Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

AV техника снаружи и изнутри или ещё раз о культуре производства

В юном возрасте, приобретая что либо из аудиоаппаратуры, я совершенно не горел желанием заглядывать вовнутрь. И причиной тому были вовсе не пломбы (если аппарат был новым и на гарантии), а боязнь увидеть за приличным «фасадом» совершенно неприглядную суть. Думаю все, кто в те годы владел отечественной аудио-техникой меня поймут: внутри всё было не столь красиво, как снаружи. Хотя и качество внешней сборки порой оставляло желать лучшего. Но даже если человек был технически подготовлен и ему было просто интересно "как же там всё устроено", то нужды лезть внутрь аппарата не было: принципиальная схема изделия всегда находилась внутри руководства по эксплуатации (или в виде отдельного альбома /брошюры). Другое дело импортная аудиотехника: к ней схема не прилагалась. И конечно внутрь какого нибудь "японца" или аппарата европейской сборки заглянуть было любопытно. И первым таким аппаратом у меня стала японская кассетная дека SONY TC-K35 с "внутренним миром" которой я ознакомился в 1984 году

В юном возрасте, приобретая что либо из аудиоаппаратуры, я совершенно не горел желанием заглядывать вовнутрь. И причиной тому были вовсе не пломбы (если аппарат был новым и на гарантии), а боязнь увидеть за приличным «фасадом» совершенно неприглядную суть. Думаю все, кто в те годы владел отечественной аудио-техникой меня поймут: внутри всё было не столь красиво, как снаружи. Хотя и качество внешней сборки порой оставляло желать лучшего.

Но даже если человек был технически подготовлен и ему было просто интересно "как же там всё устроено", то нужды лезть внутрь аппарата не было: принципиальная схема изделия всегда находилась внутри руководства по эксплуатации (или в виде отдельного альбома /брошюры). Другое дело импортная аудиотехника: к ней схема не прилагалась. И конечно внутрь какого нибудь "японца" или аппарата европейской сборки заглянуть было любопытно. И первым таким аппаратом у меня стала японская кассетная дека SONY TC-K35 с "внутренним миром" которой я ознакомился в 1984 году. А сама дека была 1979 года выпуска.

Вот такая дека у меня была в 1984-м. Картинка из интернета.
Вот такая дека у меня была в 1984-м. Картинка из интернета.

Внутри было всё красиво, аккуратно и ни одной пылинки ( последнее неудивительно: вентиляционных отверстий в корпусе не было). А ещё там было довольно просторно: минимум треть внутреннего пространства пустовала (см.фото):

-3

А вот как было "под капотом" у сопоставимой по внешним габаритам отечественной деки Маяк-231:

-4

Как говорится "яблоку негде упасть". Естественно отличался и вес. SONY TC-K35 весила 5,8 кг., а Маяк - 9,5 кг, то есть почти в 2 раза больше.

Казалось бы налицо технологическое отставание отечественной техники,но вот ведь какой парадокс: Маяк-231 записывал и воспроизводил так, что SONY "нервно курила в сторонке". Правда тут стоит сделать небольшую оговорку. "231-го" в стоковом состоянии у меня никогда не было и, возможно, он не был так хорош, как те два доработанных "Маяка", которые были у меня. А доработаны они были основательно, поскольку этим занимался талантливый радиоинженер. Однако по качеству ЛПМ SONY всё же была лучше - это нельзя не признать.

А вот с усилителями ситуация была несколько иной. Если рассматривать модели высокого класса, то по весу и по плотности компоновки советские и импортные аппараты были вполне сопоставимы. Взять к примеру тот же Бриг-001 (не важно какой версии):

Весил аппарат 15 кг.что вроде и немало, но те же японские усилители из топовых линеек могли весить куда больше. К примеру вес Denon PMA-970, которым я владел ещё относительно недавно, составлял 23 кг.

Это именно мой экземпляр.
Это именно мой экземпляр.
А вот фото внутренностей я не делал.Поэтому данное изображение пришлось позаимствовать из интернета.
А вот фото внутренностей я не делал.Поэтому данное изображение пришлось позаимствовать из интернета.

Конечно "Бриг" чуть старше (выпускался с середины 70-х), а выпуск "Денона" стартовал в 1980-м, но даже если сравнивать японский и советский усилитель одного времени, то по "внутреннему убранству" первый будет вне конкуренции.

Однако те из нас, кто в советские времена работал на радиозаводах (я, если что, имел такой опыт) прекрасно знают что культура производства зависит не только от квалификации работников (а вчерашних ПТУшников среди рабочих хватало), но и от оборудования, а оно часто оставляло желать лучшего. Исключение - предприятия связанные с ВПК, но и тут есть нюансы, поскольку цеха выпускавшие бытовую технику и электронику часто комплектовались по остаточному принципу. Но и новые линии часто работали так, что после пайки плат всё равно требовалась ручная доработка.

Тем не менее пусть и такое (не самое совершенное) производство, но оно всё же было и, со временем, всё могло наладиться. Вот только этого самого времени нам не хватило. Однако история не терпит сослагательного наклонения, да и разговор немного о другом: прошлое есть прошлое и сравнивать его с настоящим как минимум некорректно. Поэтому давайте посмотрим как же выглядят изнутри современные высокотехнологичные изделия.

Большинство из них (особенно из топового сегмента) не стыдно выпускать и в полностью прозрачных корпусах. Начиная от топовых сетевых и медиаплееров/ стримеров (в качестве примера на заглавной иллюстрации можно наблюдать внутренности медиаплеера DUNE HD Ultra 4K) и заканчивая классическими усилителями. К примеру таким:

-8

Или таким:

-9

Однако именитые бренды да ещё и с такими (космическими) ценниками обязаны выглядеть со всех сторон соответствующим образом. Но и "друзья-китайцы", с гораздо более демократичным ценником, изнутри вполне себе:

-10

Конечно разглядывая аппаратуру со снятой верхней крышкой можно предполагать какого она класса и как она может звучать. Но только ПРЕДПОЛАГАТЬ. Точный и единственно верный вердикт выносят лишь наши уши. А что касается глаз, то визуальная красота это конечно хорошо, но не всегда то,что красиво выглядит, способно так же красиво звучать. Все это знают,но лишний раз напомнить об этом не повредит.

Напоминаю что ссылки на публикации канала дублируются в ВК и в Телеграм и не исключено, что в недалёком будущем канал полностью переедет на эти платформы, поскольку Дзен попросту ограничивает количество просмотров для потенциальной аудитории канала. Но пока в ваших, друзья, силах оказать поддержку автору дочитываниями, лайками и подписками. Ну а для имеющих возможность и желание оказать финансовую поддержку вот номер карты Сбера: 2202 2068 5063 5611. Я буду благодарен любой помощи.