1941-1942 годы
Брянская область
Семёнов Серафим Иванович, 1903 года рождения, сын бывшего купца и члена Городской Управы г. Брянска, к началу Великой Отечественной войны являлся членом ВКП(б) и работал в Луганском районе Житомирской области*. С началом военных действий Серафим Иванович получил задание от руководства Луганского районного комитета партии остаться на месте в качестве командира создаваемого партизанского отряда.
Однако, вопреки заданию партии, Серафим после оккупации Луганского района немцами бежал оттуда, бросив тех, кто должен был входить в партизанский отряд.
15 октября 1941 года, когда Брянск был оккупирован немцами, Серафим прибыл в город Брянск, в дом своего брата Олега. На тот момент Олега в Брянске не было.
Олег Семенов, младший брат Серафима, 1909 года рождения., находясь в Красной Армии на должности начальника связи 325–го артиллерийского полка, в сентябре 1941 г. в районе города Золотовска попал в окружение. Из окружения Олег выходил переодетым в гражданское платье. По пути следования, в Полтавской области, был задержан немцами и отправлен в спецлагерь, откуда бежал на вторые сутки пребывания в нём (со слов Олега). Добрался домой в Брянск. Здесь застал у себя в доме своего брата Серафима.
Сначала братья намеревались пробираться в Москву, но посовещавшись, остались в Брянске, решив работать в каком—либо местном партизанском отряде (Интересно. Серафим, мог быть командиром партизанского отряда, но сбежал, а тут вдруг возжелал сотрудничать с партизанами).
Их решение, вероятно, было связано с началом наступления Красной Армии под Москвой, когда жители Брянска со дня на день ждали прихода своих.
20 ноября 1941 года Серафим и Олег Семёновы через своего племянника Василия Семёнова связались с Брянским городским партизанским отрядом, в который входил Василий, незадолго до этого бежавший из немецкого плена.
По решению командира отряда Серафим и Олег остались в Брянске, где выполняли различные поручения командования отряда.
В феврале 1942 года партизаны готовили взрыв Брянской городской Управы. Операция провалилась. По городу прошли аресты. Серафим и Олег были арестованы гестапо**, но 1 марта сбежали из Брянской тюрьмы.
В городе оставаться после побега они не могли, а потому отправились в лес искать партизан Брянского отряда. Но как-то оказались в другом районе: не там, где действовал Брянский партизанский отряд, а там, где действовал Орджоникидзеградский партизанский отряд тов. Виноградова. Четвертого апреля братья были задержаны партизанами данного отряда.
После допроса братьев командир отряда товарищ Виноградов пришёл к выводу о необходимости расстрела задержанных. Но вмешались сотрудники Орловского Отдела НКВД Суровягин и Недосекин. Они предложили использовать братьев, как агентурных разведчиков.
Выполнять свое агентурное задание Серафим и Олег по подложным документам были посланы Суровягиным и Недосекиным опять в Брянск, где, навербовав агентуру, работали в качестве резидентов Орджоникидзеградского партизанского отряда.
18 июня 1942 года Серафим и Олег вновь были арестованы гестапо*. Несмотря на то, что в гестапо быстро установили подложность их паспортов, братьев спустя 15 дней выпустили на свободу, и они в тот же день ушли в лес, в партизанский отряд тов. Дука.
И что вы думаете… В конце июля 1942 года тов. Дука назначает Серафима своим заместителем по разведке и передаёт на связь обоим братьям почти всю агентуру отряда по Брянску.
Вскоре после этого по району Брянска последовали массовые провалы агентуры партизан. Подробно об этом в следующей публикации.
(Источник: «Докладная записка. О частичном провале агентурной сети в городе и на ж.—д. узле Брянска». Приведена в книге Попова А.Ю.)
* вот иллюстрация того, что далеко не все «чуждые по происхождению» всяко-разно «задвигались» и «репрессировались»
* так в документе, на самом деле гестапо действовало только на территории Германии