В марте 2024 года мы в очередной раз посетили прекрасные просторные светлые залы Новой Третьяковки. В этот раз мы посмотрели знаменитые работы русского искусства начала XX века. Картины и скульптуры размещены с 1-го по 14-е залы. Мне понравились многие работы, но в статье я кратко приведу лишь некоторые из них, размещенных в первом и во втором залах. Ну что ж - начнем!
Начало осмотра начинается с работ знаменитого художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Все его картины красочные, яркие. Наверное эта особенность гармонии, великолепия красок и притягивает людей к его картинам.
Сочная картина "Пейзаж на Дону":
Самая извесная работа Кузьмы Сергеевича "Купание красного коня":
Красный конь завораживает, притягивает к себе! Интересна история картины. Художник делал зарисовки деревенских ребят, которые купают лошадей. Но сам Кузьма Сергеевич увлекался иконописью. Все это и позволило художнику нарисовать божественного юношу на великолепно нарисованном красном коне.
Следующая работа - "Портрет С.Н. Андрониковой":
Этот портрет известной модели худоник нарисовал во Франции, куда эмигрировала княжна Саломея Андронникова. Петров-Водкин находился в творческой командировке и нарисовал этот портрет. Спустя годы княжна подарила Третьяковке свой портрет, нарисованный знаменитым мастером.
Мама Кузьмы Сергеевича - бывшая крепостная. Влияние матери, ее деревенская жизнь повлияли на творчество художника. Вот, например, картина "Мать":
Мать на картине получилась как на иконе - божественный взгляд на фоне сельской местности.
Яркие краски мы видим в следующей картине художника "Девушки на Волге":
В первом зале есть еще работы Кузьмы Сергеевича. Предлагаю читателю прийти в Новую Третьяковку и посмотреть на его замечательные картины.
Переходим в зал №2, где размещены работы русских авангардистов. В зале много работ Натальи Сергеевны Гончаровой и Михаила Федоровича Ларионова.
Я немного прочитал об этих художниках. В разных источниках написано, что на творчество Натальи Гончаровой Михаил Ларионов сильно повлиял. Здесь я позволю себе сопоставить яркую, сочную работу Натальи Гончаровой "Еврейские женщины" и "лучизмом" Михаила Ларионова:
Гончарова писала, что очень любила сельскую местность, поэтому, мне кажется, что и свой автопортрет с жёлтыми лилиями она представила именно в этом, деревенском стиле:
Представляю, как после классических реалистичных картин общество увидело, например, картину "Зима. Сбор хвороста":
Минимум линий и прорисовок - совершенная противоположность тому, что было ранее и тем не менее - как смотрится!
Наталья Гончарова и Михаил Ларионов были активными создателями разных художественных объединений. Они были одними из основателей обществ "Бубновый валет" и "Ослиный хвост". Приведу еще одну яркую работу - "Старец с семью звездами":
Лучизм, авангардизм, примитивизм - думаю, все эти новые течения будоражили умы многих художников - все новое увлекает и объединяет. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов много путешествовали, эмигрировали из России перед революцией. Уже в 50-х годах они поженились. Очередная картина Натальи Гончаровой - "Павлин":
А как оригинально показана "Пустота":
В зале есть и другие работы Натальи Гончаровой. Кстати, отмечу необычный факт, хотя он к выставке не имеет никакого отношения - Наталья Гончарова является родственницей той самой Натальи Гончаровой - жены великого поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Михаил Ларионов - яркий художник русского авангарда. На его творчество повлияли работы французских художников (фовизм, наивное искусство). Он работал в примитивистской манере - это сочные цвета, резкие линии. Ниже представлена его работа "Солдат (курящий)":
Михаил Ларионов создатель концепции - лучизм. Согласно этой концепции зритель воспринимает не сам предмет, а "сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения". Его работа - Петух (лучистый этюд):
Еще одна "лучистая" работа Михаила Ларионова "Голова быка":
По детски наивная картина "Весна (Времена года)":
В картине "Весна (Времена года)" мы видим четыре картины разного формата, которые объединены одним смыслом - приходном весны, рождением нового, радостного, наивного, примитивного, детского, раннего древнего начала... - да, первое впечатление - ничего особенного, а изучишь творчество художника и понимаешь глубокий смысл его работы. В этом и силен авангардизм.
Первая Мировая война, несомненно, влияла на творчество художников того времени. Вот и работа Михаила Ларионова "Утро в казармах. Мотив из солдатской жизни", написанная его особенным примитивным, ярким подчерком передает суровые будни войны:
Следующая картина Михаила Ларионова "Провинциальный франт" - картина с юмором. На грязной улице продаются шляпы. Весь юмор в противоречии желания франта и окружающей действительности:
В следующей картине "Кельнерша" Михаил Ларионов своим метким примитивным стилем показал сцену к кафе, где официантка (а в Германии ее почему-то называют "Кельнершей") недвусмысленно дает понять, что этот мужчина ее интересует. Этот факт усиливают и посетители кафе, которые видны на заднем плане картины:
В Новой Третьяковке есть и другие картины большого мастера Михаила Ларионова. Я не привел здесь еще одни его "лучистые" работы. Кто заинтересовался этим оригинальным художником, тому точно нужно сюда попасть!
В зале №2 есть вот такой оригинальный "Бычок", работа Лебедева:
А также деревянно-воздушные "Руки Серафима", автор Сергей Тимофеевич Коненков.
Общая фотография замечательного зала №2:
Как не хочется покидать зал №2, но идем дальше и ждем, чем еще нас поразят другие работы? Но об этом я напишу в своих следующих статьях)) Ждите продолжения!