Найти тему
Тюнинг ВАЗ 2108

Исследование мира автомобильных адсорберов: что вам следует знать

Оглавление

В мире автомобильных энтузиастов часто обсуждаются самые разные темы, начиная от лошадиных сил и заканчивая экономией топлива. Среди них часто всплывает термин "адсорбер", но что он означает на самом деле? Давайте погрузимся в этот увлекательный компонент, разгадывая его назначение, принцип работы и дебаты вокруг его наличия в автомобилях.

Понимание адсорберов: разъяснение термина

В мире автомобильных афиционадо часто возникает путаница между "адсорбером" и "абсорбером". Правильный термин - "адсорбер". Представьте себе цилиндрический контейнер, обычно напоминающий бочку, оснащенный входными и выходными шлангами, все снабженные активированным углем.

Для начала проясним некоторые определения:

  • Сорбция: Производное от латинского слова "sorbeo", означающего "поглощать", сорбция относится к поглощению веществ твердым или жидким телом из окружающей среды.
  • Адсорбция: Этот термин обозначает накопление веществ на поверхности сорбента.
  • Адсорбер: Сочетая латинский "ad" (означающий "к" или "к") с "sorbeo", адсорбер - это устройство, предназначенное для накопления веществ, либо растворенных, либо газообразных, на поверхностном слое твердого тела, называемого адсорбентом (чаще всего активированным углем). Этот процесс не включает в себя химические реакции.

Важное применение адсорберов заключается в системе контроля испарений (EVAP), направленной на предотвращение выхода испарений бензина в атмосферу.

Роль адсорберов: раскрытие механизма

Испарения бензина, образующиеся в баке, поднимаются и попадают в сепаратор через отверстие горловины бака. Здесь они конденсируются и возвращаются в бак в виде жидкого топлива. Любые остаточные испарения, не способные конденсироваться, проходят через гравитационный клапан в адсорбер, где они адсорбируются активированным углем. Это происходит в периоды простоя двигателя. Через электромагнитный клапан система переключается между режимами: во время остановки двигателя адсорбер взаимодействует с атмосферой (позволяя испарениям бензина попадать для адсорбции); при запуске двигателя контроллер запускает импульсы для прокачки сорбента. Испарения бензина затем втягиваются в резервуар и сжигаются в камере сгорания.

Евро-2 и Россия-83: разгадывая различия

Интересный вопрос возникает: почему автомобили, соответствующие стандарту Россия-83, лишены адсорберов, тогда как те, что соответствуют стандартам Евро-2 и выше, оснащены ими?

Давайте сравним две модели - VAZ 21083 и VAZ Priora - сосредотачиваясь на их топливных системах:

VAZ 21083:

-2

Испарения из бака по дренажному шлангу попадают в сепаратор, который через двухходовой клапан связан с атмосферой. Такая установка позволяет испарениям бензина выбрасываться в атмосферу при изменении давления в баке.

VAZ Priora:

-3

Испарения бензина, попадая в сепаратор, частично конденсируются, а оставшиеся испарения накапливаются в адсорбере во время простоя двигателя. При работающем двигателе и при определенных условиях адсорбер взаимодействует с дроссельной заслонкой, очищая сорбент. Испарения смешиваются с воздухом и направляются обратно во впускной коллектор, в конечном итоге попадая в цилиндры двигателя для сгорания.

Стандарты Евро-2 требуют предотвращения вентиляции бака наружу, а также обязательную сборку (адсорбцию) испарений для их сжигания. В отличие от этого, стандарты Россия-83 не запрещают вентиляцию бака наружу.

Плюсы и минусы адсорберов: взвешивание мнений

Плюсы:

  • Экологические преимущества: предотвращение выброса вредных испарений в атмосферу.
  • Небольшие экономии топлива: испаренный бензин сгорает во время работы двигателя, а не испаряется.
  • Уменьшение запаха бензина (спорно).

Минусы:

  • Занимает место в отсеке двигателя.
  • Нестабильная работа двигателя на холостом ходу при неисправном адсорбере.
  • Стоимость адсорбера.

Удаление адсорберов

Некоторые автолюбители предпочитают удалять рабочие адсорберы, ссылаясь на ухудшение производительности или увеличение расхода топлива - утверждения, которые часто опровергаются экспертами. Другие удаляют адсорберы только в случае их неисправности, избегая замены из-за высокой стоимости адсорбера.

Удаление осуществляется просто: на шланг сепаратора устанавливают мелкий фильтр (например, от карбюратора 2108), что позволяет испарениям бензина выходить в атмосферу. Шланг от клапана закрывается. Системы управления двигателем требуют корректировки; в противном случае может возникнуть ошибка двигателя.