«Бородин»
Жизнь судового механика
Глава первая
Направление
Инспектор отдела кадров хитро посмотрел на Малова:
— Ну что? Хватит тебе бездельничать. Наверное, уже замучался бичевать? Не хотелось бы тебе пойти и поработать?
При таком раскладе Малов, конечно, не оказался бы и поработать. Тем более что это так шикарно предлагалось: «Бездельничать и бичевать».
Хотя он приехал только неделю назад в Петропавловск после отпуска и набичеваться уже успел. Некоторые из моряков, бывало, и месяцами сидели, ожидая подходящего судна. Но это была «элита», а он — простой четвёртый механик, только что после училища, без всякого блата, хотя за спиной имел год работы в этой должности.
Малов не стал возражать инспектору. Инспектор есть инспектор, пусть говорит что хочет. Он бог и царь. От него зависит твоя судьба и судно, на которое он тебя пошлёт. Поэтому ничего Малов ему говорить не стал, а молча стоял в ожидании решения своей судьбы.
Инспектор покопался в бумагах, вытащил карточку Малова, ещё раз просмотрел её и, изображая, что что-то долго ищет и думает, вновь посмотрел на свою жертву:
— Так, — утвердительно сказал он. — Всё. Пойдёшь на «Бородин».
Что такое «Бородин», Малов понятия не имел. Он только слышал, что такое старенькое судёнышко есть в пароходстве, поэтому осторожно спросил у инспектора:
— А что такое этот «Бородин»?
Инспектор многозначительно поднял указательный палец над головой:
— Придёшь — увидишь. Отличный пароход, лучше него у нас в пароходстве нет, — и криво усмехнулся.
Ну что ж, если лучше нет, то придётся с этим соглашаться.
— Хорошо. Я согласен, — подтвердил Малов, покорно стоя у стола инспектора в ожидании решения своей судьбы.
Не то чтобы он был доволен, но бичевать уже точно больше не придётся. Постоянно приходилось думать о еде и ночлеге. Но Малову повезло. Его друг по училищу Стас сейчас жил один. Его жена с детьми уехала на материк. Поэтому ночевал Малов у него, а не в гостинице для моряков, которая в простонародье называлось «бичхоллом».
Одно Малова напрягало — что без бутылки туда не приходи, а то друг твоих благих намерений не поймёт. Возьмёт и обидится. Где потом ночевать? А пить уже порядком надоело.
Поэтому Малов стоял навытяжку перед инспектором и ждал, что же тот скажет.
А инспектор, видя покорность Малова, выписал ему обходной лист со словами:
— Вначале сходи в ВЛКСМ, потом в военно-учётный стол, а затем уже к механикам-наставникам. После этого вернёшься ко мне, и вот тогда уже я выпишу тебе направление на судно.
Процедура знакомая. Все указанные в «бегунке» пункты Малов прошёл быстро. Никто не обратил внимания на молодого четвёртого механика, бегающего с обходным листком. У всех чиновников, истинных моряков, для которых он являлся обычным плавсоставом — разменной пешкой, которую можно двигать куда захочется, были свои неотложные дела, за которыми суета какого-то четвёртого механика с обходным листком — ничто. Пыль. Они с видом своего превосходства над этой мелюзгой, не глядя в листок, подписывали его и небрежно возвращали, даже не взглянув Малову в глаза.
Только у наставников произошла небольшая заминка.
Механик-наставник, который отвечал за группу судов, в которую входил «Бородин», посмотрев на Малова, только с сочувствием спросил:
— Ты хоть представляешь, куда ты идёшь?
Отвечать на все вопросы предписывалось обязательно бодро и незамедлительно, поэтому Малов, как и прежде в училище, бодро брякнул:
— Нет.
Наставник повертел в руках обходной и со вздохом произнёс:
— Это сложный пароход.
— Почему? — так же не задумываясь, задал Малов свой первый за целый день вопрос.
— Старенький он, там много что ломается и много что не работает. Мы скоро планируем его списать на гвозди, но ему ещё нужно проработать несколько рейсов. Сможешь осилить такую работу?
В этой ситуации только и оставалось так же бодро отвечать:
— Конечно, смогу!
Наставник сочувственно покачал головой и поставил свою подпись напротив графы «Наставники».
Получив от него обходной лист, Малов вновь спросил:
— Куда мне теперь?
— Если ВМП прошёл, то дуй в кадры. Теперь ты в их распоряжении, — отмахнулся наставник. Он свою работу сделал. Теперь этот четвертак ему был абсолютно неинтересен.
У Малова оказался не в том положении, чтобы перебирать судами. Знакомых у него не было, а волосатой – тем более. Поэтому оставалось только одно: куда пошлют, туда и идти.
После того как обходной лист он полностью подписал, Малов вернулся к инспектору отдела кадров.
Тот, тоже не глядя на него, выписал направление и со значительным видом произнёс, будто он облагодетельствовал Малова чем-то серьёзным — например, премией в виде полугодового оклада:
— Всё. Иди, удачи тебе. Работай. — И протянул Малову подписанное направление на судно.
— А куда идти-то? — Малов всё ещё не понимал, что судьба его уже решена и ему остаётся только идти и ещё раз идти подальше от этого отдела кадров и сборища настоящих моряков.
Инспектор на секунду задумался и посоветовал:
— У Морвокзала сядешь на рейдовый катер и поедешь на свой «Бородин». Он стоит лагом около плавбазы. По-моему, она называется «Василий Богатырев». Вот у неё-то твой «Бородин» и стоит. — Малов даже не успел удивиться, что «Бородин» уже стал его. — Он там грузится консервами на Находку, - для общей картины пояснил инспектор.
Это известие Малова даже обрадовало. Вот это да! Находка! Это же рядом с Владивостоком — оттуда он сможет съездить домой. А там он постарается сделать всё, чтобы отпроситься и увидеть свою юную жену!
Хоть в этом повезло!
Это затмило перед ним всё, поэтому остальные «прелести» предстоящей работы у него напрочь вылетели из головы.
Малов забрал у инспектора направление и поехал к Стасу, чтобы забрать вещи и попрощался с ним.
Перед тем как зайти к Стасу, он посетил ближайший гастроном, где купил обычный джентельменский набор: бутылку «Варны», булку хлеба и полкило минтаевой икры на закуску.
Открыв дверь ключом, которым его одарил Стас, он увидел, что тот после вчерашнего «отдыха» сидит на кухне за столом в майке и трусах и «мучается» с очередной бутылкой пива.
Увидев Малова, Стас обрадовался. У него созревало желание рассказать Малову о своих страданиях прямо сейчас. Его поблёкшие глаза напрямую так и говорили об этом. Но, зная Стаса и предполагаемую тему беседы, Малов опередил его:
— Всё, Стас. Получил направление на «Бородин». Сейчас поеду принимать дела.
— Ну, ничего себе… — только и смог сказать Стас, еле ворочая языком. — Эта же лушпайка! Самые настоящие дрова.
Малову даже обидно стало за своё приподнятое настроение.
«Неужели я так пролетел? Что же будет?» — непроизвольно подумалось ему.
Но Стас, подумав и выдержав паузу, продолжил:
— Вообще-то не переживай. Он сделает ещё пару рейсов и уйдёт на гвозди. Недавно я слышал об этом в ССХ. Так что считай, что тебе повезло! В Японию пойдёте! Командировочные получите! — Чувствовалось, что силы Стаса на исходе от произнесённой речи. — Не забудь и мне жвачки привезти. — Это он уже добавил из последних сил и погрозил Малову пальцем, нагнув голову к столу.
Малов не знал, что ему делать. Радоваться, что он попадёт в Японию, или огорчаться, что угодил на старую развалюху.
В пароходстве пойти на Японию считалось большой удачей. Закордонных судов было не так уж и много, а тех, кто на них работал, багром оттуда не сковырнёшь. Там все сидели плотно, у всех была где-то своя «лапа». Куда Малову до них?
«Значит, повезло», — вновь проскочила мысль, и он достал бутылку из портфеля.
Стас почти не отреагировал на его жест, только молча показал пальцем на свой стакан.
Малов набулькал туда половину и всучил его в протянутую ладонь Стаса, наблюдая, как светлое болгарское вино исчезает в его утробе.
У того хватило только сил на то, чтобы допить стакан, поставить его на стол и, глубоко вздохнув, сложить голову на руки, лежащие на краю стола.
Пока Стас ещё совсем не размяк, Малов подхватил его и отвёл в соседнюю комнату, аккуратно уложив на диван.
Через пару минут после того, как послышался равномерный храп Стаса, Малов начал складывать вещи. А что там собирать? Полотенца, зубную щётку и пару рубашек с брюками.
Быстро собравшись, Малов запер дверь и вышел из дома. Ключ, как и всегда, он оставил в почтовом ящике. Во дворе он с грустью взглянул на запорошённый снегом балкон квартиры Стаса, как будто прощаясь с ней навеки и пошёл на остановку автобуса.
Конец первой главы
Рассказ «Бородин» опубликован в книге «Нельсон»: https://ridero.ru/books/nelson/