Поездка, о которой я расскажу в нескольких публикациях, была нашим первым опытом отмечать Новый год не дома, а в каком-нибудь новом городе. Эту традицию придумала моя родная сестра (для неё это была уже не первая такая поездка), а часть родственников и друзей приняла её. В этот раз мы отправились в компании из 6 человек. Кроме нас с женой и родной сестры, были двоюродная сестра и друзья. Мы заранее забронировали апартаменты и 29 декабря 2017 года отправились с Ленинградского вокзала в новогоднее путешествие. Прибыли мы на следующий день. Заселившись в квартире (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/65f87bba9dab3424f38b2075) и слегка отдохнув, мы сразу же отправились в первую вылазку в Печоры. Это небольшой городок на северо-западе Псковской области.
Основной целью здесь было посещение Псково-Печерского монастыря. Свято‑Успенский Псково‑Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо‑западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова. Общепризнанной исторической датой основания Псково‑Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева‑Ливонского (ныне г. Тарту).
Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев. Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20‑е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево‑Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения.
В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери "в житии". Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских "торговых людей" Василия и Феодора. В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма. К концу 20‑х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево‑Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей. Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.
Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной привлекала множество богомольцев; некогда убогое место пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково‑Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо‑западной Руси.
Летом 1581 года стотысячная польско‑литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости‑монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. 29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две‑три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: "Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления".
В начале ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах. В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили пять бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.
В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 год) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково‑Печерского монастыря. В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери "Успение" и "Умиление", хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал‑фельдмаршала П. Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827 годы).
В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре после революции 1917 года было непросто. В окрестностях бесчинствовали банды дезертиров с фронта, часто они заходили и в монастырскую ограду, в монашеские кельи с целью грабежа и разбоя. Из пулемета, например, сбили двуглавого орла над Святыми вратами обители. В 1920 году по Тарусскому мирному договору город Печоры, а с ним и Псково-Печерский монастырь, на целых 20 лет стал территорией буржуазной Эстонской республики, что сохранило его от полного разорения и уничижения.
В 1940 году город Печоры вновь входит в состав России, в то время СССР. Начались попытки закрытия монастыря, но Великая Отечественная война помешала этим планам. Вступая в этот период, братия особую надежду возлагали на Небесную Игумению - Пресвятую Богородицу. Жизнь состояла из ежедневной молитвы и труда по сохранению монастыря. В обители совершались богослужения, оказывалась посильная помощь военнопленным и престарелым, поддерживалась в народе вера в Победу. Знамениями милости и заступничества Державной Божией Матери можно считать сохранение храмов и зданий обители от полного разрушения при авианалетах весной 1944 года. Старец Симеон (Желнин) с братией, рискуя своей жизнью, не дал немцам вывезти из Успенского собора чудотворные иконы Божией Матери "Успение", "Умиление" Псково-Печерскую и другие образы. Ниже фото некоторых разрушений в монастыре после войны.
После освобождения Печор от немецко-фашистских захватчиков 11 августа 1944 года в обители начались восстановительные работы. В состав братии вошли многие участники Великой Отечественной войны, которые благодаря Державной Покровительнице обители Пресвятой Богородице и своему мужеству отстояли Псково-Печерский монастырь в годы хрущевских гонений. В 1980‑е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко) были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.
Усердием следующего настоятеля архимандрита Павла (Пономарева), ныне митрополита Крутицкого и Коломенского, вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно‑реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.
Наместник монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) продолжил благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме. Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.