В Индийском океане у юго-восточного побережья Африки находился остров Мадагаскар. Остров известен своим богатым биоразнообразием. Вечнозеленый тропический массив с восхитительно красивыми разнообразными экосистемами казалось бы создан стать «раем на Земле». Именно в этом раю в XIX веке правила королева Ранавалуна I, которая получила прозвище «Жестокая» из-за ее жестокого правления Малагасийским королевством.
Долгие тридцать лет власти этой женщины – кровавая эпоха в истории страны. Ранавалуна сделала ставку на террор, чтобы сохранить власть, но и культуру, традиции и независимость королевства. Стабильность в консервации страны от внешнего влияния привело к гибели более трети собственных граждан.
На протяжении многих веков Мадагаскар был островом неизведанным для иностранных колонизаторов. Лишь к XVIII веку европейские путешественники обнаружили остров и, разумеется, отдельные из них попытались заявить о своих правах на него. Для англичан Мадагаскар мог стать идеальным транзитным пунктом на пути в Индию. С другой стороны, и французы стремились включить Мадагаскар в состав своей уже расширяющейся системы африканских колоний.
Жизнь на Мадагаскаре не была однородной, пока по прошествии лет внутренних войн многие сражающиеся племена объединились под руководством короля Имерины Андрианампуйнимерина (1787–1810), принесшего в регион мирное время и относительное процветание. Этот правитель, ценимый потомками и в наши дни, в свое время предоставил народу наделы земли, чтобы люди могли основывать хозяйства.
Сам Андрианампуйнимерина в целом был сторонником европейского пути и даже не был против распространения христианства в своем королевстве. Однако эта идея встретила сопротивление со стороны традиционалистов и придворных священников. Позже из-за этого даже дядя короля попытался убить племянника. Однако его жизнь была спасена вмешательством одного из местных соплеменников, заранее предупредившего короля о заговоре. Под впечатлением от такого поступка, король решил усыновить дочь этого соплеменника, чтобы приблизить ко двору. Это была будущая королева Ранавалуну.
Она родилась в 1788 году на Мадагаскаре, ее тогда звали Рамаво. Ее происхождение, как и у многих других членов доминирующей на острове этнической группы мерина, вероятно, было в основном индонезийским. Язык и культура Мадагаскара, обозначаемые прилагательным малагасийский, более тесно связаны с Юго-Восточной Азией, откуда пришли доисторические колонизаторы, чем с материковой частью Африки.
Она была простолюдинкой, не принадлежащей к какой-либо потомственной дворянской семье по рождению. Но Андрианампуйнимерина приблизил девушку к своему двору в качестве возможной жены своего сына, принца Радамы. Так и случилось. В конце концов, Ранавалуна стала первой из его двенадцати жен Радамы. Благодаря браку она добилась наиболее престижного положения в королевстве.
Однако отношения Ранавалуны и принца складывались не слишком радужно. Их взгляды по-видимому не совпадали. Таким постепенно принц Радама стал уделять меньше внимания своей первой жене, в какой-то момент придя к выводу, что она чрезмерно шумная. Ранавалуна действительно спорила с принцем, который придерживался политики своего отца, в основном в отношении иностранцев. Со временем отношения их сильнее расстроились. В результате брак остался бездетным.
Король Андрианампуйнимерина скончался в 1810 году, и королем Малагасийского королевства стал его сын Радама I, Ранавалуна стала его королевой-консортом. После смерти отца новый король Радама продолжил на деле начинания предшественника, привнес изменения в страну своими современными идеями. В качестве дальнейших шагов по развитию страны он открыл границы для иностранцев на остров, в особенности британских миссионеров. Открытие границ действительно поспособствовало преобразованиям в королевстве. К примеру, стали появляться школы, пошел процесс образования населения, распространения грамотности.
Помимо миссионеры старались укоренить христианское учение в королевстве. Они предпринимали усилия по обращению местных жителей в христианскую веру. Все эти идеи модернизации жизни на острове не нравились Ранавалуне. Она была в ужасе от того, как недавно появившаяся религия угрожала древнему поклонению малагасийским богам.
В 1828 году король Радама умер в возрасте тридцати пяти лет от последствий того, что могло быть сифилисом или циррозом печени. По некоторым сведениям, он так ужасно страдал, что перерезал себе горло. Несколько офицеров Радамы из числа приближенных решили сокрыть известие о смерти короля ещё на несколько дней после кончины, чтобы на королевский трон посадить его племянника, принца Ракотобе. Едва об этом плане стало известно овдовевшей и бездетной Ранавалуне, она не стала сидеть сложа руки.
Положение Ранавалуны было опасным. Принц Ракотобе, сын старшей сестры короля, был законным наследником престола, но в малагасийской системе верований любой ребенок, которого она родила бы даже после смерти Радамы, считался бы его собственным потомком и, таким образом, становился угрозой правящему монарху.
Ранавалуна объединилась с религиозными деятелями и законодателями традиционной системы верований Мерины. За несколько вечеров, пока новости о смерти короля все еще распространялись по землям Мерины, она также быстро мобилизовала группу военных из своей родной деревни и укрепилась в королевском дворце. Защитникам традиционной преемственности, появившимся у ворот, был предоставлен выбор — признать Ранавалуну королевой или пострадать от последствий отказа. Следующей ее задачей стало стать непосредственной наследницей престола.
***
Чтобы выйти окончательным победителем в этой борьбе за власть, Ранавалуне распространила слух об откровении свыше, которое предвещало ей стать непосредственной правительницей. Адриамихаджа, молодой армейский офицер, в этот решающий момент активно поддерживал её в попытке взять власть и позже стал первым министром при дворе королевы Ранавалуны. Вероятно, он был уже её любовником и позже стал отцом ее сына Ракото, который родился через одиннадцать месяцев после кончины короля Радамы.
1 августа 1828 года она была провозглашена королевой Мадагаскара, а в июне следующего года прошла тайную церемонию вступления на престол, во время которой ее тело было окроплено кровью только что убитого быка. Интересно, что ее эффектная коронация имела несколько европейский оттенок, поскольку Ранавалуна облачилась в французское платье.
К тому времени она уже безжалостно устранила своих потенциальных соперников; Ракотобе был заколот копьем, а мать Ракотобе, чтобы не нарушить табу пролитием королевской женской крови, заморили голодом в застенке. Большинство родственников Ракотобе умерли столь же ужасной смертью.
«Никогда не говорите “она всего лишь слабая и невежественная женщина, как она может управлять такой огромной империей?” Я буду править здесь, к счастью моего народа и во славу моего имени! Я не буду поклоняться никаким богам, кроме богов моих предков. Океан будет границей моего царства, я не уступлю ни единого волоска моего царства!»
Тот факт, что она была женщиной-правителем, сам по себе не так уж примечателен, поскольку в культуре мерины были такого рода прециденты в прошлых столетиях. Но энергия, с которой Ранавалуна двинулась к укреплению своего правления, была поразительной. Методы обретения власти через террор был первым шагом политического доминирования, осуществленным новой королевой пока что по отношению к членам королевской семьи.
Заметим, что позже и вероятный отец её ребенка Адриамихаджа будет казнен – он окажется изменником в глазах Ранавалуны. Адриамихаджа слишком раздражал своим возвышением завистников. К тому же, его симпатии к продолжении линии предшественников королевы в плане сближения с европейскими странами оказались отличным поводом для опалы. А роман опального любовника, о котором узнала Ранавалуна, подтолкнул её к подписанию смертного приговора.
Следующей миссией убежденной "антиевропейки" Ранавалуны было свести на нет реформы, проведенные её мужем в попытке модернизировать нацию и сблизить с Европой. Очевидно считая, что у страны свой, особый путь развития, она начинает вытеснять из Малагасийского королевства европейских предпринимателей, учителей, дипломатов. Торговые операции с недружественными Англией и Францией были немедленно аннулированы.
Французов, конечно, это очень разозлило, и они высадили войска в портовом городе Таматае через несколько месяцев после захвата власти Ранавалуной. Поначалу они добились незначительных успехов в борьбе с мадагаскарскими защитниками и в какой-то момент фактически взяли город под свой контроль. Но в конечном итоге французские войска были отброшены, большая часть их штурмовой группы была убита в результате огнестрельных ранений в купе с последствиями укусов малярийных комаров.
И французы, и британцы приложили немало усилий, чтобы победить Ранавалуну, но попытки не увенчались успехом. В 1835 году объединенная армия снова высадилась в Таматае, но укрепившиеся войска королевы расправились с интервентами еще суровее, чем с первоначальными захватчиками. Ранавалуна, оказавшаяся эффектной защитницей территорий королевств. Для устрашения иностранцев по ее распоряжению были отрезаны головы двадцати одних европейцев, после чего насажены на пики и демонстративно размещены в ряд вдоль береговой линии в качестве предупреждения повторения иностранцев от посягательства на малагасийский суверенитет.
После такой демонстрации своей жестокости европейцы решили, что им следует оставить в покое остров и не рассчитывать на завоевание Мадагаскара до тех пор, пока режим королевы крепок.
Помимо подавления европейского военного влияния извне, Ранавалуне пришлось подавить несколько восстаний недовольных изнутри - ее любимый метод борьбы с инакомыслием восставших в своих рядах стала отправка изменников в бесконечные марши через кишащие малярийными комарами болота на своей территории.
***
«Суд присяжных» - это нововведение предыдущих правлений, когда вина человека оценивалась в результате расследования дел и использования доказательной базы, как и многие другие пришедшее из Европы традиции, оказалось некстати. Судебная система при королеве была изменена - опять внедрен проверенный дедами способ «испытания» обвиняемого человека ядовитым растением тангена.
Это «испытание тангеной» предполагало своеобразный тест на виновность попавших в немилось людей. Подозреваемого заставляли съесть три куриные шкурки, а затем отведать яд ореха тангены, вызывавшей у человека рвоту. Если в результате выходили все три шкуры, человек считался невиновным. Если же произошло обратное, то человек был виновен. Этот метод использовался Ранавалуной для проверки лояльности своих подданных. Подозреваемые, пережившие испытание ядом, были признаны невиновными. Но таких почти не оказывалось.
Одним из несчастных, которому было приказано пройти через испытание тангеной, был упомянутый высокопоставленный военный чиновник и бывший любовник Ранавалуны Андрианамихаджа. Андрианамихаджа отказался от испытания и получил удар копьем в горло, после того, как хладнокровно указал своему палачу, куда именно копье должно войти.
Так жизнь общества народа мерины по мнению королевы было восстановлено в своем традиционном укладе, а те, кого подозревали в сопротивлении воли монарха, проходили все тот же тест тангеной на лояльность. Более серьезные обвинения подданных решали дознаниями через пытки путем постепенной ампутации конечностей. Племена кроме мерины, жившие в разных частях Мадагаскара, ощущали особый гнет под ее правлением, поскольку королевским войскам была предоставлена свобода действий для ежегодных грабительских поездок по побежденным деревням.
Несмотря на свои попытки противостоять европейскому влиянию, Ранавалуна имела удивительно двойственное отношение к Европе. Ее очаровывала французская жизнь. У нее были придворные, одетые во французские одежды. При дворе часто смешивались мода самых разных эпох. Сама королева, к примеру, обладала в своем дворце пианино, иногда приглашая посетителей поиграть на нем.
Однако когда дело доходило до экономических и политических вопросов, Ранавалуна неизменно была непримиримым врагом Европы. Королева наконец ощутила себя всесильной, после того как французские войска, отвлеченные политическими потрясениями внутри страны в 1830-х годах, полностью отказались от попыток закрепиться в Мадагаскаре.
Внутри своего королевства она умело использовала террор в сочетании с пропагандой своего культа. Склонность к пыткам и казням средневековья вдохновляла Ранавалуну. Она использовала множество техник для наказания людей и с удовольствием практиковала их. Во время правления Ранавалуны ее попавших в немилость помимо выше обозначенных наказаний могли в качестве казни бросить в кипящую воду и масло или связывали веревками и сжигали заживо. Других живьем укладывали в гробы, закапывая в ямах.
Со временем королева становилась все более параноидальна. По мере своего правления использовала бесчеловечные методы судебного разбирательства даже за незначительные правонарушения. Сами малагасийцы уже считали ее правительницей, пользующимся благосклонностью могущественных богов, и теперь она обратила свое внимание на последний пережиток европейского влияния: христианскую церковь.
Преподавание христианства в миссионерских школах было ограничено, и миссионеры начали покидать остров или уходить в подполье. Позже королева полностью запретила распространение христианских учений на Мадагаскаре. В 1835 году она постановила:
«Кто нарушит законы моего королевства, будет предан смерти, кем бы он ни был».
В середине 1830-х годов практика расправы с христианами через судебную систему началась с печально известного инцидента — мученической смерти 14 христиан в 1836 году, которые сопротивлялись приказу отказаться от своей религии.
Оказавшись ярым борцом с христианами, Ранавалуна уже ожидаемо применяла жёсткие методы для устранения тех, кто исповедует христианство. В период правления королевы христиан избивали, пытали, морили голодом, сталкивали со скал, травили, обезглавливали, а родственников их заставляли наблюдать жестокие сцены смерти несчастных.
***
После такого ужасающе эффективного курса королевы на суверенитет страны от внешнего влияния и внешней торговли, логичной задачей Ранавалуны было попытка сделать собственный народ самодостаточным. В некоторых сферах усилия королевы Ранавалуны оказались успешными. Какими же способами?
Несмотря на свою неприязнь к европейцам Ранавалуна в первые годы правления приняла мудрое решение впустить в свой ближайший круг европейца — молодого французского охотника за сокровищами по имени Жан Лаборд. Он волею судьбы оказался на берегу Мадагаскара после кораблекрушения в 1831 году. У Лаборда и Ранавалуны, вероятно, начались позже романтические отношения. Но прежде всего для королевы значимо была широта практических знаний Лаборда.
По-своему одаренный человек с широкими познаниями в металлургии, военном деле и технике, он взялся за курирование строек нового фабричного города Мантасао недалеко от столицы Антананариву. Там же Лаборд руководил производством не только оружия и пороха для армии Ранавалуны, но также мыла, шелка, керамики и других предметов, которыми ранее королевству приходилось торговать.
Кстати европейское изобретение мыла вызвало любопытство Ранавалуны. Получив от людей знания о мыловарении, она посчитала их бесполезными. Лаборд помимо прочего также руководил строительством роскошного дворца для Ранавалуны на холме над Антананариву, который был уничтожен пожаром в 1995 году.
Надо добавить, что в итоге королева привлекла несколько видных иностранных наемников, чтобы создать необходимую для существования страны инфраструктуру и обучить людей промышленному развитию. На Мадагаскаре были построены заводы с акцентом на производство товаров первой необходимости для поддержания власти, а именно: оружия, пулей, сахара, одежды и выпивки.
Во многом ударные стройки в стране поддерживались благодаря активному использованию так называемой практики фанумпуана — неоплачиваемого принудительного труда должников, которые не были в состоянии уплатить налоги деньгами или товарами. Таким образом подданные королевы по сути оказывались в рабстве, что помогало её стимулировать экономику страны.
Разумеется, такая система поднятия страны подразумевала жестокие условия труда, пребывание работающих на стройке вдалеке от дома, массовые смерти, связанные с недоеданием. Этих людей пускали в расход. Ведь в глазах власти не толдько злостные неплательщики налогов считались походящими кандидатами на принудительные работы, но и предатели страны, пленные военные и христиане, тайно исповедовавшими запрещённую религию.
***
Надо сказать, что за королева Ранавалуна десятилетиями правления не забывала о пропаганде собственного культа. В 1835 году Ранавалона тяжело заболела, но, к изумлению своего народа, выздоровела. Она приписывала этот феномен силе фигурки духа сампи и 12 талисманам.
К примеру, по сложившейся традиции раз в год она принимала омовение в банях, что привлекало огромные толпы зрителей. Общественные бани были для нее способом установить связь с древними малагасийскими богами. Это публичное мероприятие послужило даже способом принести столицу прибыль как своего рода туристический аттракцион. После принятия ванны, вода выливалась на балкон, чтобы наконец опрыскать ею подданных.
В 1845 году она приказала охотиться на буйволов, требуя присутствия всей знати при ее дворе. Каждый придворный должен был взять с собой полную свиту подчиненных и рабов. Экспедиция выросла до громоздкой толпы примерно в 50 000 человек. Ранавалуна приказала прокладывать дорогу по мере своего продвижения, чтобы не встречать препятствий.
Но затея обернулась катастрофой, поскольку свита отправилась без предварительного планирования. У рабочих-невольников на строительстве дороги не было продовольствия, кроме того, что они могли получить в деревнях по пути. Даже дворяне были вынуждены платить непомерные цены за рис в местах остановок. Когда дорожные работники заболевали и умирали, их заменяли новобранцы.
Королевская дорога была усеяна трупами, большинство из которых даже не закапывали, а просто бросали в какую-нибудь удобную канаву или под ближайший куст. Есть сведения, что всего за 16 недель «охоты» королевы погибло 10 000 мужчин, женщин и детей. За все это время не зарегистрировано ни одного застреленного буйвола. Но прихоть правительницы была удовлетворена.
Вера Ранавалуны в ее собственную божественную силу возрастала, последние годы ее правления ее действия, очевидно, становились все более капризными и жестокими. Любопытно, что методы правления Ранавалуны в самом населении помимо страха в определенных людях еще вызывали и понимание, одобрение. За разрыв связей с Европой и независимость от иностранной помощи Ранавалуна был своего рода героем для тех людей, которые выступали против колониализма и иностранного контроля.
И все же такое длительное и жестокое правление встречалось и с редкими попытками противодействия. Даже возмужавший единственный сын Ранавалуны, Ракото, и её приближенный Лаборд восстали против королевы и вступили в сговор с французским торговцем судоходством Жозефом Ламбером, чтобы отстранить ее от власти.
Заговор, начатый в 1857 году, был хорошо задокументирован австрийской путешественницей Идой Пфайффер, которая в то время посещала Мадагаскар и невольно оказалась впутанной в интригу. Ранавалуна, вероятно, с помощью своих шпионов сорвала план заговорщиков. Наследник Ракото пережил чистки, умоляя сохранить жизни и своим европейским друзьям.
На удивления Ранавалуна, похоже, смилостивилась. И все же она решила некоторых заговорщиков отправить в уже испытанный марш через болота, кишащие малярийными коморами. Многие заговорщики погибли, но Лаборду посчастливилось выжить и покинуть остров. Уже позже он вернулся на Мадагаскар в качестве советника Радамы II – это случилось после смерти Ранавалуны 16 августа 1861 года.
Королева мирно умерла в возрасте семидесяти девяти лет во время сна во дворце Манджакамиадана.
Три десятка лет королева управляла страной. Многие не знали иной жизни, кроме как жизни при королеве. Надо сказать, что люди оплакивали ее смерть искренне и с большим почетом около девять месяцев. Ритуалы включали забой животных и раздачу мяса благодарным людям. Людям, число которых в стане за время её правления сократилось с пяти миллионов до примерно двух с половиной миллионов.
По иронии судьбы во время ее похорон в результате несчастного случая произошел взрыв, в результате которого погибло дополнительно большое число людей, сильно повреждены были близлежащие королевские здания. Так даже после ее смерти Ранавалуна ассоциировалась с гибелью людей.
Ее сын, принц Ракото, сменил королеву под именем Радамы II. Вскоре после этого традиционалистская, тираническая и экстремистская политика Ранавалуны была прекращена. Но придворные интриги, ранее подавленные жестоким правлением королевы, с удвоенной силой после ее смерти начали вносить сумятицу в жизни страны, отвыкшей от правления вне жесткой тирании.
Радама II был убит всего через два года пребывания на троне. Несовершенство оставленной Ранавалуной государственной системы в итоге свело на нет и её начинания - в 1896 году Мадагаскар стал французской колонией.
В современности правление королевы Ранавалуны как водится, считается спорным, что свойственно тиранам в исторической памяти потомков. Большинство историков осуждают ее власть как лидера-тирана, в то время как некоторые ценители крепкого кулака отмечают её суровый нрав и усилия по сохранению древней традиционной малагасийской культуры.
Историю правления Ранавалуны во всех деталях наверно не удастся установить. Сама королева была неграмотна. О её деятельности оставили воспоминания в основном люди, которые либо не доверяли ей, либо были ее явными врагами — христианскими миссионерами, которых она преследовала и изгоняла, либо теми немногими европейцами, которым она позволила остаться на острове, когда она консолидировала свою власть в руках. Также это были путешественники и торговцы, которые считали ее кровожадной, а некоторые в разное время планировали внести свою лепту в падении ее режима.
В любом случае существует общепринятое мнение, что Ранавалуна I несет ответственность за смерть тысяч людей, которых она подозревала в противодействии ей, и уровень ее паранойи возрастал по мере того, как она приближалась к концу своих земных дней.