Найти тему
Всё травы да цветы...

Итальянский натюрморт с точки зрения садовода-огородника

Всегда любила натюрморты старых голландских мастеров.

Не только за изящество живописной манеры, но и за житейскую философию - умение увидеть большое в малом, красоту - в обыденном. И показать радость тихой трудовой жизни, выраженную в её результатах: в плодах - овощах и фруктах, в цветах, в морском улове или охотничьих трофеях.

Хотя... последние сюжеты нравятся мне меньше. Наверное, потому что я не охотник и не рыболов :). А вот прочие земные радости близки и понятны - поскольку сама люблю копаться в земле и возиться с растениями.

И ещё... все эти бытовые мелочи, детали - кухонная утварь, салфетки, перламутровые раковины, вазочки, бокалы, блюда - греют душу. Они уютные, тёплые и многое рассказывают о времени, людях и их жизни.

Бернардо Строцци и мастерская (1581-1644) Женщина с овощами.
Бернардо Строцци и мастерская (1581-1644) Женщина с овощами.

Поэтому, как только узнала,

Высокое и низкое - на храме искусств вывеска, как на овощной лавке ;)
Высокое и низкое - на храме искусств вывеска, как на овощной лавке ;)

что в Музее изобразительных искусств открылась выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», сразу на неё побежала.

А эти тюльпаны, пораженные вирусом пятнистости, изобразил Франческо Кальдеи (1588-1674).
А эти тюльпаны, пораженные вирусом пятнистости, изобразил Франческо Кальдеи (1588-1674).

Дело в том, что кроме весьма своеобразных и растиражированных натюрмортов-портретов Джузеппо Арчимбольдо, никаких других натюрмортов итальянских художников я не знала.

Джузеппо Арчимбольдо. 1526-1593гг. Мужская голова\Корзина с фруктами. Частное собрание.
Джузеппо Арчимбольдо. 1526-1593гг. Мужская голова\Корзина с фруктами. Частное собрание.

И да, картина-перевертыш Джузеппо Арчимбольдо Мужская голова\Корзина с фруктами - центральная в экспозиции выставки. Причем представлена не только живописная работа, но и ее объёмная копия. И разглядывать детали очень интересно.

А это - объемная копия.
А это - объемная копия.

Но имена других представленных на выставке итальянских художников, работавших в этом жанре, были мне неизвестны. Хотя скоро я поняла, что дело не в моем невежестве. Просто этот жанр был далеко не самым популярным в великой итальянской живописи и потому вообще мало исследован.

Фрагмент столешницы с мозаикой pitre dure. Мастерская великого герцога Тосканского. Флоренция, вторая половина XVII века. Мрамор, яшма, агат, халцедон, лазурит и другие цветные камни.
Фрагмент столешницы с мозаикой pitre dure. Мастерская великого герцога Тосканского. Флоренция, вторая половина XVII века. Мрамор, яшма, агат, халцедон, лазурит и другие цветные камни.

Нынешняя московская выставка, едва ли не первая, на которой попытались собрать итальянские натюрморты, хранящихся в нашей стране. А они очень разнообразны, так как представлены мастерами разных школ - венецианской, флорентийской, миланской и т.д.

Фрагмент столешницы. Удивительное по красоте и мастерству произведение. Её можно рассматривать часами, не только любуясь, но и изучая флору Флоренции.
Фрагмент столешницы. Удивительное по красоте и мастерству произведение. Её можно рассматривать часами, не только любуясь, но и изучая флору Флоренции.

И, конечно, их невозможно не сравнивать с голландскими натюрмортами.

Да, работы итальянцев другие. Роскошные, изобильные, пышные, соответствующие, разумеется, стилю барокко.

Христиан Беренц. Карло Маратта. Натюрморт с женщиной, собирающей виноград. Фрагмент. 1689. Фрагмент.
Христиан Беренц. Карло Маратта. Натюрморт с женщиной, собирающей виноград. Фрагмент. 1689. Фрагмент.

Но... оставлю-ка я искусствоведческие потуги, и скажу, как я со своей садово-огородной точки зрения понимаю разницу натюрмортов нидерландских и итальянских художников.

Для голландцев, у которых каждый кусочек пашни с огромным трудом был отвоеван у моря, в краю, где большую часть года пасмурно, дождливо и ветрено, все эти плоды и цветы земли - настоящая ценность (иногда, в буквальном смысле. Вспомним, что луковица редкого тюльпана могла стоить целое состояние). Это живое богатство и радость. Поэтому голландцы на своих полотнах вглядываются, любуются, наслаждаются дарами земли.

Конечно-конечно, в их натюрмортах много аллегорий, символов, скрытых смыслов, но даже если ты не в силах прочитать эти зашифрованные послания, ты все равно получаешь чисто эстетическое удовольствие.

А в Италии под лазурными небесами и на фоне сияющего моря, где природа щедра и избыточна, а на крестьянском огороде вместе с корнеплодами можно откопать античную скульптуру или вазу, отношение к плодам и цветам совсем иное. Спокойное. Они - всего лишь частица величественной природы, её изобильные дары. У итальянцев и без того есть много, чему радоваться и чем восхищаться.

Христиан Беренц. Карло Маратта. Натюрморт с женщиной, собирающей виноград. Фрагмент.
Христиан Беренц. Карло Маратта. Натюрморт с женщиной, собирающей виноград. Фрагмент.

Поэтому отношение к растительному "богатству" слегка небрежное - всё свалено в кучу. Горы винограда, инжира, персиков, ломти арбузов - dolce vita - сладкая жизнь.

Конечно, в виртуозном исполнении, среди скульптур и музыкальных инструментов, на фоне потрясающих ковров и тканей.

Максимилиан Пфайлер. Натюрморт с восточным ковром, фруктами и музыкальными инструментами.
Максимилиан Пфайлер. Натюрморт с восточным ковром, фруктами и музыкальными инструментами.

Хотя, как мне кажется, умение протестантов-голландцев увидеть красоту в малом и простом оказало влияние и на некоторых итальянских художников.

Карло Маджини (1720-1806). Натюрморт с уткой.
Карло Маджини (1720-1806). Натюрморт с уткой.

Например, натюрморты Карло Маджини я бы легко приняла за голландские. И по очень сдержанному, почти монохромному, колориту, и за перекличку форм и красок, и за внимание к такому простому - не парадному и не пирующему - образу жизни.

Карло Маджини (1720-1806). Натюрморт с цветной капустой и телячьим ухом.
Карло Маджини (1720-1806). Натюрморт с цветной капустой и телячьим ухом.

Вообще - приглядываться к быту наших далеких или недавних предков очень интересно. Как жили, чем питались? Какие овощи и фрукты выращивали?

Ведь по сути, история человечества, его расселения по миру - это история поиска и открытия всё новых и новых продуктов питания - овощей, фруктов, трав. Где было бы человечество и его цивилизация, если бы люди не открыли и не научились выращивать злаки, виноград и оливы. Не отправились на Восток за пряностями, оказавшись в результате на Западе.

Микеланджело дель Кампидодьо (Микеле Паче) 1625-1669 гг. Натюрморт с тыквами, дынями, персиками и инжиром.
Микеланджело дель Кампидодьо (Микеле Паче) 1625-1669 гг. Натюрморт с тыквами, дынями, персиками и инжиром.

Итальянские натюрморты, представленные на выставке, это в основном XVI-XVIII века. Когда Америка уже была открыта, и с её растительными богатствами начали знакомиться в Старом Свете.

Микеланджело дель Кампидольо. (Микеле Паче). Натюрморт с тыквами и красным попугаем.
Микеланджело дель Кампидольо. (Микеле Паче). Натюрморт с тыквами и красным попугаем.

Но, посмотрите, даров Нового Света практически ещё нет на картинах итальянцев. Из тыкв в основном только Marina di Chioggia или Морской дракон. Я уже когда-то писала об этом замечательном сорте,

который появился в Венецианской лагуне на острове Кьоджа неведомо как и завоевал там огромную популярность. Жаль, не видела я тогда этих натюрмортов, чтобы проиллюстрировать ту свою статью.

Абрахам Брейгель. 1631-1697 гг. Натюрморт с виноградом, фруктами и цветами.
Абрахам Брейгель. 1631-1697 гг. Натюрморт с виноградом, фруктами и цветами.

Похоже, основным овощем - продуктом питания была капуста. Но самая разнообразная. Кстати, со многими разновидностями листовой капусты, цветной, брокколи наши огородники познакомилась только в XXI веке.

А итальянцы успешно выращивали их с давних времен. И цветную,

Франц Вернер фон Тамм (1658-1724) Натюрморт с кроликами и курицей. Фрагмент.
Франц Вернер фон Тамм (1658-1724) Натюрморт с кроликами и курицей. Фрагмент.

в том числе и фиолетовую,

Карло Маджини (1720-1806). Натюрморт с цветной капустой и телячьим ухом. Фрагмент.
Карло Маджини (1720-1806). Натюрморт с цветной капустой и телячьим ухом. Фрагмент.

и савойскую.

И обычной оранжевой морковки я нигде не углядела. Оно и понятно, этот привычный сегодня овощ появился только на рубеже XVI-XVII и еще не завоевал популярность. Историю её возникновения можно прочитать ниже - по ссылке.

Зато репа, лук, артишоки были вполне себе распространенным продуктами питания в те времена.

Джованни Станки. Натюрморт с цветами, фруктами, артишоками, и птичкой.
Джованни Станки. Натюрморт с цветами, фруктами, артишоками, и птичкой.

А на одной картине, написанной уже в конце восемнадцатого века, я все же увидела помидоры. Красные и достаточно крупные. Похоже, что к этому времени они уже появились на крестьянских огородах.

Карло Маджини (1720-1806). Натюрморт с головой теленка, помидорами и ножом. Фрагмент.
Карло Маджини (1720-1806). Натюрморт с головой теленка, помидорами и ножом. Фрагмент.

Что касается фруктов и ягод, то, пожалуй самыми популярными в те времена у итальянцев были персики, груши, сливы, гранаты, инжир, виноград, лимоны. А вот апельсины, похоже, были редкостью (не увидела ни одного). Да и яблоки встречаются довольно редко. Видимо, итальянцы предпочитали более сладкие и сочные фрукты.

Впрочем, не попалось мне и изображения огурцов. Как, кстати, не видела я эти самые популярные в нашей стране плоды на современных огородах итальянцев.

А вот лагенарию и патиссоны они выращивали и тогда, и теперь. Похоже вкусы остались неизменны, хотя и расширились.

-21

Вернувшись домой с выставки, я не удержалась и сфоткала свой натюрморт. Из того, что было под рукой.

Кабачок Скрудж и патиссоны выращены на огороде и пролежали на кухне всю зиму. Жалко было есть. А прочие овощи-фрукты из магазина.
Кабачок Скрудж и патиссоны выращены на огороде и пролежали на кухне всю зиму. Жалко было есть. А прочие овощи-фрукты из магазина.

Не судите строго. В моем натюрморте, конечно, никаких аллегорий и символов, а подтекст такой - как же они красивы и невероятно разнообразны - эти плоды земли!!!