Найти в Дзене
Жорик – историк

Грудью на амбразуру — анализ подвига Александра Матросова

Оглавление

Февраль 1943 года. Калининский фронт. 91-я отдельная Сибирская добровольческая бригада имени Сталина ведет наступление в районе города Локня. На пути несколько небольших деревень, одна из которых (Чернушка Северная) превращена немцами в опорный пункт обороны. Чтобы атаковать ее «в лоб», нужно сначала взять хутор Плетень. А его немцы постарались укрепить также тщательно. Подходы прикрывают три ДЗОТа. За ними немецкая пехота. Две огневые точки врага удается подавить. Третью закрывает своим телом 19-летний красноармеец Александр Матросов.

Этот подвиг был вписан золотыми буквами в скрижали отечественной военной истории и неоднократно впоследствии повторен. Имя Александра Матросова почиталось наравне с именами Космодемьянской, Голикова, Гастелло, краснодонцев. Но прошло пятьдесят лет, и детали подвига стали ставиться под сомнения. Сразу стоит оговориться, что статья эта не о самом факте события. Те, кто в свое время писал про пьяного бойца, на кураже бросившегося на амбразуру, не заслуживают внимания. Речь пойдет о, если угодно, «технических моментах». И о том, можно ли заставить замолчать огневую точку так, как описывается в официальной версии. А именно закрыв бойницу своим телом.

Александр Матросов
Александр Матросов

Как устроен ДЗОТ

Ради экономии внимания официальную версию повторять не будем, ее все и так знают прекрасно. А вот об устройстве деревоземляных огневых точек (ДЗОТов) остановиться стоит. Немцы их строить умели, а благодаря своей педантичности, делали это по унифицированному стандарту. По нему ДЗОТ врезался в естественную складку местности. Достаточно было двух боковых земляных стенок, и точка готова. Сверху — накат бревен и 70–100 сантиметров грунта. Спереди бойницы, сзади дверь, внутри пулеметный расчет, вооруженный MG-34 или MG-42 со скорострельностью 1200 выстрелов в минуту. Это не «Максим», не «Дегтярев», а настоящая машина для убийства.

Пулемет MG-34/ © ricardoalpoim.com.br
Пулемет MG-34/ © ricardoalpoim.com.br

Из-за своей мощи пулеметы были не только шумные, но и отравляли воздух большим количеством пороховых газов, которые в тесном замкнутом пространстве ДЗОТа могли запросто угробить расчет. Именно поэтому в потолке огневой точки устраивали вытяжное отверстие.

Теперь что касается бойниц. Передняя стенка ДЗОТа всегда делалась вертикальной, чтобы исключить ее завал какими-либо предметами при обстреле артиллерией. Сами бойницы оборудовались узкими и длинными, чтобы не было смысла выносить ствол пулемета MG за пределы щели.

Разумеется, ДЗОТ не был чем-то из разряда «неуязвимых», и «взять» его мог снаряд из пушки, мина из 120-миллиметрового миномета, танк и, разумеется, авиабомба в 50 кг.

Устройство ДЗОТа/ © topwar.ru
Устройство ДЗОТа/ © topwar.ru

Ликвидаторы

Но проблема в том, что в 4-м батальоне 254-го гвардейского стрелкового полка 91-й бригады не было ничего из вышеперечисленного. Как так получилось — вопрос другого разбирательства, но скорее всего ДЗОТы стали неожиданной неприятностью для командиров. Вызывать авиацию? Масштаб боя совсем не тот. Вот комбат и принимает единственно правильное решение — отправить брать огневые точки опытных «ликвидаторов».

ДЗОТов три, они расположены в шахматном порядке и имеют возможность перекрывать сектор обстрела соседа. Тем самым ДЗОТы не дают возможность нападающим пробраться в «мертвую зону» и произвести захват точек. Тем не менее это надо сделать.

На уничтожение отправились старший сержант Шарипов, рядовой Галимов и разведчик рядовой Огурцов. Все трое опытные, и что немаловажно, кадровые бойцы. Первым «свой» ДЗОТ уничтожил Шарипов. Он ликвидировал расчет через вентиляцию и захватил пулемет. Галимов попал в бойницу удачными выстрелами из противотанкового ружья. Однако третий (центральный) ДЗОТ сводил успехи Шарипова и Галимова практически на нет. Он был самый сложный в плане захвата, и именно поэтому в помощь опытному Огурцову дали Александра Матросова.

Уже на подходе к объекту Петр Огурцов получил тяжелое ранение, и Матросов остался один. Со слов раненого разведчика, наблюдавшего за действиями товарища, Матросов подполз к ДЗОТу и метнул в амбразуру гранату. Дальше по официальной версии огонь пулемета замолчал, но когда батальон поднялся в атаку, оглушенный (по-видимому) пулеметчик пришел в себя и вновь открыл огонь.

Матросов принимает единственное верное в той ситуации решение — он бросается грудью на амбразуру ДЗОТа, закрывает ее, тем самым перекрывая сектор обстрела. Это дает возможность подняться в атаку и захватить последнюю огневую точку.

Александр Матросов. Художник Раздрогин И. А., 1957 год
Александр Матросов. Художник Раздрогин И. А., 1957 год

Закрыть телом огневую щель

Вот тут-то и появляются сомнения. Начнем с гранаты. Метнуть ее из положения лежа под кинжальным огнем пулемета так, чтобы она влетела точно в узкую бойницу — это либо высочайшее мастерство, либо просто везение. Про первое речь вести не стоит, так как Матросов не был кадровым военным, и вообще, на фронт попал в октябре 1942 года. Остается везение. Хорошо, пусть так.

Неслучайно в начале статьи подробно рассмотрено устройство ДЗОТа. Передняя его стенка практически вертикальна, и технически ее закрыть собственным телом невозможно. Да и просто подбежать к огневой точке тоже нереально. Винтовочная пуля порой валит человека с ног, а тут убойный пулемет MG, который «строчит» со скоростью 1000–1200 выстрелов в минуту. Такая очередь запросто отшвырнет человека на несколько метров.

Допустим, Матросов совершил свой бросок из «мертвой зоны» и действительно закрыл телом амбразуру. Но как он после этого остался стоять? Человек умирает, ноги подкашиваются, он падает, амбразура снова открыта. На всё про всё уходит пара секунд. Ни о какой передышке, чтобы подняться в атаку, и речи не идет.

Александр Матросов. Художник Памфилов В. Е., 1953 год
Александр Матросов. Художник Памфилов В. Е., 1953 год

Тем не менее есть показания того же самого Огурцова. Есть донесение политрука Волкова о подвиге Матросова и свидетельский рассказ военфельдшера 4-го батальона Галины Судновой. Общее мнение тех, кто сомневался в «закрытии телом» можно свести к единственному слову — «показалось».

Версии Лазарева и Астафьева

Эту версию впервые озвучил Лазарь Лазарев, известный литературный критик, а в годы войны командир разведроты:

Нам, видевшим, что делает с человеком пулеметная очередь с близкого расстояния, было ясно, что закрыть своим телом амбразуру нельзя. Как выглядит человек после этого — не хочется вспоминать. Но не выдумали же эту историю, что-то, наверное, все-таки за ней стоит, что-то было на самом деле. Наше общее мнение было: показалось. Когда Матросов попал под пулеметную очередь, тем, кто был сзади него в нескольких десятках метров, показалось, что он собой закрыл их от работающего пулемета.

Но эта версия не отвечает на вопрос: а как все-таки бойцы сумели подавить центральный ДЗОТ, если смерть Матросова ничего не изменила и пулемет продолжал стрелять?

Существует другая гипотеза. Ее озвучил писатель-фронтовик Виктор Астафьев, ссылаясь на письма свидетелей события:

Грудью на дот, он конечно же не бросался… Амбразуру, ты знаешь, даже сытой комиссарской жо... не закрыть…
В. Бешанов, «Ленинградская бойня. Страшная правда о Блокаде»

По ней Матросов сумел попасть на крышу ДЗОТа с целью наклонить вниз дуло пулемета и дать однополчанам время для атаки. Но пулеметчик дёрнул стволом, Матросов скатился и был убит. Однако и по поводу этой версии есть сомнения, поскольку немцы старались не высовывать дуло MG сильно за габариты бойницы (см. выше).

Перекрыл обзор

Немецкий ДЗОТ у деревни Чернушки, амбразуру которого закрыл своим телом Александр Матросов. Если верить фотографии, то это тыловая сторона ДЗОТа/ © ru.wikipedia.org
Немецкий ДЗОТ у деревни Чернушки, амбразуру которого закрыл своим телом Александр Матросов. Если верить фотографии, то это тыловая сторона ДЗОТа/ © ru.wikipedia.org

Есть и третья версия, вытекающая из предыдущей. Матросов действительно забрался на крышу ДЗОТа для того, чтобы перестрелять немцев через вентиляцию из своего ППШ (или закидать укрытие гранатами). Но был убит врагом. Вот тут он мог вполне закрыть телом отверстие, а мог умереть от выстрела со стороны немецких траншей — это не так важно. Важно, что немцы были вынуждены прекратить огонь и выйти из укрытия, чтобы освободить вытяжку. Да, они могли открыть дверь, но в любом случае действия Матросова дали возможность залегшим пехотинцам подобраться ближе к огневой точке. А как они ее потом подавили — гранатами в дверь или в амбразуру — не имеет значения.

Было бы неправильным не привести доводы сторонников официальной версии, которые апеллируют к высоте ДЗОТа. Она (высота) была всегда самой большой головной болью военных инженеров. Поднимешь точку над землей — демаскируешь ее. Оставишь максимально низко — перекроешь обзор малейшей кочкой или препятствием. Поэтому вполне могло быть такое, что Матросов действительно закрыл телом сектор обстрела, дав возможность однополчанам для атаки. Или же упал, сраженный очередью, непосредственно перед амбразурой, закрывая обзор (если огневая щель находилась низко).

В любом случае подвиг был, вот только его обстоятельства дошли до нас, возможно, в искаженном виде. Так, как это произошло с подвигом панфиловцев, который благодаря военным корреспондентам приобрел совсем другой масштаб и значение 👇: