Советскому автомобилестроение ровно сто лет в этом году, поэтому вспомним некоторые из "знаковых" автомобилей эпохи. Ведь именно в 1924 году на заводе Автомобильного московского общества им. коммуниста П. Ферреро (он же ГАЗ, ЗИС и ЗИЛ) был собран первый советский автомобиль. Это был грузовик АМО-Ф-1, визуально напоминающий итальянский «FIAT 15 Ter», и который на заводе уже собирали.
Да, за основу, как это часто бывало в нашей истории, взят чужеземный образец. Но, с присущей соотечественникам скрупулезностью и фундаментальностью, этот образец был усовершенствован и "подогнан" под наши реалии. В итоге советская машина была куда практичнее, удобнее и проще в эксплуатации.
Итак, первый АМО-Ф-15 собрали в ночь на 1 ноября 1924 года, чтобы уже к празднику 7 ноября десяток новеньких машин ярко-красного цвета смог триумфально проехать среди рядов пролетарской демонстрации на Красной Площади.
Тогда мы только начинали, поэтому были и трудности. Так, себестоимость самого дешевого АМО-Ф-15 составила ни много ни мало 8500 рублей, тогда как американский Ford даже с учетом доставки обходился вдесятеро (!) дешевле - 800−900 рублей. Но эта трудность не стала, конечно, неразрешимой. Напротив, это сподвигло руководство провести коренную реконструкцию предприятия, завершившуюся спустя десять лет, в 1934 году.
Завод обрел имя Лихачёва в 1956 году, и за всю историю своего существования в первую очередь работал на нужды государства, занимаясь сборкой грузовиков и автобусов. С конвейера старейшего завода сошли легендарные советские ЗИС-5, которые можно увидеть практически в каждом фильме об Отечественной войне, ЗИЛ-150, выпускавшийся вплоть до перестроечного 1986 года, и ЗИЛ-130, последние модели которого до сих пор колесят по дорогам России.
Но это сейчас. А еще в апреле 1939 года инженеры решили совместными усилиями разработать проект первой советской малолитражки — автомобиля КИМ-10. Уже год спустя, к довоенному сороковому году на заводе появились опытные образцы машины. По печальному стечению обстоятельств, в прессу попали фотографии на самом-то деле еще не оконченных моделей. Люди были дезинформированы.
Впрочем, как и сам Сталин, решивший, что автомобили давно готовы и их пора опробовать. Результат, будучи на деле не идеальным, разочаровал главу СССР. Руководство завода пошло под суд. Новые руководители с удвоенной энергией стали работать над переработанной моделью автомобиля КИМ-10−50, но тут началась война, в ходе корой все автомобили были изъяты для армейских нужд.
После победы в Великой Отечественной Войне около 50 тысяч единиц автомототехники (а это и Мерседесы, и Опели, и БМВ), как и трофейное заводское оборудование, оказалось в руках советских инженеров. Это стало причиной большого скачка в машиностроении. Именно в связи с этими обстоятельствами, спустя два года после победы был собран на Московском заводе малолитражных автомобилей первый «Москвич-400», визуально напрямую отсылающий к немецкой модели «Опель Кадет».
И, как в случае с АМО-Ф-15, «Москвич-400», когда уже стал продаваться за границей, был признан более прочным и надежным, чем его немецкий прототип.
Следующим достижением советского автопрома стало появление «Москвича-407». В марте 1967 года собрали первый «Москвич» с 412-м двигателем, он вошел в историю автомобилестроения под названием «Москвич-412». В то время этот автомобиль стал единственным общедоступным личным автотранспортом (во многом этим и объясняется его популярность): он стоил около пяти тысяч рублей, тогда как средняя зарплата составляла около 110 рублей.
Но и до "Москвичей", конечно, были легковые автомобили отечественного производства. Еще в преддверии войны правительством СССР была поставлена задача создать такой автомобиль, который поднимет престиж советской промышленности. Так, уже в 1943 году появился первый прототип «ГАЗ-20», переименованный в дальнейшем в «Победу».
"Победа"претерпевала изменения, к сожалению, в результате выявленных недостатков снова менялось руководство. В усовершенствованных моделях, в обновленную комплектацию «Победы» была включена, например, система отопления и радиоприемник.
Был в истории советского автопрома и легендарный, с ироничным к нему отношением, «Запорожец». Изначально герой шуток и анекдотов задумывался как автомобиль для инвалидов, этим и объясняется наличие ручного управления и большой проем двери. Отсюда и некоторая визуальная непривычность, даже неуклюжесть, вполне достойного автомобиля.
В 1972 году, когда машина была полностью доработана, она получила индекс «ЗАЗ-968». В средине 1980-х годов с конвейера того же запорожского автозавода сошла новенькая, особого малого класса «Таврия», которую выпускали вплоть до 2007 года.
Но с тех лет, конечно, это уже больше не история «советского автопрома»…