Мартовский пасмурный день, по главной пешеходной улице Екатеринбурга снуют толпы людей. Однако людей, торопливо шагающих по Вайнера, заставляет остановиться звук необычного для уличных музыкантов инструмента.
Милая бабушка в шубе и шерстяном платке сидит на скамейке и играет «Миллион алых роз» на домре! 88-летняя Людмила Федоровна Невидимова многих заставляет остановиться, хотя бы на минутку. Все-таки звучание народного инструмента с тремя струнами завораживает. Это не музыканты с гитарами, которые давно стали обыденностью.
Людмила Федоровна и ее домра неразлучны уже больше 25-ти лет. В Екатеринбурге бабушка давно стала местной знаменитостью. Правда, о ее жизни было известно мало. Между тем Людмиле Федоровне есть, что рассказать. Бабушка умеет играть 250 различных мелодий, а домру она освоила самостоятельно. О том, как судьба подвела Людмилу Федоровну к музыке, она рассказала «КП-Екатеринбург».
ЗНАК СВЫШЕ
- Чего тут таить: в нашем возрасте много всяких болячек, но мне как грустно становится, я сразу играть иду. Посижу, увижу ваши улыбки, и мне на душе сразу хорошо, - делится Людмила Федоровна.
Стать музыкантом она мечтала с детства, но в военное и послевоенное время семье было не до того. Родилась она в Москве, но, встретив мужа, перебралась в Свердловск. Супруг был военный, и его направили служить на Урал.
Заняться музыкой Людмиле Невидимовой подсказали высшие силы, считает она. Было это в начале 90-х.
- На меня все навалилось. Мой муж умер, я следом встала на костыли, здоровье подкосилось. Потом квартира сгорела, да так, что нежилая стала. Сижу я среди черных стен и говорю: «Боже, если ты есть, дай мне знак, как быть дальше».
Одна из дочерей Людмилы Невидимовой в тот момент жила в Москве, а вторая и вовсе училась в Узбекистане.
- Во сне я сидела на скамейке, а вокруг меня люди. Ко мне мама подсаживается, которая уже к тому моменту умерла. Говорит «Видишь, сколько людей? Играй для них музыку». На утро я пошла в церковь, маму поблагодарить, а на обратном пути нашла медиатор. Я поняла, что это знак: мне нужно играть на струнном инструменте.
После этого пенсионерка отправилась в Ташкент. Там училась в Государственной консерватории Узбекистана одна из ее двух дочерей. Остаться в Екатеринбурге не вышло, денег на ремонт квартиры не хватило.
ПЕРЕЕЗД В ТАШКЕНТ И ПЕРВАЯ ДОМРА
В Ташкенте Людмиле Невидимовой попался антикварный магазинчик, где продавали музыкальные инструменты. Бабушка отлично помнит, как ее взгляд остановился на красивой мандолине.
- На нее у меня не хватило денег. Тогда мальчишка, местный продавец, предложил мне взять домру - старенькую, - не успели ее еще отреставрировать для продажи. Сказал, что можно заплатить столько, сколько могу, - вспоминает Людмила Невидимова.
Тогда она решила, что домра и правда вариант хороший. До пенсии Людмила Федоровна работала воспитательницей в детском саду, где детей немного обучали игре на трехструнных инструментах. Но сама играть она не умела совсем.
- Я пошла в местный оркестр за помощью. Представьте ситуацию: приходит старая бабушка со старой домрой и говорит «Научите!». Мне говорят, что на таком чуде я ничего не сыграю. Одна струна от контрабаса, другая от гитары, третья невесть откуда. Мне их заменили, настроили. Я пару аккордов освоила. На этом мое музыкальное образование закончилось.
Дальше, вспоминает бабушка, задумку играть музыку для людей пришлось отложить. Дочери нужно было закончить обучение, требовались деньги.
- Чего я только не придумывала. Помню, торты печь начала на заказ. Клиенты пошли, на свадьбы у меня торты заказывали. Один заказчик как-то сказал: «Бабуль, вы чего в жару такую у плиты стоите, еще и на костылях? Идите на улицу на инструментах играйте!».
Правда, начать Людмила Федоровна долго не решалась.
- Но однажды я свой страх переборола. Сыграла романс «Я встретил вас». Домой пришла и обнаружила, что заработала денег больше, чем с продажи торта.
СТОЛИЧНЫЕ ОРКЕСТРЫ И НОЧНЫЕ КЛУБЫ
Прошло несколько лет жизни в Ташкенте. На вырученные с музыки деньги Людмила Невидимова смогла отремонтировать сгоревшую в Екатеринбурге квартиру.
В 2000-е годы она начала ездить в Москву ко второй дочери. Начала играть на Арбате, где от фанатов не было отбоя.
- Меня в оркестр позвали выступать. На тот момент очень престижный. Я выступала, правда сложно, нот то я не знаю. Мне дают песню заучить, а я ничегошеньки не понимаю. Еще меня просили обучать музыке детей, но я отказывалась. У меня музыка от сердца идет, а не по нотам.
Бабушка с домрой даже выступала в столичном ночном клубе.
- Там работал мой внук. Да и самой было интересно посмотреть, что там молодежь делает до утра. Поэтому согласилась не раздумывая.
В ночное заведение приходило много иностранцев, которые очень хотели послушать русские народные инструменты. Даже жаловались, что нигде их не слышат. В итоге руководство клуба решило: во время основного шоу играет ди-джей, а в перерывах – Людмила Федоровна на домре.
ЖИЗНЬ НА ДВА ГОРОДА
Сейчас Людмила Федоровна живет в Екатеринбурге со второй дочерью, той, что обучалась в Ташкенте. Сейчас на пенсии и она.
Бурную карьеру бабушка решила оставить. Живет спокойной жизнью, часто навещает родных в Москве: внука, которому уже 32 года, правнуков, племянников, дочку…
В шутку Людмила Федоровна говорит, что живет на два города.
- Меня везде любят, вся родня ждет и с радостью принимает у себя в гостях. Я играю только когда тепло. Это я сейчас в марте вышла, нужно зуб вылечить, вот и пошла подзаработать. Пенсии у нас небольшие. Хорошо, что Бог одарил меня талантом, иначе жить бы было намного тяжелее, - заключила Людмила Федоровна.
Автор: Виктория Журавлева – «КП-Екатеринбург»