Всегда любила натюрморты старых голландских мастеров.
Не только за изящество живописной манеры, но и за житейскую философию - умение увидеть большое в малом, красоту - в обыденном. И показать радость тихой трудовой жизни, выраженную в её результатах: в плодах - овощах и фруктах, в цветах, в морском улове или охотничьих трофеях.
Хотя... последние сюжеты нравятся мне меньше. Наверное, потому что я не охотник и не рыболов :). А вот прочие земные радости близки и понятны - поскольку сама люблю копаться в земле и возиться с растениями.
И ещё... все эти бытовые мелочи, детали - кухонная утварь, салфетки, перламутровые раковины, вазочки, бокалы, блюда - греют душу. Они уютные, тёплые и многое рассказывают о времени, людях и их жизни.
Поэтому, как только узнала,
что в Музее изобразительных искусств открылась выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», сразу на неё побежала.
Дело в том, что кроме весьма своеобразных и растиражированных натюрмортов-портретов Джузеппо Арчимбольдо, никаких других натюрмортов итальянских художников я не знала.
И да, картина-перевертыш Джузеппо Арчимбольдо Мужская голова\Корзина с фруктами - центральная в экспозиции выставки. Причем представлена не только живописная работа, но и ее объёмная копия. И разглядывать детали очень интересно.
Но имена других представленных на выставке итальянских художников, работавших в этом жанре, были мне неизвестны. Хотя скоро я поняла, что дело не в моем невежестве. Просто этот жанр был далеко не самым популярным в великой итальянской живописи и потому вообще мало исследован.
Нынешняя московская выставка, едва ли не первая, на которой попытались собрать итальянские натюрморты, хранящихся в нашей стране. А они очень разнообразны, так как представлены мастерами разных школ - венецианской, флорентийской, миланской и т.д.
И, конечно, их невозможно не сравнивать с голландскими натюрмортами.
Да, работы итальянцев другие. Роскошные, изобильные, пышные, соответствующие, разумеется, стилю барокко.
Но... оставлю-ка я искусствоведческие потуги, и скажу, как я со своей садово-огородной точки зрения понимаю разницу натюрмортов нидерландских и итальянских художников.
Для голландцев, у которых каждый кусочек пашни с огромным трудом был отвоеван у моря, в краю, где большую часть года пасмурно, дождливо и ветрено, все эти плоды и цветы земли - настоящая ценность (иногда, в буквальном смысле. Вспомним, что луковица редкого тюльпана могла стоить целое состояние). Это живое богатство и радость. Поэтому голландцы на своих полотнах вглядываются, любуются, наслаждаются дарами земли.
Конечно-конечно, в их натюрмортах много аллегорий, символов, скрытых смыслов, но даже если ты не в силах прочитать эти зашифрованные послания, ты все равно получаешь чисто эстетическое удовольствие.
А в Италии под лазурными небесами и на фоне сияющего моря, где природа щедра и избыточна, а на крестьянском огороде вместе с корнеплодами можно откопать античную скульптуру или вазу, отношение к плодам и цветам совсем иное. Спокойное. Они - всего лишь частица величественной природы, её изобильные дары. У итальянцев и без того есть много, чему радоваться и чем восхищаться.
Поэтому отношение к растительному "богатству" слегка небрежное - всё свалено в кучу. Горы винограда, инжира, персиков, ломти арбузов - dolce vita - сладкая жизнь.
Конечно, в виртуозном исполнении, среди скульптур и музыкальных инструментов, на фоне потрясающих ковров и тканей.
Хотя, как мне кажется, умение протестантов-голландцев увидеть красоту в малом и простом оказало влияние и на некоторых итальянских художников.
Например, натюрморты Карло Маджини я бы легко приняла за голландские. И по очень сдержанному, почти монохромному, колориту, и за перекличку форм и красок, и за внимание к такому простому - не парадному и не пирующему - образу жизни.
Вообще - приглядываться к быту наших далеких или недавних предков очень интересно. Как жили, чем питались? Какие овощи и фрукты выращивали?
Ведь по сути, история человечества, его расселения по миру - это история поиска и открытия всё новых и новых продуктов питания - овощей, фруктов, трав. Где было бы человечество и его цивилизация, если бы люди не открыли и не научились выращивать злаки, виноград и оливы. Не отправились на Восток за пряностями, оказавшись в результате на Западе.
Итальянские натюрморты, представленные на выставке, это в основном XVI-XVIII века. Когда Америка уже была открыта, и с её растительными богатствами начали знакомиться в Старом Свете.
Но, посмотрите, даров Нового Света практически ещё нет на картинах итальянцев. Из тыкв в основном только Marina di Chioggia или Морской дракон. Я уже когда-то писала об этом замечательном сорте,
который появился в Венецианской лагуне на острове Кьоджа неведомо как и завоевал там огромную популярность. Жаль, не видела я тогда этих натюрмортов, чтобы проиллюстрировать ту свою статью.
Похоже, основным овощем - продуктом питания была капуста. Но самая разнообразная. Кстати, со многими разновидностями листовой капусты, цветной, брокколи наши огородники познакомилась только в XXI веке.
А итальянцы успешно выращивали их с давних времен. И цветную,
в том числе и фиолетовую,
и савойскую.
И обычной оранжевой морковки я нигде не углядела. Оно и понятно, этот привычный сегодня овощ появился только на рубеже XVI-XVII и еще не завоевал популярность. Историю её возникновения можно прочитать ниже - по ссылке.
Зато репа, лук, артишоки были вполне себе распространенным продуктами питания в те времена.
А на одной картине, написанной уже в конце восемнадцатого века, я все же увидела помидоры. Красные и достаточно крупные. Похоже, что к этому времени они уже появились на крестьянских огородах.
Что касается фруктов и ягод, то, пожалуй самыми популярными в те времена у итальянцев были персики, груши, сливы, гранаты, инжир, виноград, лимоны. А вот апельсины, похоже, были редкостью (не увидела ни одного). Да и яблоки встречаются довольно редко. Видимо, итальянцы предпочитали более сладкие и сочные фрукты.
Впрочем, не попалось мне и изображения огурцов. Как, кстати, не видела я эти самые популярные в нашей стране плоды на современных огородах итальянцев.
А вот лагенарию и патиссоны они выращивали и тогда, и теперь. Похоже вкусы остались неизменны, хотя и расширились.
Вернувшись домой с выставки, я не удержалась и сфоткала свой натюрморт. Из того, что было под рукой.
Не судите строго. В моем натюрморте, конечно, никаких аллегорий и символов, а подтекст такой - как же они красивы и невероятно разнообразны - эти плоды земли!!!