Индустрия автоперевозок в России столкнулась с серьезными вызовами из-за роста стоимости лизинговых ставок, что приводит к изменениям в стратегиях российских автоперевозчиков. Согласно информации, опубликованной в газете "Коммерсантъ", некоторые компании начали отказываться от части грузовых автомобилей, сокращая долю автопарка в лизинге.
Генеральный директор компании TTG, Андрей Рудаков, пояснил, что в текущей экономической обстановке фуры не приносят должного дохода, оставляя компаниям либо нулевую прибыль, либо убытки. Большинство автоперевозчиков вынуждены выкупать машины после лизингового периода и продавать их для компенсации издержек, однако такую стратегию могут себе позволить лишь крупные автопарки.
В связи с этим логистические компании все чаще обращаются к наемному транспорту, перекладывая ответственность за обслуживание автомобилей, стоянки и охрану на арендодателей. Однако основной проблемой остается высокая стоимость новых грузовиков. Китайские автомобили предлагаются по ценам сравнимым с европейскими, однако качество их оказывается ниже, что приносит дополнительные расходы на обслуживание и увеличивает стоимость аренды.
Игорь Чернышев, директор по развитию бизнеса в SOTA Logistic, отметил, что ставки по лизингу достигли 24 процентов годовых с первоначальным взносом от 20 процентов. При этом цены на автомобили продолжают расти параллельно с падением курса рубля. В результате мелкие автоперевозчики сталкиваются с банкротством, возвращая машины в лизинговые компании.
Операторы автопарков видят выход лишь в повышении тарифов на автоперевозки, что поможет сохранить уровень рентабельности. По мнению Романа Судорогина, основателя портала Main Transport, ожидается увеличение тарифов на грузоперевозки на 30-40 процентов в 2023 году. Спрос на автотранспорт растет, водители становятся дефицитом, а обновление автопарка замедлилось.
Тем не менее, Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг в FM Logistic в России, указывает, что отказ от лизинга происходит лишь до поставки транспорта в Россию, при условии изменчивых ставок в контрактах. Ранее сообщалось, что Минпромторг исключил легковой и легкий коммерческий транспорт из программы льготного лизинга, субсидии теперь предоставляются только на автобусы категории D. Участники рынка выразили надежду на пересмотр данного решения в будущем.