Наша весенняя поездка в Дагестан включала в себя обязательное посещение жемчужины всего Кавказа - Сулакского каньона.
Сулакский каньон - это самый глубокий каньон в Европе и один из самых глубоких в мире. Его протяжённость составляет 53 километра, а глубина достигает 1920 метров.
Расстояние от Махачкалы до каньона по автомобильной дороге составляет около 100 километров. Дорога очень живописная и проходит, в том числе, вдоль Чиркейского водохранилища.
Рано утром 29 марта 2024 наша дружная компания выдвигается в путь. Везёт нас водитель Расул, с которым я заранее обговорила время и стоимость поездки.
Очень быстро дорога из Махачкалы уходит в горы и примерно через 1,5 часа мы делаем остановку на смотровой площадке.
Перед нами великолепный вид на заснеженные горы и Чиркейское водохранилище:
Загон с верблюдами заинтересовал меня не меньше водохранилища:
Чиркейское водохранилище - это искусственный водоём в Дагестане, образованный на реке Сулак в результате строительства Чиркейской ГЭС:
Строительство плотины Чиркейской ГЭС было начато в 1970 году, заполнение водохранилища закончено в 1974 году.
Доезжаем до плотины Чиркейской ГЭС.
Виды впечатляющие:
Это самая мощная гидроэлектростанция на Северном Кавказе, имеющая вторую по высоте и самую высокую в России арочную плотину. Как я понимаю, с электричеством в Дагестане точно проблем нет.
А это река Сулак, запертая в каньоне:
Наконец-то мы на смотровой площадке в пгт Дубки, с которой открывается великолепный вид на каньон:
Мы с мужем уже посещали Сулакский каньон осенью 2022 года, а вот друзья видели эту красоту впервый. Но в этот раз моей целью был не осмотр каньона с высоты, а прогулка по его водам на быстроходном катере. Наш водитель, пока мы были в дороге, договорился с владельцем катеров и нас уже ждали к назначенному времени.
Но впереди у нас ещё один объект для посещения - туристический комплекс "Пещера "Нохъе"".
Штольни-пещеры искусственного происхождения: они были прорублены в 70-х года XX века при строительстве арочной плотины Миатлинской ГЭС. После завершения строительства гидроэлектростанции местные жители в них держали в пещерах скот, а потом и вовсе забросили. Не так давно было принято решение сделать из пещер туристическую достопримечательность: проходы в штольнях были расширены и соединены между собой подвесным мостом, расположенным на высоте 60 метров над рекой Сулак. Возле входа в комплекс были оборудованы смотровые площадки и открыто кафе с видом на Миатлинскую ГЭС:
Стоимость входа на территорию туристического комплекса - 500 рублей с взрослого посетителя.Туристам возле кассы выдают каски.
По узким переходам и настилам движемся в сторону первой пещеры:
Сама пещера не удивила, а вот общий вид на мосты произвёл неизгладимое впечатление:
Виды на каньон на обе стороны:
Для любителей пощекотать нервы есть и экстремальные развлечения: зип-лайн — 250-метровый скоростной спуск по ущелью на стальном канате, а также «тарзанка». Мы от экстрима отказались: всё-таки инстинкт самосохранения работает.
После посещения комплекса возвращаемся к машине. Ещё десять минут в пути и мы останавливаемся у парка развлечений "Главрыба".
Пересаживаемся на внедорожник и по труднопроходимой грунтовой дороге направляемся к причалу катеров. Впереди нас ждёт увлекательная и экстремальная речная прогулка.
Проехать к причалу на нашей машине невозможно: водителю необходим специальный пропуск, ведь дорога проходит через территорию режимного объекта - гидроэлектростанции. Стоимость катания на катере, включая заброску к причалу и возвращение к нашей машине, составила 10000 рублей за всю компанию из четырёх человек.
Переезжаем на другую сторону Сулакского каньона и останавливаемся на смотровой площадке:
Дорога узкая и извилистая. Ехать до причала катеров не менее 30 минут.
Наконец-то мы на месте:
Ждём посадки на катер, подкармливаем местную живность:
Занимаем места поудобнее...
и поехали. Вернее полетели!
Фото на память:
В предвкушении скорости и адреналина:
Наш капитан не подвёл: скорости и острых ощущений нам хватило с головой:
Небольшие остановки для любования природными красотами:
Выходили мы с катера, опьяненные скоростью. Чистый, деткий, абсолютный восторг. За 40 минут катания я испытала всю гамму чувств: страх, радость, изумление. Нам очень понравилось. Я бы непременно повторила!
Впереди нас ждала долгая дорога домой, ужин и яркие сны, наполненные красками и солнцем.