В мире автомобильных энтузиастов часто обсуждаются самые разные темы, начиная от лошадиных сил и заканчивая экономией топлива. Среди них часто всплывает термин "адсорбер", но что он означает на самом деле? Давайте погрузимся в этот увлекательный компонент, разгадывая его назначение, принцип работы и дебаты вокруг его наличия в автомобилях.
Понимание адсорберов: разъяснение термина
В мире автомобильных афиционадо часто возникает путаница между "адсорбером" и "абсорбером". Правильный термин - "адсорбер". Представьте себе цилиндрический контейнер, обычно напоминающий бочку, оснащенный входными и выходными шлангами, все снабженные активированным углем.
Для начала проясним некоторые определения:
- Сорбция: Производное от латинского слова "sorbeo", означающего "поглощать", сорбция относится к поглощению веществ твердым или жидким телом из окружающей среды.
- Адсорбция: Этот термин обозначает накопление веществ на поверхности сорбента.
- Адсорбер: Сочетая латинский "ad" (означающий "к" или "к") с "sorbeo", адсорбер - это устройство, предназначенное для накопления веществ, либо растворенных, либо газообразных, на поверхностном слое твердого тела, называемого адсорбентом (чаще всего активированным углем). Этот процесс не включает в себя химические реакции.
Важное применение адсорберов заключается в системе контроля испарений (EVAP), направленной на предотвращение выхода испарений бензина в атмосферу.
Роль адсорберов: раскрытие механизма
Испарения бензина, образующиеся в баке, поднимаются и попадают в сепаратор через отверстие горловины бака. Здесь они конденсируются и возвращаются в бак в виде жидкого топлива. Любые остаточные испарения, не способные конденсироваться, проходят через гравитационный клапан в адсорбер, где они адсорбируются активированным углем. Это происходит в периоды простоя двигателя. Через электромагнитный клапан система переключается между режимами: во время остановки двигателя адсорбер взаимодействует с атмосферой (позволяя испарениям бензина попадать для адсорбции); при запуске двигателя контроллер запускает импульсы для прокачки сорбента. Испарения бензина затем втягиваются в резервуар и сжигаются в камере сгорания.
Евро-2 и Россия-83: разгадывая различия
Интересный вопрос возникает: почему автомобили, соответствующие стандарту Россия-83, лишены адсорберов, тогда как те, что соответствуют стандартам Евро-2 и выше, оснащены ими?
Давайте сравним две модели - VAZ 21083 и VAZ Priora - сосредотачиваясь на их топливных системах:
VAZ 21083:
Испарения из бака по дренажному шлангу попадают в сепаратор, который через двухходовой клапан связан с атмосферой. Такая установка позволяет испарениям бензина выбрасываться в атмосферу при изменении давления в баке.
VAZ Priora:
Испарения бензина, попадая в сепаратор, частично конденсируются, а оставшиеся испарения накапливаются в адсорбере во время простоя двигателя. При работающем двигателе и при определенных условиях адсорбер взаимодействует с дроссельной заслонкой, очищая сорбент. Испарения смешиваются с воздухом и направляются обратно во впускной коллектор, в конечном итоге попадая в цилиндры двигателя для сгорания.
Стандарты Евро-2 требуют предотвращения вентиляции бака наружу, а также обязательную сборку (адсорбцию) испарений для их сжигания. В отличие от этого, стандарты Россия-83 не запрещают вентиляцию бака наружу.
Плюсы и минусы адсорберов: взвешивание мнений
Плюсы:
- Экологические преимущества: предотвращение выброса вредных испарений в атмосферу.
- Небольшие экономии топлива: испаренный бензин сгорает во время работы двигателя, а не испаряется.
- Уменьшение запаха бензина (спорно).
Минусы:
- Занимает место в отсеке двигателя.
- Нестабильная работа двигателя на холостом ходу при неисправном адсорбере.
- Стоимость адсорбера.
Удаление адсорберов
Некоторые автолюбители предпочитают удалять рабочие адсорберы, ссылаясь на ухудшение производительности или увеличение расхода топлива - утверждения, которые часто опровергаются экспертами. Другие удаляют адсорберы только в случае их неисправности, избегая замены из-за высокой стоимости адсорбера.
Удаление осуществляется просто: на шланг сепаратора устанавливают мелкий фильтр (например, от карбюратора 2108), что позволяет испарениям бензина выходить в атмосферу. Шланг от клапана закрывается. Системы управления двигателем требуют корректировки; в противном случае может возникнуть ошибка двигателя.