Сегодня будем говорить об отцах, ветеранах и крайне уважаемых людях. Одним словом, о классике. Жанр этого выпуска - последовательный разбор дискографии, и разбирать будем одну из основополагающих команд голландской сцены дэт-метала. В своё время эта сцена была одной из самых влиятельных и крупных в Европе и сравниться в этом могла, пожалуй, с британской, а уступала разве что шведской. И одной из тех груп, что сделали имя это сцене, были, конечно же, Asphyx.
Вообще, в случае с этой бригадой интерес для рассмотрения представляет не только непосредственно музыкальная составляющая. Хотя, конечно же, за их более чем 30-летнюю карьеру материала для разбора набралось достаточно, а рассматривать классику такого уровня всегда легко и приятно, хоть и вариативность в звучании на всех этапах этой самой карьеры была не столь значительной - в этом плане группа всегда оставалась плюс-минус собой. Чего не скажешь о кадровых перестановках.
Вся эта чехарда с составами, распадами и реюнионами в случае Asphyx получилась настолько запутанной и вместе с тем любопытной, что подробное следование за всем этим напоминает наблюдение за перестановками на шахматной доске. Эта группа пережила редкий в тяжёлой музыке прецедент, когда изначальный состав участников постепенно сменяется целиком, а команда продолжает существовать и по сей день.
Такое нормально для групп типа ВИА Гры, когда весь состав можно легко набрать заново, потому что бренд принадлежит не кому-то из исполнителей, а закадровому продюсеру, который и может этим лайн-апом распоряжаться как пожелает. С андеграундной музыкой все обстоит несколько иначе.
Типичный случай среднестатистической метал-банды, образовавшейся в 90х годах и ранее и существующей до сих пор, выглядит следующим образом - если взглянуть на список всех когда-либо участвовавших в группе музыкантов, то в графе "бывшие" можно увидеть огромную простыню, в этой же графе чаще всего и числится большая часть оригинального состава, а нередко и вообще весь, кроме какого-то одного участника.
И если до такого доходит, то этот самый последний оставшийся в лайн-апе основатель и становится равен самой группе и превращается в единоличного хозяина логотипа. Он может бесконечно обновлять составы под той же вывеской, но если он решит этот самый состав покинуть, то именно это и будет означать распад группы, пусть и уже давно изменившейся до неузнаваемости. Однако в случае с Asphyx это правило не сработало. Как так вышло - разберёмся далее, так что следите за руками и запоминайте ключевых персонажей.
Ранние годы
Строго говоря, группа образовалась в 1987 году и в первые пару лет своего существования уже успела записать пару демок и испытать некоторые перестановки в составе. Эти ранние релизы, а особенно демо "Crush the Cenotaph" и ЕР "Mutilating Process" неплохим тиражом разошлись по андеграундным кругам, а в какой-то момент группа даже вела переписку с самим Евронимусом по поводу дальнейшего сотрудничества с его легендарным лейблом Deathlike Silence, но что-то не сложилось.
Да, вот ведь времена были - жанры только формировались, рынок не был перегружен тоннами выпускаемого каждый день материала, каждый небольшой релиз вызывал реакцию и несколько простых пацанов из голландской провинции легко могли заявить о себе, записав на коленке несколько треков.
Конец лирического отступления 🙃
Если честно, то действительно интересно в качестве точки отсчёта взять 89 год, когда лайн-ап выглядел следующим образом: Тео Луманс - бас, вокал, Эрик Дэниелс - гитара, Боб Багхус - ударные. Именно эти персонажи будут играть в той или иной степени заметную роль в дальнейшем повествовании, так что давайте условимся считать именно этот состав оригинальным Asphyx (пусть и из этой троицы только Боб Багхус имел отношение к созданию группы в 87 году). В такой конфигурации команда и подобралась к созданию своего первого лонгплея.
Альбом "Embrace the Death" был записан в 1990 году и должен был стать одним из первых полноформатников на нидерландской дэтовой сцене, но тогда этому не суждено было случиться - локальный лейбл, на котором релиз готовился к выходу, внезапно обанкротился, и материал лёг на полку на неопределенный срок. Тогда же и происходит первая значительная перестановка в составе - коллектив покидает Тео Луманс и на позицию вокалиста-басиста становится великий Мартин ван Друнен.
К тому моменту он уже успел пару лет отработать вокалистом у других столпов голландского дэт-метала - в культовой группе Pestilence. Категорически рекомендуются к ознакомлению их первые два альбома с участием как раз-таки ван Друнена, а именно "Mallevs Maleficarvm" 88 года и особенно "Consvming Impvlse" 89ого. Это классика и великолепные образцы раннего дэт-метала.
Участники Asphyx и Pestilence, естественно, друг с другом корешили, и как только Мартин покинул свою первую группу, то Боб немедленно предложил ему занять пустующую позицию в своей. С собой новый фронтмен принёс контракт с ныне весьма известным лейблом Century Media, что является специализирующимся на тяжёлой музыке подразделением Sony Music, а это уже серьёзно.
Да и вообще, именно здесь начинается новый период в биографии Asphyx, и если предыдущий состав с Лумансом на вокале стоит считать оригинальным, то этот, с ван Друненом - классическим и золотым. И в 91 году именно в таком лайн-апе группа наконец-то официально выпускает свой первый альбом под названием "The Rack".
Классический период
Дебютный альбом состоял по большей части из нового материала, но также сюда попало и несколько треков с неизданного "Embrace the Death" в перезаписанном виде и с подредактированной лирикой. Однако, во время прослушивания старый материал никак не выбивается из общей канвы и целиком релиз звучит максимально цельно. Вообще, именно этот альбом определил основные особенности звучания и общий вектор, в котором все последующие годы группа будет двигаться более-менее последовательно.
Стиль Asphyx на "Дыбе" и далее - это олдскульный европейский дэт-метал с периодическими замедлениями до дэт-думовых скоростей. Довольно часто всю дискографию команды целиком и вовсе любят тегать дэт-думом, с чем я категорически не согласен - основа и суть звучания Асфикс именно дэтовая, даже несмотря на ставку на мрачность и густоту атмосферы.
Заходы же на территорию тягучей ритмики и иногда даже типично думового атонального риффинга - явление в музыке группы хоть и регулярное, но всё-таки являющееся не более чем отличительной особенностью и фирменной фишкой и занимающее меньшую половину хронометража. И уж тем более, когда некоторые эксперты упоминают Asphyx в одном ряду с командами из абсолютно другой, ориентированной на эмоциональность и мелодичность ветки дэт-дума, типа каких-нибудь Paradise Lost или My Dying Bride, хочется отрывать кривые руки и отключать интернеты.
Помимо чередования скоростей от агрессивных разгонов до неторопливого думового удушения, ещё одна уникальная фича Асфикс данного периода - это запоминающийся своеобразный саунд, резко выделяющийся из плеяды дэтовых классиков тех лет. Один из пунктов, за которые обычно ценят олдовые образцы жанра времен его расцвета - это тот самый мягкий и шероховатый ламповый саунд, в той или иной степени и вариации встречавшийся повсеместно.
Толика этой олдскульной теплоты была даже, как ни парадоксально, в холодном бульдозерном саунде от стокгольмской студии Sunlight, но только не у Asphyx, по крайней мере начиная с "The Rack". Такое было им не свойственно почти с самого начала. Их найденный для этого альбома и встречавшийся потом вплоть до самых поздних релизов фирменный саунд - это лязгающая ржавая железяка, грохот стальных цепей и захлопывающихся решёток.
Такие ассоциации вызывает акцент на задранные, намеренно подпесочивающие и в своей резкости доходящие почти до уровня физического дискомфорта верха. При этом саунд не разжижается и не сплющивается, а сохраняет плотность и объём в гитарном звуке, в том числе за счёт напористого и массивного басового фузза.
Да и записаны альбомы Asphyx всегда как будто на одно деление тупо громче всего остального, что вкупе делает звучание хлёстким, угловатым и крайне агрессивным, и притом, помня про думовитые замедления и вообще какой-то насыщенно тёмный окрас саунда, ещё и неподдельно мрачным. Ну и завершающий штрих поверх всего этого - запоминающийся фирменный вокал от одного из лучших гроулеров в жанре. Таковым Мартин ван Друнен являлся уже на тот момент, успев на альбомах Pestilence выработать свою характерную манеру и отточить скилл подачи оной.
Его высокий, вопящий, срывающийся в какое-то надрывное сухое сипение и будто вгрызающийся в перепонки гроул звучит настолько пронзительно и дико, что кажется, будто он вот-вот начнет выхаркивать окровавленные обрывки собственных голосовых связок. Войс достаточно специфический и не всем заходящий, но абсолютно уникальный и отличительный. Из похожих вокалистов можно вспомнить разве что Джона Тарди из Obituary.
(Закрывающий заглавный 9-минутный трек как пример всего вышеизложенного)
С этого-то момента карьера Asphyx стартовала как следует - за успехом альбома последовал европейский концертный тур в компании с другими видными деятелями жанра, а в 92 году вышел и второй полноформатник под названием "Last One on Earth". Записан он был в той же конфигурации, что и предыдущий, разве что в этот раз состав был усилен сессионным басистом Роном ван Полом, а ван Друнен полностью сосредоточился на обязанностях вокалиста.
Каким же получился этот альбом? Примерно таким же, как и предшественник, только ещё круче. Звук стал ещё резче и ударнее, завывания Мартина ещё демоничнее, но главный бенефис здесь состоялся у Эрика Дэниелса, который выдал просто мощнейшую работу над риффворком в каждом номере. Послушайте хотя бы этот отбойный заколачивающий риффачище в самом начале открывающего трека - с первых же секунд альбом будто хлещет слушателя стальным канатом аки хлыстом.
Одним словом, просто-таки смачный кусман олдовой дэзяры и один из лучших релизов в дискографии. И, пожалуй, последняя классическая работа Asphyx, потому что далее группа вступает в долгий период нестабильности.
Перемены и метания
На самом деле Мартин ван Друнен покинул состав сразу после записи вокала для "Last One on Earth", а басовые партии уже позже в качестве сессионщика прописывал Рон ван Пол. Однако вскоре уходит и Боб Багхус, и в итоге Эрик Дэниелс становится единственным участником оригинального состава. За установку садится новый ударник Роель Сандерс, а позицию басиста-гитариста занимает ван Пол, перешедший в статус постоянного участника.
Таким образом в 94 году был записан следующий, одноименный альбом Asphyx. Не совсем общепринятое, но достаточно популярное мнение гласит, что Асфикс без ван Дрюнена стал хуже и вообще не совсем то. Действительно, альбом 94 года имеет ряд отличий от предшественников, но на мой взгляд эта работа - один из пиков в карьере группы, а отличия эти не критичны и точно не в худшую сторону.
Этот альбом - единственный случай у Асфикс, когда я готов согласиться с тегом "дэт-дум", и этим-то релиз и крут. Увеличив хронометраж треков и сместив акцент на низкие темпы, они сумели записать нечто по-настоящему мрачное, глубокое и основательное. Да, звук стал более типичным для старого дэта и лишился характерной жёсткости и рези, зато приобрёл приятное равномерное дребезжание баса и более богатые низы.
Да, ван Пол - вокалист довольно типичный, но совсем не плохой, и хоть с ван Друненом в плане узнаваемости он не идёт ни в какое сравнение, но в звучание данного полноформатника он вписался отлично. Да и хуковости и хитовости первых двух лонгплеев здесь тоже нет, зато есть абсолютно завораживающая тёмная монументальность, мощь и размах. Злой, старорежимный и бескомпромиссный дэт-дум-метал в лучшем проявлении.
Впрочем, и этот статус-кво сохранялся недолго и дальше пошла уже совсем турбулентность, а вывеска Asphyx начала напоминать переходящее красное знамя. В 95 году группа распадается в первый раз. На момент роспуска Дэниелс, как последний участник первого лайн-апа, как бы автоматически является хозяином этой самой вывески. Соответственно, ему группу распускать, ему же и восстанавливать её обратно в случае такой потребности.
Однако, в 96 году реюнион Asphyx безо всякого участия Дэниелса осуществляют внезапно вернувшиеся Боб Багхус и Тео Луманс. И самое любопытное, что такой расклад ни у кого не вызвал никаких возражений. В случае какой-нибудь условной Металлики подобные мувы стали бы причиной многолетних судебных разбирательств по поводу авторских прав, ибо кто захочет делиться курицей, несущей золотые яйца. А здесь прямо-таки живое воплощение парадокса Тесея на практике. Вот вам и андеграунд.
Тем не менее, Асфикс 96 года, являющийся дуэтом Багхуса на ударных и Луманса сразу на гитаре, басу и вокале, выпускает альбом под названием "God Cries". Здесь существует более-менее консенсусное мнение, что этот релиз - худший (или один из) в дискографии группы, и с этим я готов полностью согласиться. В отрыве от предыдущего творчества альбом-то вполне сносный, но дело в том, что в нём нет вообще ничего от Asphyx, ни единой характерной фишки или достоинства ни одной из предыдущих работ. Разве что Тео здесь хоть и по-своему, но очень уж искренне и эмоционально глоткодёрит.
По обложке и названию можно подумать, что здесь пойдёт претензия на какой-то мрачный и эмоциональный дэт-дум, но на деле мы имеем весьма заурядный дэт, местами даже с весьма хорошими цепкими риффачками, но какой-то странно разухабистый, притрэшованный и чуть ли не припанкованный, полностью лишенный глубины и мрачности, да ещё и продолжительностью в два раза короче предшественника. Одним словом, в контексте дискографии группы альбомчик однозначно блеклый и проходной.
Но в том же 96 году был у Асфикс ещё один полноформатный релиз. Century Media, контракт с которыми у группы не прерывался, уже обладала правами на весь записанный ими материал, в том числе неизданный в 90 году дебютник "Embrace the Death". Его-то они наконец и выпускают в виде нового лонгплея.
Большая часть треков с этого альбома в перезаписанном варианте уже встречалась на предыдущих релизах, но, тем не менее, "Embrace the Death" всё ещё весьма интересен не только как документ в истории группы, но и как отдельный самостоятельный полноформат, потому как здесь эти треки заметно отличаются от более поздних перезаписей. Один из ранних релизов нидерландской дэт-сцены звучит соответствующе - достаточно подвально, грязно и жутко, и в этом отношении крайне убедительно.
Конечно, в пробивной мощи и четкости саунд здесь несравним с классическим Асфикс, но его рыхлость и пещерность пошли только на пользу самому материалу, испытавшему определённые влияния Celtic Frost и раннего голландского дэт-дума первой волны, а потому местные версии треков в сравнении с их же дальнейшими переизданиями проигрывают по цепкости и жёсткости, но точно выигрывают в плане мрачности и злобности. Этот альбом однозначно заслуживал того, чтобы быть официально изданным, но дело в том, что к тому моменту, когда это случилось, Asphyx уже опять успели развалиться.
(Мрачняковый хитяра в качестве примера)
Эта инкарнация группы в исполнении Багхуса и Луманса не продержалась и года и их пути опять разошлись, но на этот раз навсегда - "God Cries" был последним релизом, в котором когда-либо поучаствовал Тео. В 98 году он погиб при странных обстоятельствах, при которых было невозможно разобраться, был то суицид или несчастный случай - в его машину, стоявшую на рельсах, врезался поезд, и бедняга Тео таким образом пополнил клуб 27.
Боб Багхус же долго без дела не сидел и в том же 96 году вместе со старым приятелем Дэниелсом организовал новую группу под названием Soulburn. Не совсем ясно, каково было их намерение в тот момент - просто переименовать Asphyx или на его обломках создать новый коллектив, независящий от старого, но сейчас ретроспективно абсолютно ясно, что по факту получилось у них первое. Soulburn - это не просто прямое продолжение Asphyx, а именно он и есть, только почему-то под другой вывеской.
В 98 году выходит первый альбом Soulburn под названием "Feeding on Angels". Партии баса и вокала на нём исполнил Ваннес Губбельс из малоизвестной тогда группы Pentacle, которая и сама к тому моменту ещё не успела записать ни единого полноформатника. Решение принять в состав именно этого вокалиста кажется странным ровно до тех пор, пока не послушаешь сам альбом.
Новый фронтмен здесь не только копирует манеру Мартина ван Дрюнена почти один в один, но и делает это настолько круто, что как бы оригиналу скромно не отойти в сторонку. Совершенно демонический, на разрыв гортани рёв Губбельса прямо-таки возвращает нам Асфикс в его лучшие годы, но и инструментальная часть совершенно не отстаёт - пробивная мощь и хлёсткость ранних альбомов здесь сочетается с пронизывающей мрачностью и атмосферностью более поздних релизов. В итоге этот альбом, записанный как бы в рамках сайд-проекта от Асфикс, заслуживает считаться одной из вершин в дискографии основной группы.
Пиком крутости здесь является заглавный трек - один из мощнейших бэнгеров в репертуаре группы, а перформанс Губбельса здесь так и вовсе один из моих любимых во всем жанре. Текст, повествование в котором излагается от лица какого-то древнего хтонического чудища, исполнен настолько убедительно адским нечеловеческим войсом и с соответствующим уровнем эмоциональности, что вкупе с ползучим, криповым, будто медленно утягивающим на дно инфернальной бездны риффаком, это всё прошибает чуть ли не до мурашек.
Однако, и под новым логотипом этой троице долго не сиделось. Смекнув, что у двух третей состава Asphyx получился типичный альбом Asphyx, они делают финт ушами и переименовывают Soulburn обратно в Asphyx. В итоге, временный спин-офф замораживается на неопределенный срок, а под старой-доброй вывеской в 2000 году происходит камбэк с альбомом "On the Wings of Inferno".
Этот релиз получился таким вполне типичным, но очень солидным и серьёзным Асфиксом на скилле, со всеми узнаваемыми фичами в звучании и без перегибов в сторону каких-либо выделяющихся характеристик, и в то же время развитие идей "Feeding on Angels " здесь так же прослеживается. Разве что совсем небольшая продолжительность делает альбом весьма жёстким, лаконичным и ориентированным больше на агрессивные скоростные атаки.
Эрик Дэниелс здесь снова отработал на славу, выдав пачку грузящих цепляющих риффаков. Больше всего в этом качестве мне запомнился финальный номер, жаль только, что здесь он выполняет роль аутро, поэтому вместо нормального вокала здесь какой-то споукен-ворд. Такой мощнейший думовитый риффак не развили в полноценную композицию, обидно. В остальном же, единственный минус работы состоит в том, что её очень мало - всего 28 минут звучания включая акустическую интерлюдию.
Однако, в рамках Asphyx Дэниелс побыл гитаристом-сонграйтером тут в последний раз - вскоре он покинул состав и с тех пор в нём так и не числился. Группа же в очередной раз распалась почти сразу после выхода альбома, но на этот раз весьма надолго.
Реюнион и наши дни
Начиная с этого момента все метания в истории Asphyx заканчиваются и их карьера по сей день продолжается достаточно ровно. В 2007 году Багхус и Губбельс восстанавливают группу. На место невернувшегося Дэниелса становится гитарист Пол Баайенс, пребывающий в составе до сих пор, а на позицию вокалиста возвращается наш старый друг Мартин ван Друнен. Таким образом в 2009 году записывается первый по-настоящему камбэковый альбом "Death... The Brutal Way".
Вектор, который группа наметила для себя на позднем этапе творчества, вполне понятен и незамысловат - новый Асфикс с ван Друненом должен быть максимально похож на старый с ним же. Такое же чередование напористых высоких скоростей и тягучих думовых пробуксовок, такое же узнаваемый хрипловатый рёв Мартина, и даже ту самую повышенную громкость, а также плотность и резкость звука сумели здесь повторить очень близко к оригиналам.
А ещё именно отсюда у мужиков пошла вот эта фишка, когда заглавный трек с каждого альбома они сочиняют будто осознавая себя батями, то есть как бы создают эдакий гимн жанру, текст которого наполнен повествованием о культуре, комьюнити и собственной крутости, а структурно же композиция выходит весьма простецкой, но очень агрессивной и броской. Так и с этого альбома одноименная вещь - ещё один мощный концертный шлягер в копилку, да и сам альбом вышел весьма достойный и вполне радующий самим фактом камбэковости.
С тех пор и по сей день группа не распадалась, но кадровые перестановки все же на этом не прекратились. В 2010 году команду покидает Губбельс, а ещё через четыре года и сам Багхус, оставив ван Друнена за главного. Вот так Асфикс за пару десятков лет постепенно заменил весь оригинальный состав, тем не менее оставшись на плаву и в поздней своей инкарнации став очевидно привязанным к имени Мартина ван Друнена, который является частью состава группы хоть и классического и самого известного, но всё-таки не изначального.
Последним альбомом, на котором успел отстучать Багхус, был "Deathhammer" 2012 года. И, пожалуй, это был лучший релиз новейшего Асфикса - ничего революционного и неожиданного, просто здесь группе удалось весьма сильно приблизиться к уровню своей же классики 90х. Вещь вышла настолько убедительная, суровая и серьезная, что и не стыдно поставить её следующей в списке после тех самых релизов золотой поры, а для столь возрастных команд, тем более пребывающих на этапе реюниона, это большая редкость.
Ну и, конечно же, опять отличилась заглавная телега, звучащая как специально написанный для скандирования лайвом прямолинейный громогласный гимн. В тексте же ван Друнен жёстким диссом проходится по современным представителям дэт-метала, обвиняя их в никчёмности и бездарности, и провозглашает миссию группы в том, чтобы очистить скатившуюся сцену от этих жалких абоминейшанов. Что тут скажешь, за такое - только моё почтение.
Да и в дальнейшем ван Друнен сотоварищи тоже не ударили в грязь лицом. С 2014 года группа сохраняет стабильный состав, в котором на данный момент было записано ещё два полноформатника - "Incoming Death" 2016 года и "Necroceros" 2021. Видимо, отсутствие конвейерных темпов позволяет поддерживать некоторую планку. Но основной командой творческая деятельность бывших и настоящих участников Asphyx не ограничивается.
Во-первых, в 2014 году Багхус и Дэниелс возродили свой старый проект Soulburn, причем первый покинул коллектив через несколько лет, а второй вполне успешно состоит в нём до сих пор. И в этой своей инкарнации Soulburn уже по-настоящему самостоятельная группа, не имеющая никакого отношения к Asphyx, в том числе в музыкальном плане. После реюниона и доукомплектования состава они принялись записывать альбомы в духе мрачнякового и вполне современного блэк-дэта, в своей стилистикой никак не отсылающего к отцовской группе.
Во-вторых, неугомонный Мартин ван Друнен, после ухода из Асфикс не занимавшийся никакой музыкальной деятельностью втечение пятнадцати лет, за это время, видимо, изголодался по добротному дэт-металу и параллельно с возвращением в основной коллектив вписался в состав новой группы Hail of Bullets, организованной другими ветеранами голландской дэт-сцены. Эта команда благополучно просуществовала несколько лет, успев издать три полноформатника.
Ещё один проект, очевидно связанный с Асфикс, получил название Grand Supreme Blood Court. И если посмотреть на его состав, то тут знакомые все лица: замеченный в тех же Hail of Bullets басист Тео ван Эйкелен, нынешний басист Asphyx Алвин Зуур (здесь задействованный как гитарист), а так же наша любимая троица - Багхус, Дэниелс и ван Друнен - встретившаяся здесь в полном составе впервые с начала 90х.
Единственный на данный момент полноформатник этого проекта был озаглавлен "Bow Down Before the Blood Court" и вышел в 2012 году. Из чего-то своеобразного здесь только концептуальная лирика релиза, но в музыкальном плане что же могло получиться у такой замечательной компании? Конечно же очередной, абсолютно узнаваемый альбом Asphyx для тех, кому дискографии основной группы недостаточно.
Ваннес Губбельс же вернулся в свою изначальную команду Pentacle, где успешно обретается до сих пор и периодически записывает альбомы. В общем, все основные герои данного выпуска так или иначе при деле, в чём и остаётся лишь пожелать им успехов и долгих творческих лет. Такова была длинная, переплетённая и занимательная история легенды голландского дэт-метала.
Обязательно к прослушиванию:
The Rack (1991), Last One on Earth (1992), Asphyx (1994), Soulburn - Feeding on Angels (1998)
Дополнительно:
Embrace the Death (1996), On the Wings of Inferno (2000), Deathhammer (2012), Grand Supreme Blood Court - Bow Down Before the Blood Court (2012)