В жизни мы часто ставим перед собой цели, которые кажутся нам желательными и полезными. Однако, иногда при их достижении мы неожиданно сталкиваемся с негативными последствиями, которые не дают достичь цель или разрушают всю пользу от её достижения («Хотелось как лучше, а получилось как всегда»).
Логическая модель самовредительской задачи: «При достижении цели А средством Б появляется негативное событие В (или цепь событий), которое негативно отразится на цели А сразу или потом».
Пример:
Чтобы выглядеть симпатично, нужно
1. Цель А: похудеть на 10 кг.
2. Средство Б: жесткая диета с ограничением калорий.
3. Негативное событие В: развитие пищевого расстройства и потеря здоровья (цепь событий).
4. Влияние события В на цель А: потеря здоровья негативно влияет на внешний вид и общее самочувствие, что делает достигнутое похудение менее значимым или даже бессмысленным.
Существует несколько типов самовредительских задач:
I. Задачи с отложенным негативным эффектом.
Негативные последствия достижения цели или выбранного средства ее достижения проявляются не сразу, а через какое-то время. Это может сделать их менее очевидными и более опасными.
II. Задачи с неявным негативным эффектом.
Негативные последствия могут быть не явными и не осознаваться человеком. Это может привести к тому, что он будет долгое время стремиться к цели, не понимая, что стремление к этой цели или выбранные средства ее достижения наносят ему вред.
III. Задачи с непропорциональным негативным эффектом.
В этом случае негативные последствия могут быть значительно более серьезными, чем сама цель.
Решение самовредительских задач может привести к инновациям.
Однако, в драматургии все наоборот: именно самовредительские задачи порождают конфликты, что делает сюжеты увлекательными. Чем хуже герою, тем интереснее зрителю или читателю. Например, Колобок использовал одно и то же средство борьбы с оппонентами без учета, что оппонентом может оказаться лиса.