Найти в Дзене
⚡ Инженерные Знания

Почему именно орнитоптер?

Скорее всего слово орнитоптер ассоциируется у вас, в первую очередь, с фильмом Дюна. Не так давно вышла вторая часть и, надо сказать, лично мне она понравилась. Правда Дюна знакома мне года этак с 2000 го, когда у меня впервые появилась Sega, а там была одна из немногих стратегических игр Dune 2. Но оставим игры...Во вселенной Дюны есть орнитоптеры.

Версия с компьтерной Дюны
Версия с компьтерной Дюны

Что же, и слово "орнитоптер" и такой вид летательного аппарата - это вполне себе реальные сущности.

Орнитоптер (В буквальном переводе буквально «птицекрыл») - это воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полёте в основном за счёт реакций воздуха с его плоскостями, которым придаётся маховое движение.

Это не фантастические устройства, а реальные конструкции. В своё время существовало целое направление, которое рассматривало эту концепцию, как неплохой способ сделать самолёт. Самолёт, который как птица машет крыльями и летает. Одним из самых свежих вариантов орнитоптера является махокрыл с реактивным двигателем.

Ортоптер Джеймса Делориера до установки на него реактивного двигателя
Ортоптер Джеймса Делориера до установки на него реактивного двигателя

На русский манер орнитоптер назвали птицелет. Кстати говоря, в детской энциклопедии, которая была у меня в школьном возрасте, содержался вариант чертежа такого планера для самостоятельного изготовления.

Теперь вернемся к Дюне. Если вы помните, то Атридосы летали именно на орниках. Если сравнивать орнитоптер с самолётом, то некоторые преимущества просматриваются - не нужна взлётная полоса, легче управлять такой стрекозой и она более манёвренная. Но почему бы не использовать, например, вертолёт? Он может взлетать вертикально, манёвренный и удобен. Почему орнитоптеры?

На этот вопрос есть довольно очевидный ответ. Помните, как в детстве вы катались на велосипеде и доводили втулки до такого состояния, что у них уничтожались все уплотнители и сальники? Ну смазывать, конечно же, некогда и лениво.

В итоге во втулку попадал песок и она начинала свистеть, хрустеть и колесо переставало нормально крутиться. Песок превращался в абразив и портил всю втулку. Ну а на Дюне...Есть песок.

Вариант из фильма
Вариант из фильма

Если сравнивать орника с вертолётом, то у первого в пустыне будет однозначное преимущество. Летательный аппарат с вращающимся винтом или лопастью нуждается в подшипнике, в котором точно есть зазор. В таком сухом и песчаном месте, как Дюна, "зазоры" - это непрактично, так как песок будет попадать внутрь и застревать/шлифовать стыки. Не говоря уже о том, что, двигаясь с такими высокими скоростями, частицы песка начнут портить материал лопастей винта на их передней кромке.

Орнитоптер после взлета медленно машет крыльями, а все зазоры полностью закрыты сальниками, так как они не вращаются полностью. Более того, такая конструкция, вероятно требует меньше охлаждения в полете, что означает меньшее количество вентиляционных отверстий, которые могут забиться песком.

При таком раскладе очевидно, что хорошие сальники и уплотнители легче сделать, если шарнир менее подвижен. Для шарнира крыла орнитоптера легче сделать герметичный уплотнитель, чем для подшипника винта вертолёта. Орнитоптер требует меньшего охлаждения, а значит не нужно делать дополнительные отверстия в корпусе. Более того, нет лопастей, которые тоже изнашиваются от столкновения с облаками песка.

Ну а если тема орнитоптеров интересна, давайте изучим более "реальный" их вариант и обсудим, какие конструкции существуют. Соберем 500 лайков под материалом 👍 и сделаем статью на эту тему.

⚡ Обязательно подпишитесь на мой Telegram про Изобретения!

✅ Поддержать проект монеткой или задать вопрос можно тут! Здесь же я публикую фрагменты будущей книги, которую могут читать подписчики

👉💖 Ставьте лайки материалу, подписывайтесь на проект!