Литература – источник вдохновения. Весной, когда природа оживает после продолжительной зимы, душа требует новых впечатлений. Литература в сочетании с хорошей погодой способна менять настроение и удивительным образом оказывать влияние на каждого из нас. Совсем скоро мы будем читать книги на свежем воздухе, любоваться природой и радоваться теплому дуновению ветерка. Хорошо станет на улице! И еще лучше, если рядом будет хорошая книга.
Сегодня я подготовила для вас тест по диалогам. Давайте почитаем?
1. « - Между теплым, уютным кабинетом и этой палатой нет никакой разницы, - сказал _______. – Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом.
- То есть как?
- Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, то есть от коляски до кабинета, а мыслящий – от самого себя.
- Идите, проповедуйте эту философию в Греции, где тепло и пахнет померанцем, а здесь она не по климату. С кем это я говорил о Диогене? С вами, что ли?
- Да, вчера со мной.
- Диоген не нуждался в кабинете и в теплом помещении; там и без того жарко. Лежи себе в бочке да кушай апельсины и оливки. А доведись ему в России жить, так он не то что в декабре, а в мае запросился бы в комнату. Небось, скрючило бы от холода».
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
2. « - Что вы, милостивый государь, - продолжал он отрывисто, - не знаете порядка? куда вы зашла? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне…
- Но, ваше превосходительство, - сказал ______, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом, - я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того… ненадежный народ…
- Что, что, что? – сказал значительное лицо. – Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!»
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
3. « - Дурная кровь, - вздохнула ________. – Вот не можете ли, _______ устроить его? Муж говорит, что ремесленное ему больше подходит, чем гимназия. _______ хочешь в ремесленное?
- Не хочу, - коротко ответил _______, слышавший слово «муж».
- Что же, братец, в пастухи хочешь? – спросил господин.
- Нет, не в пастухи, - обиделся ______.
- Так куда же?
_________ не знал, куда он хочет.
- Мне все равно, - ответил он, подумав, - хоть и в пастухи».
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
4. « - _______ (то есть ______), - бойко затараторила _______, - перво-наперво приказали вам очень кланяться и о здоровье спросить-с, как после вчерашнего изволили почивать и как изволите теперь себя чувствовать, после вчерашнего-с?
_______ усмехнулся.
- Кланяйся и благодари, да скажи ты своему барину от меня, _______, что он самый умный человек во всем городе.
- А они против этого приказали вам отвечать-с, - еще бойчее подхватила ______, - что они и без вас про то знают и вам того же желают.
- Вот! да как он мог узнать про то, что я тебе скажу?
- Уж не знаю, каким это манером узнали-с, а когда я вышла и уж весь проулок прошла, слышу, они меня догоняют без картуза-с: «Ты, говорят, ______, если, по отчаянии, прикажут тебе: «Скажи, дескать, своему барину, что он умней во всем городе», так ты им тотчас на то не забудь: «Сами оченно хорошо про то знаем-с и вам того же самого желаем-с…»
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
5. « - Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?
А _______ отвечает:
- Мне, ваше величество, ничего для себя не надо, так как я пью-ем что хочу и всем доволен, а я, - говорит, - пришел доложить насчет этой нимфозории, которую отыскали: это, - говорит, - так и так было, и вот как происходило при моих глазах в _______, - и тут при ней есть ключик, а у меня есть их же мелкоскоп, в который можно его видеть, и сим ключом через пузичко эту нимфозорию можно завести, и она будет скакать в каком угодно пространстве и в стороны верояции делать.
Завели, она и пошла прыгать, а ________ говорит:
- Это, - говорит, - ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в _______ или в _______, - тогда еще ______ звали, - не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы ________ над ______ не предвозвышались».
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
6. « - Но как же это так? Ведь это же чудовищно!.. Это чудовищно, господа, - повторил он, обращаясь к жабам в террарии, но жабы спали и ничего ему не ответили.
Он помолчал, потом подошел к выключателю, поднял шторы, потушил все огни и заглянул в микроскоп. Лицо его стало напряженным, он сдвинул кустоватые желтые брови.
- Угу, угу, - пробурчал он, - пропал. Понимаю. По-о-нимаю, - протянул он сумасшедше и вдохновенно, глядя на погасший шар над головой, - это просто.
И он вновь пустил шипящие шторы и вновь зажег шар. Заглянул в микроскоп, радостно и как бы хищно осклабился.
- Я его поймаю, - торжественно и важно сказал он, поднимая палец кверху. – Поймаю. Может быть и от солнца».
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
7. « - Ах, _______, ах, боже мой!.. Ангел мой, я умоляю тебя. Послушай же, мама тебя умоляет. Ну, прими же, прими лекарство; увидишь, тебе сразу-сразу станет легче: и животик пройдет и головка. Ну, сделай это для меня, моя радость! Ну, хочешь, _______, мама станет перед тобой на колени? Ну вот, смотри, я на коленях перед тобой. Хочешь, я тебе подарю золотой? Два золотых? Пять золотых, ______? Хочешь живого ослика? Хочешь живую лошадку?.. Да скажите же ему что-нибудь, доктор!..
- Послушайте, ________, будьте же мужчиной, - загудел толстый господин в очках.
- Ай-яй-яй-я-а-а-а! – вопил мальчик, извиваясь по балкону и отчаянно болтая ногами.
Несмотря на свое крайнее волнение, он все-таки норовил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вокруг него людей, которые от этого, впрочем, довольно ловко уклонялись».
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
8. « - Так видели вы его? В самом деле он – ничего, здоров, весел?
- Весел-с, ничего-с, - возразил _______ шепотом.
- А не слыхали вы, где его жена теперь?
- В последнее время в Париже была-с; теперь, слышно, в итальянское государство переселилась.
- Это ужасно, право, - _______ положение; я не знаю, как он переносит. Случаются, точно, несчастья со всяким; но ведь его, можно сказать, на всю Европу распубликовали.
________ вздохнул.
- Да-с, да-с. Ведь она, говорят, и с артистами, и с пиянистами, и, как там по-ихнему, со львами да со зверями знакомство вела. Стыд потеряла совершенно…
- Очень, очень жалко, - проговорила _______. – По-родственному: ведь он мне, _______, вы знаете, внучатый племянник.
- Как же-с, как же-с. Как мне не знать-с всего, что до вашего семейства относится? Помилуйте-с.
- Придет он к нам, как вы думаете?
- Должно полагать-с; а впрочем, они, слышно, к себе в деревню собираются».
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
9. « - _______, - повторил _______, - как, этому славному разбойнику?
- Отцу его, - отвечал ________, - да и отец-то был порядочный разбойник.
- Куда же девался наш _______? жив ли он, схвачен ли он?
- И жив и на воле, и покамест у нас будут исправники заодно с ворами, с тех пор не будет он пойман; кстати, _______ побывал ведь у тебя в ______?
- Да, в прошлом году он, кажется, что-то сжег или разграбил… Не правда ли, ________, что было бы любопытно познакомиться покороче с этим романтическим героем?
- Чего любопытно! – сказал _______, - она знакома с ним: он целые три недели учил ее музыке, да слава Богу не взял ничего за уроки. – Тут _______ начал рассказывать повесть о своем французе-учителе».
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
10. « - Так так-то, милый друг маменька! – сказал он, усаживаясь на диване, - вот и брат _______...
- Да, и _______... – потихоньку отозвалась _______.
- Да, да, да… раненько бы! раненько! Ведь я, маменька, хоть и бодрюсь, а в душе тоже… очень-очень об брате скорблю! Не любил меня брат, крепко не любил, - может, за это Бог и посылает ему!
- В этакую минуту можно бы и забыть про это! Старые-то дрязги оставить надо…
- Я, маменька, давно позабыл! Я только к слову говорю: не любил меня брат, а за что – не знаю! Уж я ли, кажется… и так и сяк, и прямо и стороной, и «голубчик» и «братец» - пятится от меня, да и шабаш! Ан Бог-то взял да и невидимо к своему пределу и приурочил!
- Говорю тебе: нечего поминать об этом! Человек на ладан уж дышит!»
Откуда этот диалог? Назовите произведение.