Святой Георгий, что мы знаем о нем?
Святой принял мученический венец в 303 году нашей эры. Что первое приходит на ум, когда мы вспоминаем его? Конечно, представляем во всем величии, на коне и, обязательно, поражающим змея. Ведь святой - змееборец, защитник добра и победитель зла.
Так сложилось, что именно змей, с раннехристианских времен, иконографически является олицетворением диавольских сил. Для нас христиан, именно змей – символ коварства и зла. Символ князя тьмы.
А на Руси святого почитали как покровителя воинов, земледельцев и невест. И не просто так Георгий Победоносец изображен сегодня на гербе Российской Федерации, Москвы и еще нескольких российских городов.
Вернемся к преданиям. Георгий служил в армии римского императора Диоклетиана, который правил с 284 по 305 годы. Когда в Риме начались гонения на христиан, Георгий, происходивший из богатой семьи, раздал все свое наследство бедным.
Несмотря на выдающуюся службу, в 303 году, за исповедание христианства, Георгия казнили, после жестоких пыток. По версии византийских писаний, молитвы помогали святому пережить восьмидневные пытки. Например, копья стражей ломались, а раны исцелялись… и яд и огонь не вредили ему.
Подобные иконы, где святой побеждает змия, начали писать с X–X веков на родине Георгия - Каппадокии. Основой для такого изображения служат следующие строки:
«стерл еси главы змиев в воде: ты сокрушил еси главу змиеву» (Пс. 73: 13–14).
Каждая икона нам повествуют о чем-то. Так и этот образ «Чудо Георгия о змие» имеет свой рассказ и показывает нам битву между добром и злом. На иконе два противоборствующих образа и мы аналитически сопоставляем их друг с другом. Мы видим, как святость великомученика Георгия просвечивает сквозь его лик. Так в человеке открывается образ Божий. Этот лик есть носитель небесной красоты и чистоты.
В противоположность светлому лику иконописец пишет «маску» змия. Его личина не скрывает от нас внутреннюю пустоту и скрытую диавольскую ненависть к человечеству.
Предисловия образа такова: Георгий спас ливанскую царевну Елисаву от «змея». Как в более позднее сложенных сказках, принц спасает принцессу от дракона, который наводил ужас на весь ливанский народ.
Правил в те годы городом царь и был он идолопоклонником. Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему. А царь, не сочувствуя, предложил выход из ситуации. Он решил, что лучшим решением будет составить список горожан и по очереди отдавать детей на растерзание змею. Но пообещал, когда придёт его очередь, отдать на смерть… свою дочь.
Долго ли коротко ли, но сложилось так, что пришлось и царю исполнить своё обещание, он «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и отправилась царевна к змию.
В этот момент появляется наш святой. Он увидев плачущую царевну, спросил о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», он пошел на змия, потрясая копьем».
В некоторых вариантах преданий змий был поражён силой молитвы святого, а затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город.
Народ был удивлён возвращением царевны, и увидев змея, в испуге разбежался.
Георгий же обратился к ним со словами:
«Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье своё».
А царь, выйдя навстречу ему, спросил:
«Как зовут тебя, мой господин?»
Святой же ответил: «Георгием зовут»….
И тогда воскликнули люди все:
«Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух».
Георгий после этого, обезглавил мечом змея, труп его жители вынесли за город и сожгли. Именно это чудо способствовало обращению местных жителей в христианство. Многие приняли крещение после этого, по преданию в разных списках от 25 000 до 240 000 человек, а в городе построили церковь в честь Богородицы.
Конечно, у этого сказания о житии Георгия есть и символическое толкование. Царевну в нём представляют как церковь, а змей — это аллегория язычества. И даже аллегория диавола. И убив чудовище, Георгий избавил христианскую церковь от язычников, а также защитил от бесовских сил.
Теперь, подробнее об иконографии: в центральной части иконы всегда изображен Георгий. Он на белом коне, в доспехах и плаще, с копием в руках. По Дионисию Ареопагиту, образ коней всегда означает «покорность и послушность, причем белые указывают на светлость и как бы особую родственность божественному свету…»
По учению святых Отцов, у бесов остается свобода воли, дарованная Творцом людям и ангелам. Есть такая свобода и у змия, но использование этого дара отразилось на нем самым уродливом образом. Это не те змеи, которых мы видим сегодня. Иконописцы показывают нам на своих образах и крылья, и голову, и ноги, но все это искажено в змие до уродства. Его крылья изображают не ангельскими, они как у летучих мышей, голова же звериная. Есть и ноги, но они у него превратились в лапы.
На многих иконах святой Георгий поражает змия копьем в пасть. И это неспроста, ведь духовное предназначение рта – возвещать Слово Господне, но пасть змея только для богохулений и лжи. Вот Георгий и бьет в самую сердцевину зла – в пасть из которой по-адски торчит огненно-кровавый язык. Георгий побеждает в этой схватке молниеносно и он не ломает копье, как часто бывает в таких схватках, а побеждает с первого раза, потому что побеждает не столько своей силой, сколько Божией.
Стоит отметить, что образ «Чудо Георгия о змие» принадлежит к числу самых популярных сюжетов древнерусской иконописи. И русская душа, всегда сочувствует Царевне, что стоит у ворот города, в ожидании спасения. Любой бы из нас был напуган происходящим. А из башни дворца за чудом наблюдают царь, царица и верноподданные.
Не знаю, что ответить на вопрос: «Георгия о змие»… Все таки это миф или реальность? Этот вопрос больше о нашей вере. А верите Вы или нет, решать Вам.
☦️Святый Отче Георгие, моли Бога о нас!