Что создаёт идеального антагониста? И что вообще это понятие значит?
В своём привычном значении, антагонист - это сила противодействия, препятствующая главному герою истории в достижении его целей. В хороших произведениях, антагонист - это, в том числе, точка роста для главного героя, рубеж, за которым находится лучшая версия последнего.
К сожалению, большое количество авторов, порой, забывают об одной отличительной особенности этого понятия. Антагонист - это противник. Противник, но не обязательно злодей.
В современной поп-культуре полно примеров отлично написанных антагонистов разного толка: рациональный Танос из киновселенной Marvel, Нолановский Джокер, воплощающий чистый хаос, Балдр и Один из перезапуска серии игр «God of War» и так далее. Недостатка в крутых плохишах, в целом, не наблюдается, то тут, то там возникает кто-то новый, неоднозначный и классно написанный/сыгранный. Но существует отдельная категория антагонистов, которая пребывает в абсолютном меньшинстве. А находится она в таком состоянии исключительно из-за того, что написать такого персонажа - это либо великий труд, либо великая удача, тут уже всё зависит от автора.
Если вы знакомы с японской анимацией и видеоиграми последних лет, то вы прекрасно понимаете, о ком я говорю: Датч ван дер Линде, Гриффит, или, если не ходить далеко, Пэйн. Лучше всего их «злодейские» арки можно описать как «падение». Это - в прошлом прекрасные, сильные люди и, часто, выдающиеся лидеры. Они знали чего хотят, знали где искать тех, кто хочет того же самого и, что не маловажно, знали как их к этому привести. У тебя есть возможность наблюдать за ними в расцвете сил и НЕ восхищаться ими просто невозможно. Точно так же, как невозможно равнодушно смотреть на их трансформацию, падение и затем (в большинстве случаев) трагический финал. Под весом амбиций, в пылу всепоглощающей ярости или подгоняемый хлёсткими ударами прямиком из прошлого, герой теряет лицо. Теряет поддержку. Теряет ориентиры. А затем безвозвратно теряет себя.
Сугуру Гето - идеальный пример «падшего» героя.
Он - образец того, как ОДИН неудачный поворот событий может привести тебя и окружающих к трагедии и катастрофе.
Гето - персонаж вопреки. Следите за руками:
- Сильнейшие маги - это выходцы из магических семей? Гето становится одним из двух «сильнейших», будучи ребенком обычных родителей.
- Фамильные техники (магия) отточены поколениями и дают преимущество? Окей, Гето с рождения получает редкую проклятую технику, которая потенциально дарует ему буквально безграничный потенциал и бесконечный источник энергии.
- Пользователи похожих техник плохи в боевых искусствах? Только не Гето, который тратит месяцы на улучшение навыков рукопашного боя в перерывах между освоением своей и без того сложной техники.
- Быть одним из «сильнейших» в 16? От такого кому угодно сорвало бы крышу. Кому угодно, но не Сугуру, который еще и умудряется держать в узде неуправляемого «избранного», Сатору Годжо, и, с переодическим успехом, наставлять его на верный путь.
Все карты - и те, что Гето имел «на руках», и те, что «лежали на столе» - были против него. Но несмотря на это, он смог забраться на ту самую вершину, с которой одиноко и задумчиво глядел в будущее Сатору Годжо, его лучший и единственный друг.
При первом знакомстве с историей, может показаться, что Сугуру сломался внезапно, пережив трагедию потери подопечной Рико и, в последствии, узнав, кто за ней стоит. Но трещины в его убеждениях и личности образовывались постепенно и задолго до этого трагического дня. Задолго до того, как сам Сугуру смог это почувствовать. Техника Гето позволяет ему поглощать проклятых духов. При её использовании проклятие превращается в шарик, который Сугуру буквально съедает, тем самым добавляя проклятие в свой арсенал. Эта техника - его главный инструмент в борьбе с проклятиями и выполнении своих обязанностей как мага. Обязанностей, которые Сугуру яростно защищает, например, в перепалке с тем же Годжо:
Годжо: «А нужен ли вообще занавес*? Без разницы же, заметят ли происходящее обычные люди или нет, так ведь? Они всё равно не видят ни проклятий, ни проклятых техник.»
Гето: «Само собой, если они увидят происходящее - это плохо. Лучший способ избежать крупного всплеска появления проклятых духов - это сохранять спокойствие населения. И ещё..»
Годжо: «Да, да, да, я понял.. Приглядывать за слабаками такая морока, честное слово…»
Гето: «Выживание слабейших. Так должно работать общество. Слабые помогают друг другу и держат в узде тех, кто слишком силён, Сатору. Магия существует, чтобы защищать немагов.»
Годжо (ехидно): «И это твой аргумент? Ненавижу морализаторство.»
(*Занавес - это непроницаемый барьер, который скрывает от глаз простых людей происходящее за ним, чтобы горожан не пугали невидимые для них монстры, крушащие здания. А суть спора в фундаментальной механике рождения проклятий (монстров) в мире Магической Битвы, которые появляются из негативных эмоций людей. Поэтому чем спокойнее живёт население, тем меньше проклятий)
И при этом всём, имея столь идеалистический моральный компас, и пытаясь обосновать и оправдать каким-то образом наличие у себя такой серьёзной силы, просто посмотрите как сам Гето описывает процесс поглощения проклятий, то есть работу его главного инструмента:
«Изгоняй, поглощай. Изгоняй, поглощай. Снова и снова. Никто не знает, каковы на вкус проклятия: словно глотаешь грязную тряпку, которой вытирали дерьмо и блевотину. Изгоняй.. Поглощай..»
А теперь представьте, что вы делаете это пол жизни, занимаясь при этом самой опасной работой на свете, но никто из тех, кого вы защищаете, никогда об этом даже не узнает. Так же как никто не узнает, сколько молодых ребят школьного возраста погибает каждый день выполняя ту же самую работу. Никто не узнает, что среди них, почти всегда, были ваши друзья. Например, Хаибара. Хаибара любил Колу и девушек с хорошим аппетитом. А потом из-за бюрократической ошибки, его отправили на задание, которое ему было не по плечу и там его выпотрошил проклятый дух. И теперь Хаибара ничего не любит. Он не расскажет своей девушке, как ему нравится сладкое или её хороший аппетит. Хаибара мёртв. Он погиб защищая простых людей, таких же, как те, что организовали проплаченное убийство маленькой девочки. Всё ради высшей цели, прямо как у самого Гето. И чем больше он смотрел на этих людей, тем чаще задавал себе вопрос:
«Заслуживают ли эти люди, трусливые, слабые, озлобленные и жестокие, того, чтобы их защищали такие, как он?»
Почему кто-то из этих людей считал, что можно застрелить ребёнка, который даже толком не осознавал собственного потенциала? Почему они сажают маленьких девочек в клетки и издеваются над ними, обвиняя их в «колдовстве», хотя даже толком не могут объяснить, что имеют ввиду? Почему тот же Хаибара должен был умереть, что бы могли жить ЭТИ люди?
Люди..? Нет...
Мартышки...
Так Сугуру Гето из идеалиста-борца, который отстаивал право слабых быть слабыми не в ущерб себе, превращается в психопатичного террориста. Его план прост: проклятия появляются из-за того, что немаги не могут контролировать свою мизерную проклятую энергию и неосознанно выделяют её в мир. Вывод? Правильно. Избавиться от всех немагов. Этим решением он, сознательно, преследует благую, на его взгляд, цель: избавить мир от проклятий. Цена вопроса его не беспокоит вообще. Отсюда вытекает подсознательная сторона его действий: его стремление очистить мир от духов любыми средствами извращается и трансформируется в открытую ненависть к немагам, которых он клеймит "мартышками" и без всякого зазрения совести использует, калечит и убивает.
Маги должны быть лучше, выше низменных предрассудков, от которых страдают люди. Они боятся и злятся просто потому что не видят всей картины и задача мага - помогать немагам выживать в мире, где у них нет и не будет преимущества. Так считал Гето. Он был открыт и расположен к людям, пускай и с некоторой долей отстранённости и превосходства. Он был готов прожить жизнь, защищая их безвозмездно, но оказался совершенно не готов к тому, что они на самом деле из себя представляют. Это его и сломало.
Ирония и трагизм падения Сугуру заключается в том, что он, сам того не замечая, превращается в того, кого так ненавидит. В человека. Уязвимого, ведомого исключительно болью из прошлого и злобой. В такого же человека, какими были те, кто оставил на его огромном сердце незаживающие раны.
И за мгновения до смерти от рук своего лучшего и единственного друга, слыша из его уст тёплые слова, Гето не может поверить своим ушам. Только не после всего, что он сделал. И, словно признавая окончательность своей трансформации в «человека», ему хватает сил лишь горько ухмыльнуться и выдавить из себя:
«Хотя бы прокляни меня напоследок..»