Найти в Дзене

Римский-Корсаков

18 марта родился Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – русский композитор, педагог, дирижёр, критик, общественный деятель, участник «Могучей кучки» – творческого содружество русских композиторов, ставивших цель воплотить русскую национальную идею в музыке.
С творчеством Римского-Корсакова в музыке расцвела сказка. Достаточно перечислить его оперы на сказочный сюжет: «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок».
Сам композитор писал: «В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские». Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победе над злом, насилием и несправедливостью. Символом идеальной страны, где царят Добро, Свет и Красота, стали Берендеево царство из «Снегурочки» или царство Салтана из пушкинской сказки.
В жизни и твор

18 марта родился Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – русский композитор, педагог, дирижёр, критик, общественный деятель, участник «Могучей кучки» – творческого содружество русских композиторов, ставивших цель воплотить русскую национальную идею в музыке.

С творчеством Римского-Корсакова в музыке расцвела сказка. Достаточно перечислить его оперы на сказочный сюжет: «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок».

Сам композитор писал: «В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские». Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победе над злом, насилием и несправедливостью. Символом идеальной страны, где царят Добро, Свет и Красота, стали Берендеево царство из «Снегурочки» или царство Салтана из пушкинской сказки.

В жизни и творчестве Н.К. Рериха музыка Н.А. Римского-Корсакова занимала очень важное место. Художнику выпала честь стать декоратором первых постановок опер Николая Андреевича на Западе, и он первый заговорил о них на индийской сцене. Оперы этого композитора составили почти половину всех оформленных художником постановок для музыкальных театров («Садко», «Псковитянка», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Кащей Бессмертный»).

Н.К. Рериха привлекало в композиторе то, что вдохновение он черпал не в человеческих страстях, а в русской природе, напевах родной земли, простых, известных с детства сюжетах былин, легенд и сказок. В его музыке, проникнутой духом странствий и необычных событий, то радостных и печальных, то драматичных и грозных, в конце всегда наступает гармония.

Почти во всех творениях Н.А. Римского-Корсакова звучит гимн Искусству, Красоте, Любви. А всё это – достойные и прекрасные мысли, которые следует услышать и осознать, как сказала бы одна из его героинь Шехеразада. Главной же темой его творчества стало воспевание Красоты как высшего нравственного идеала. Всё это необычайно сближает Римского-Корсакова с Рерихом, который считал, что Красота есть одно из оснований мира.

*******
Когда Повторяю о красоте, Хочу приучить к великой красоте Огненного Мира. Каждый, кто может любить прекрасное, уже преображает часть жизни Земли. Только подробным духовным познаванием можно уже здесь сожигать ненужные ветоши.
Мир Огненный. Ч. 1. 576.

Через искусство имеете свет.
Листы сада М. Зов. 1.01.1921. (2).

Когда-то расцветет жизнь на Земле Красотою, и тогда искусство войдет в жизнь как основа. Искусство питает сердце и обогащает сознание новым пониманием жизни. «Через искусство имеете Свет».
Грани Агни Йоги. 1972 г. 18.