Найти тему
Твой Иркутск | IRK.ru

Надежда Бойчевски -- о том, как артисту добиться успеха в своем городе

Оглавление

В Иркутске в рамках форума концертной и музыкальной индустрии Colisium* выступила глава МТС Лейбла и директор по цифровой дистрибуции и лейбл сервисам МТС Надежда Бойчевски. Как артисту добиться успеха, верен ли миф, что для успешной карьеры нужно переезжать в Москву? Подробности — в материале.

В конференц-зале собрались как начинающие артисты, продюсеры и менеджеры, так и те, кто уже работает в музыкальной индустрии, — словом, все, кто интересуется вопросами продвижения своих проектов. Все с нетерпением ждут выступления эксперта Надежды Бойчевски, и это не случайно: ранее она возглавляла ONErpm** Восточная Европа в качестве генерального директора и главы по работе с артистами и репертуаром, добилась значительных успехов в качестве продюсера, создав с нуля лейбл Hajime, в который вошла, в том числе, группа MiyaGi & Эндшпиль. Надежда делится опытом и как преподаватель направления «Музыкальный бизнес».

Надежда Бойчевски — о заблуждениях, которые мешают артистам сделать карьеру в своих регионах

— Чаще всего мне задают вопрос: «А нужно ли ехать в Москву, чтобы стать артистом?» Существует мнение, будто в регионах ничего нет — промоутеров, продюсеров, звукозаписывающих компаний и так далее, а вот в столице все есть. И начинающие артисты думают, что, как только они переедут в Москву, все случится, то есть они прославятся, но это заблуждение.

Я согласна, что 20 лет назад, когда в Москве были популярны музыкальные телеканалы, было множество мест, где собирались артисты, и действительно, тогда Москва могла стать стартом для многих музыкальных проектов. Однако сейчас все иначе. Тем не менее, в соцсетях по-прежнему все преподносится так, что в Москве есть движ, есть красивые студии звукозаписи (которые, к слову, таковыми и не являются) с неоновым освещением и винтажными микрофонами. Такие места годятся только для того, чтобы снять красивое видео и выложить в Интернет.

-2

Нормальные студии находятся не в центре Москвы под красивыми вывесками, а где-то на задворках в подвалах, там сидят волосатые мужчины, энтузиасты, которые дневного света-то не видели, с ламповым оборудованием, причем совершенно непрезентабельным. И именно туда приезжают популярные группы и исполнители, чтобы записать песню. Что касается промоутеров, то они смотрят на соцсети потенциальных артистов и количество аудитории, а не на то, где они живут.

Часто слышу, что в регионах нет профессионального комьюнити единомышленников. Да, оно нужно, чтобы у вас была лояльная аудитория, чтобы артиста узнавали, для получения качественной обратной связи, увеличения экспертности, цитируемости. Но опять же — зачем это начинающему исполнителю? Также артисты говорят о том, что в их родных городах живут люди, которые ничего не понимают в хорошей музыке, но в других регионах все иначе – вот туда-то и надо ехать. Я понимаю, когда это говорят о джазе или классической музыке, да, у них ограниченная аудитория, но чаще все-таки речь о более популярных направлениях.

Почему «не заходит» творчество, песня? Потому что изначально были завышенные ожидания: артист думает, что вот он сейчас выпустит песню и сразу же станет звездой. Он записывает одну, потом вторую и третью песню, но звездой не становится; и начинает думать: не тот регион, даже не та страна. Но недостаточно выпустить три сингла, чтобы стать знаменитым, чтобы тебя на улице узнавали. По своему опыту скажу, что нужно три года как продюсеру, так и артисту или менеджеру, чтобы что-то получилось в этой индустрии. Вопрос ведь в том, почему артист не может донести до аудитории свое творчество, а не в том, где он живет.

Многие артисты стремятся попасть на лейбл, думая, что тогда их точно ждет успех. Но это опять же заблуждение. В любом лейбле соотношение артистов, как правило, 1:10, то есть один топовый артист, о котором все знают, — и остальные, малоизвестные.

Иногда еще слышу один аргумент в пользу переезда в Москву: у нас, в регионах, негде снимать клипы. Недавно я побывала в Томске, в городе, который меня искренне поразил. И я местных ребят протащила по центральным улицам, где сохранились памятники деревянного зодчества, с восторгом показывая и рассказывая им об этих домах. На меня смотрели, как на не совсем нормальную московскую женщину, и не понимали, что это действительно интересно, действительно имеет ценность. А все ориентируются на одни и те же локации, например, Москва-Сити. Но ведь можно снять клип в своем регионе, показать что-то свое — уникальное. Да, в Москве есть все – и это все уже отсняли.

«Многие переезжают в Москву в надежде встретить на улице волшебного продюсера. Но это единичные истории».

В Иркутске тоже все необходимое есть. Пока мы шли сюда, я обратила внимание на одноэтажную деревянную застройку в центре города — довольно специфичную, северную, нарядную, но не слишком, а рядом — ледяные скульптуры. Такого качества и красоты ледяных скульптур нет нигде, а все благодаря близости Байкала с самой чистой водой. Я была на многих фестивалях ледовых скульптур, но нигде нет такого чистого и прозрачного льда, как у вас. Но почему-то локальные артисты этого не видят.

Маркетинг, букинг и туры — моя самая любимая история. Недавно вели переговоры с одной группой, которая буквально сидела на чемоданах в ожидании переезда в Москву. Спрашиваю: «Зачем?» Отвечают: «Мы будем записываться». Но можно и у себя в родном городе репетировать и записать песни. Зачем бросать жилье, работы и перебираться в чужой город? Ведь это приведет к ухудшению условий жизни, так как существует разница в зарплатах, и порой очень большая, нужно понимать, кто будет закрывать все текущие потребности. Никакие лейблы не будут заниматься своего рода благотворительностью, оплачивая расходы артиста.

-3

Иногда слышу от артистов: «Мне надо переехать, так как я перерос свой город». Да, можно перерасти небольшой посёлок, но город с населением даже 500-600 тысяч человек перерасти одному проекту очень сложно. Для этого надо быть суперталантливым.

«История про искренность всегда первична»

После мероприятия мы поговорили с Надеждой и выяснили, когда все-таки нужно переезжать в другой город и с чего молодому артисту начать свой путь к успеху.

Когда нужно переезжать, например, в Москву?

—Двигаться в сторону европейской России нужно только в одном случае — когда ты начинаешь много ездить с гастролями по стране. Есть хорошая фраза: хороший артист тот, которого с четверга по воскресенье нет дома. То есть он два-три дня находится с семьей или работает в это время, а четыре дня ездит. И даже при этом не всегда нужно переезжать, например, в Москву, достаточно будет обзавестись «пересадочной» квартирой.

А если не в Москву, то куда еще можно переехать артисту?

Конечно, в Москве происходит много всего, но важно ответить на вопрос – а что нужно самому артисту? Во-первых, авторский материал. Допустим, артист сам пишет музыку и сочиняет тексты песен. Для создания качественного трека нужен мастеринг, который уже давно и хорошо делают несколько студий, находящихся в разных городах России, например, в Нижнем Новгороде; и необязательно для сотрудничества с ними переезжать, можно перекинуть им исходный материал, и они все сделают. Сейчас благодаря Интернету все это круто решается дистанционно.

-4

Что касается переезда, то необязательно ехать именно в столицу. Сильный музыкальный рынок сложился в Екатеринбурге, там есть хорошие звукозаписывающие студии и концертные площадки, а также в Новосибирске и во Владивостоке.

Бывает так, что после переезда, когда начинается сотрудничество с каким-либо лейблом или звукозаписывающей студией, меняется стиль исполнения артиста. Почему так происходит?

— Да, такое бывает. Бывает, что лейбл берет к себе хорошего самобытного артиста из региона и убирает из него эту самую самобытность, чтобы закрыть определенную нишу на рынке. И артист начинает штамповать то, что просит от него лейбл; и это не всегда приводит к колоссальному успеху, так как иногда артист начинает терять себя, делая то, что ему не свойственно, и, как следствие, он становится неинтересным для своей первичной аудитории, а новая не становится суперлояльной по отношению к нему. Чаще всего при таком раскладе, когда у артиста заканчивается контракт, он становится отработанным материалом, «сбитым летчиком», как мы говорим. Лейбы часто совершают ошибку и лезут в творческую часть проекта, и делают это не всегда качественно, что может разрушить карьеру артиста.

С чего начинается путь к успеху? Есть какой-то алгоритм действий, свод рекомендаций для начинающего артиста?

— Допустим, начинающий артист — это тот, кто уже осознал себя таковым, у него уже есть материал, который он даже записал, но не понимает, что дальше ему делать. Процесс выпуска песен — это чистый маркетинг, который должен опираться на несколько вещей. Если артист видит себя лирическим романтиком, то и песни должны быть такими. И этот образ придется поддерживать на протяжении всего своего творчества. Нельзя выходить с застольно-кабацкой песней, а потом пенять аудитории, что его неправильно поняли, а вообще в душе он романтик. Должно быть банальное здравомыслие. Важна последовательность. Также важно правильно выстроить порядок выхода песен и решить, будут ли они объединены какой-то историей. Артист должен раскрываться постепенно, с каждой новой песней приоткрывая новые грани своей биографии, сохраняя основную линию.

Что коммерчески более успешно — выступать со своим творчеством или быть готовым проектом?

— В мире огромное количество продюсеров, которые любят повторять одни и те же проекты. Например, три девушки, пятерка парней и так далее. То есть понятные и привычные типы артистов, их клепают и штампуют, так как есть некая формула успеха, которая работает, и ничего нового придумывать не надо. Но тех, кто при таком подходе стал действительно успешным, немного. История про искренность всегда первична. Песня во многом — это эмоции.

-5

Классный российский феномен — шансон, который берет своей искренностью: простая песня про пережитые серьезные жизненные перипетии, например, обращение к маме с раскаянием. И здесь даже не всегда нужен суперголос. Если артист поет и сам не верит в то, что исполняет, ничего не получится. Это как с плохим актером: если зритель ему не верит, то фильм обречен на провал. Много примеров, когда артисты и артистки добились успеха, покинув чисто коммерческие проекты, начав петь то, во что они сами верят. Среди них — Ольга Серябкина и Елена Темникова.

Какие сегодня есть инструменты продвижения у артиста?

— К счастью, есть классический старый добрый пиар, опять же, в зависимости от региона варьируется количество доступных опций. Но везде есть местные теле- и радиоканалы, которые освещают локальные мероприятия, порталы с афишами, и артисты должны с ними дружить и появляться на них. Иной раз артисты не умеют правильно себя подать, и это работает против них. Отправляют в качестве самопрезентации эссе в 800 страниц, которое никому не нужно, никто не будет его читать. И, конечно, необходимо развивать свои соцсети, пользоваться таргетированной рекламой, работать с подписчиками и музыкальными сообществами.

Также необходимо работать со стриминговыми сервисами, чтобы ваш материал регулярно появлялся на музыкальных площадках. Сейчас это делать проще: есть компании, которые работают даже с начинающими артистами. Они обладают маркетинговыми бустами (инструментами), которые помогают «выстреливать» с нуля, с просмотрами до 30-40 тысяч прослушиваний за неделю. Главное, повторюсь, — правильно себя презентовать, отправляя им запрос на размещение той или иной песни или плейлиста, а также делать это регулярно и с четкой мыслью через песни раскрывать себя.

А много на это надо денег?

— Я не вижу принципиальной разницы между музыкальным бизнесом и любым другим. Допустим, я захочу завтра запустить свою линию косметики, и для этого мне понадобится стартовый капитал — хотя бы на тестовые образцы моей продукции, которые еще и надо красиво упаковать, презентовать, чтобы их захотели попробовать и тем более купить. С музыкой то же самое, никто не вложит в тебя, если ты не принесешь базовые образцы, на создание которых тебе надо потратить силы, время и деньги. Нельзя масштабировать то, чего нет.

Анастасия Маркова, IRK.ru

Фото Маргариты Романовой

*колизиум

**ONErpm - онерпм<\p>