Найти тему

Сектор газа история группы: все тайны, хой мог жить дальше, колхозный панк

Сектор Газа. Советская российская рок-группа из Воронежа, основанная в 1987 году, музыкантом, вокалистом и автором песен Юрием Клинских. Более известным под всевдонимом Юра Хой.

Родился Юра в семье инженера воронежского авиационного завода Николая Клинских и его супруги Марии Клинских.

Юра рано узнал о существовании западной рок-культуры, так как в семье Клинских часто звучал рок-н-ролл. После этого он решил самостоятельно освоить гитару. Отцовские уроки не прошли даром, поэтому Юра начал сочинять стихи, из которых потом стали появляться его первые песни.

Чуть позже, по окончанию Воронежской средней школы номер 30, выпуск 1981 года, работал на заводе и параллельно учился на водителя ZIL 130. До армии познакомился с будущей женой Галиной, служил на Дальнем Востоке в Благовещенске в танковых войсках. Эти годы явно не прошли для Юры даром. После службы в армии Юрий работал пять лет инспектором ГАИ. Да-да, именно так. По воспоминаниям современников Клинских выписывал штрафы всем провинившимся, вне зависимости от статуса и чина, за что и получал выговоры от начальства.

В свободное время он играл на акустической гитаре и писал песни, увлекался просмотром фильмов ужасов, а также чтением мистической литературы, что стало одним из источников вдохновения в дальнейшем.

После открытия в 1987 году воронежского рок-клуба стал его завсегдатым, настоящим рок-н-ролльщиком. 5 декабря в клубе состоялся концерт, на котором Юрий исполнил несколько песен собственного сочинения.

«Я первое стихотворение написал еще в школе, помню про весну там что-то. Потом до армии на гитаре научился играть и пытался что-то сделать, но песни были примитивные, про любовь, всякая такая мелочь. Когда открылся Rockloop, я посмотрел на самодеятельные коллективы, мне не нравилась их беднота в темах, помню о мире что-то там пели, о любви, о чем-то таком непонятном. И я решил тряхнуть стариной. Это всем понравилось, и так всё и пошло.»

Название группы пошло от индустриального левобережного района Воронежа, названного в народе в шутку «сектором газа» из-за обилия дымящихся заводов. В этом районе также находился Воронежский рок-клуб.

«Ну, это чисто такое местное название Воронежа, где рок-клуб, которому мы принадлежали, он находился в очень задымленном районе, и я его так прозвал «сектор газа». И мы в этом клубе постоянно играли, а так как я жил там неподалеку в этом районе, группу я назвал также. Сектор Газа. Чисто местное название. Я ведь не думал тогда, что мы так раскрутимся. Я думал, что мы поиграемся, и на этом всё закончится.»

В этом районе также была активная криминогенная ситуация, что нашло яркое отражение в текстах песен группы. Первое время сектор газа состоял фактически из одного Клинских, выступавшего сольно с гитарой и единожды с бас-гитаристом другой группы Михаилом Финком.

Первый постоянный состав образовался не 27 декабря 1989 года, как указывают многие источники, а в июне 1988 года, когда к Юрию Клинских примкнул барабанщик Олег Крючков и бас-гитарист Семен Титиевский. В качестве гитариста коллективу также присоединился некий Макс, который отыграл 5-7 концертов, а затем пропал. И на его место пришел Сергей Тупикин.

Группа выступала в местном рок-клубе и быстро стала его зрителем. Кстати, псевдоним Юра Хой или просто Хой появился совершенно случайно. Выступая на сцене рок-клуба или находясь там в качестве зрителя, Юрий часто произносил известный сэдипанков клич. Позднее, когда городская популярность сектора газа набрала обороты, в квартиру Юрия часто стали названивать некие незнакомые люди, которые спрашивали «Хой?» «А Хой дома?».

С 1988 по 1990 год сектор газа выступал на одной сцене с приезжавшими в Воронеж командами, такими как «Постоянство памяти», «Звуки Му», «Гражданская оборона» и «Коллектив дети».

В апреле 1989 года группа получила приглашение выступить на третьем фестивале рок-клуба в Череповце. Выступление состоялось в ДК Строитель. Годом ранее перестала существовать воронежская рок-группа Faeton, на репетиционной базе которой осталось кое-какое оборудование для звукозаписи. Таким образом экс-участник группы Андрей Дельцов, который был в ней гитаристом и отвечал за звук, оказался в роли звукорежиссёра, и львинная доля местных рокеров стала записываться у него.

Летом 1989 года Сектор записал в его студии при имени 50-летия октября магнита альбомы «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». В разгар записи Сергея Тупикина на гитаре сменил Игорь Кущев. Впрочем, из-за низкого качества записи данные альбомы так и не получили широкого распространения.

Позже для исполнения женских вокальным партий к написанным песням Юра искал вокалистку, поэтому по рекомендации Игоря Кущева была приглашена Татьяна Фатеева. Весной 1990 года Сектор Газа записал в профессиональной воронежской студии Black Box у того же уже небезызвестного Андрея Дельцова альбомы «Зловещие мертвецы» и «Ядрена вожь».

Для аренды студии Юрию пришлось продать собственный мотоцикл «Явох», остался без колес. Все вложил в музло.

Далее последовали концерты. И так как Татьяна фактически уже выступала с группы, она вошла в ее состав, выступала вместе с ребятами практически три года.

Песни Юрия Хоя, представляющие собой стилизованное описание жизни как социальных низов, так и провинциального рабочего класса, содержащие разговорную и ненормативную лексику, пользовались популярностью у многих. В то же время группа долгое время не имела возможности выступать за пределами Воронежа, участники ее были малоизвестны.

Интернета, как известно, тогда еще не было. На заре своего творчества Юрий создал себе образ бунтаря-одиночки и матершинника. Внешне он выглядел как один из представителей советского панка, и несмотря на то, что панки в СССР порой отличались друг от друга как по идеологии, так и по внешнему виду, все же классическим панком Хой себя никогда не считал.

«Панком я себя никогда не считал. Ну, может быть, в начале творчества чисто панкуха где-то и просматривалась. Я делаю то, что мне нравится. Каждый альбом музыкально разнообразен.»

На сцене он умел преображаться, там он был бескомпромиссным и жестким, а в жизни был добрым и веселым человеком, большой души, но в совокупности обладал мощной энергией и харизматичностью.

В середины 1990-х годов Юрий постепенно отходит осознанным им образом, несколько меняя стиль группы и кардинально свой. Вместо косухи, жилета из кожи, головет, рваных джинсов, старых майек, армянской обуви и прочей рок-атрибутики появляются дорогие туфли, брюки, рубашки и пуловеры. Юрий признавался, что помягчал с возрастом. Злость и глупость молодости уступили место уму и зрелости, относительно образа у него была оппозиция.

Меньше рассказывать о группе, поскольку отсутствие полной информации вызывает у слушателей больше ажиотаж, способствует тем самым разрастанию слухов и легенд о секторе газа. Между прочим, эта история дала свои результаты. Творчество сектора газа часто называли псевдо-фольклорными частушками или фольклорной пародией на устоявшиеся музыкальные жанры и песни про тёщу, и про пацанов, и про армию. В общем, всё нормально.

В 1997 году Артео Митроидский в беседе с Хоем и Надеждой Бабкиной называет секторовское творчество экстремальной, неформальной народной музыкой. И Хой соглашается с таким определением.

За время творческой деятельности Юрий побывал с гастероллями во многих городах России и за ее пределами тут и Беларуси, и Германия, и Израиль, и Казахстан, и Литва, и Молдавия, и Украина. Всеобщую известность сектор газа получил лишь в 1990 году после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрена вожь», который Юрий отправил в Москву с помощью своего знакомого, занимающегося распространением аудиопродукции.

В это же самое время коллектив замечает московский бизнесмен Фидель Симонов. К началу 1991 года группа получает возможность записать альбом ночь перед рождеством в Москве на студии «Мир».

Новоямленному администратору Фиделью приглянулась раскованность, манера исполнения и готовность ребят в любое время отправиться на гастроли, поэтому он выносил идею, как заработать на них немало денег, пустив несколько составов сектора по стране. Мягко говоря, хою и группу такое положение дело совсем не устраивало, так что в дальнейшем это послужило одной из причин прекращения совместной деятельности, не знали, как внешне выглядят участники коллектива, и, пользуясь этим, по стороне разъезжали многочисленные двойники, и под фонограммы группы давали концерты. Однажды в Москве Юрий Хоя стал очевидцем подобного безобразия. Он в ярости полез на сцену, чтобы разобраться с самозванцами, однако ничем, кроме его избиения, это не закончилось.

По результатам опроса продавцов музыкальных киосков Москвы, проведенного воронежскими корреспондентами, звукозаписи группы занимали лидирующие позиции по продажам. Сектор Газа впервые вошел в хит-парады и занял 18 место в рейтинге Комсомольской правды, а концу года занял прочное первое место.

В 1992 году Сектор Газа выпускает 6-й альбом «Гуляй, мужик». Параллельно выходу альбома идет жесткий гастрольный тур. Группа отыгрывает более 150 концертов за год. Это практически концерты через день.

В 1994 году группа выпускает 8-й альбом «Танцы после Порева». Альбом получился очень эстравагантным.

В 1994 году группа выходит на новый уровень качества музыки, выпуская панк-оперу «Кощей Бессмертной». Она сразу же входит в десятку хит-парадов страны. Музыкальные критики приисполняются уважением к сектору газа и называют его молодой, талантливой группой из глубинки.

Данный, уже девятый по счету альбом, был записан по мотиву русской народной сказки об Ивану Царевича и Василисе Прекрасной в вольной интерпретации. В нем присутствует повествование, а также исполнение арий действующими лицами. Музыка же к вокальным партиям была заимствована у западных групп и переарранжирована.

Спустя два года были начаты съемки видеоверсии сказки, однако по финансовым причинам так и не были закончены. Тем не менее, летом 2000 года планировалось доснять сказку, но реализовать до конца эту идею так и не удалось.

Начиная с 1996 года группа вступает в новую фазу. Хой несколько меняет стиль группы, многие тексты становятся более серьезными, с намеком на философскую направленность и даже лиричность. Нецензурных выражений уже практически не встретить, что ознаменовало собой новый этап в творчестве коллектива. Тем самым подведя итог пройденного пути, результатом этих экспериментов становится альбом «Газовая атака», в последствии оказавшийся перво-коммерчески успешным за всю историю группы.

«Мы занимали первом места по продажам, но я не знаю цифр, потому что в основном это пиратские кассеты. И мы получаем деньги лишь с тех лицензионных кассет, которые выходят в Москве. Вот за счет этого мизера мы и существуем. 99% наших кассет, которые можно купить по всей стране, они левые.»

В 1997 году группа выпускает альбом Наркологический университет миллионов, в котором слегка вернулась к стебу к бытовым темам. У Юрия возникает идея создать целиком мистический альбом в тяжелом рэпе. Однако планом его не суждено было сбыться. Из-за творческого кризиса он практически не работал над новыми песнями, а продолжил гастрольную деятельность.

Августовский кризис 1998-го года серьезно ударил по коллективу. Вскоре Хой сокращает состав группы до гитариста и клавишника. Чтобы заполнить творческую паузу, в июне 1998-го года композиции под названием «Баллады».

1999 год, как и предыдущий, выдался непростым. В полноценной работе над новым альбомом мешает очередной творческий кризис. В то же самое время группа активно гастролирует по стране и во второй раз посещает Германию. В конце года переиздаётся серия «Коллекция» комплектом из 11 альбомов в общей коробке, дополненной комиксом, нарисованным Дмитрием Самборшским, художником и дизайнером альбомов сектора газа.

Последний же альбом «Восставший из раны» был записан в 2000 году и вышел уже после смерти Хоя, который скончался 4 июня 2000 года. Альбом получился самым мистическим и тяжёлым за всю историю группы.

«Я всё это время стремился к тяжёлому звуку, просто технология не позволяла реализовать мои задумки. И я не въезжал, что и как нужно сводить. Все же на попсе были воспитаны».

В своих песнях он старался учитывать события общественной и личной жизни, поступки людей, повседневные бытовые ситуации и при этом порвой используя абсентную лексику или проще говоря мат.

«А вообще к нашим песням надо относиться с определенной долей иронии. Мы поем о людских пороках, которые реально существуют, но многие люди боятся в этом признаться, а мы им раскрываем глаза и тычем морду во всю эту грязь. Такая своеобразная терапия получается. Мы, конечно, не ангелы, но и не какие-нибудь грязные скоты.»

Сам Юрий Хой особо не жаловался на то, что не состоит в рок-тусовках, его мало узнают в лицо. В одном из интервью он прокомментировал это следующим образом.

«Я вообще рад, что меня никто не знает в лицо. Мне от этого ни лучше, ни хуже, мне от этого денег больше не прибавится, но зато я живу спокойно, легко».

25 июня 2000 года Юрий Клинских последний раз выходит на сцену. Это происходит в Москве. Он выходит один. Так же как и в самом начале карьеры. Начинает петь демобилизацию. После первого куплета минусовка неожиданно обрывается. После второй попытки происходит то же самое. Юрий так и не смог закончить выступление. По сути это было прощание со сценой.

Спустя 10 дней Юрия не стало. С его смертью заканчивается целая эпоха. Сколько бы ни прошло времени, мы до сих пор слушаем эти записи, и у Юры остались две прекрасных дочери, которые, насколько я понимаю, продолжают дело отца, ну, старшая так точно. Поэтому хотелось бы пожелать им успехов и крепкого здоровья, и поблагодарить за то, что их батя творил очень важную и очень нужную для многих нас музыку, на которой мы все выросли.