелект-карта создается в ходе обсуждения предмета или темы. При выполнении задания пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа может проводиться индивидуально и фронтально.
Например, дети решили больше узнать о кенгуру.
Рисунок животного помещается в центре. От него идут ветви: внешний вид, место обитания, питание, детеныши, особенности.
2. Закрепление и обобщение материала
Интеллект-карта может являться итогом работы уже изученной темы.
Дети учатся припоминать изученное, выделять главную мысль. У детей пополняется активный словарь по изученной лексической теме, развиваются умение составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.
Работа может проводится, как индивидуально, так и фронтально.
3. Развитие связной речи
Заключается в составлении и распространении предложений и рассказов по интеллектуальной карте.
Выполняя задание ребята учатся самостоятельно излагать свои мысли с опорой на готовую интеллект-карту. Благодаря методу дети работают активнее. У них формируется умение отвечать на вопросы распространенными предложениями. Словарь становится точным и разнообразным.
Работа проводится в подгруппах.
Общие требования при составлении интеллект-карт
- Главная идея обводится в центре страницы
- Лист располагается горизонтально
- Надписи делаются печатными заглавными буквами
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- Каждая мысль обводится.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
- Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков.
Интеллект-карта мой помощник
Я начала использовать эту методику в своей логопедической работе с детьми 4 лет.
На канале вышло видео с моим учеником Мишей, где мы с ним учимся отличать бытовые технику от мебели.
Здесь методика помогает накапливать, группировать и одновременно обобщать лексический материал.
Получившуюся интеллект-карту Миша забрал домой и смог продолжить изучение темы на примере домашних вещей.
К слову сказать, я нарушила классические правила интеллект-карты и расположила листок по вертикали. Мне нужно было закрепить наречия «вверху - внизу».
Картинки можно рисовать вместе с ребенком, а можно брать в интернете готовые раскраски. Мне это дает возможность экономить время. После составления карты можно будет тренировать графомоторные навыки в обводке и раскрашивании.
Эту методику можно использовать и в домашних занятиях с ребенком, а стены комнаты украшать готовыми интеллект-картами.