Уже отгремела церемония вручения самой главной кинопремии, уже объявлен лучший фильм года, собравший, между прочим, 7 наград, уже более-менее улеглись обсуждения этого события... Можно и собственными впечатлениями об «Оппенгеймере» поделиться.
Думаю, что сюжет в данном случае можно не расписывать - все ясно и так. Кристофер Нолан рассказывает историю великого физика Роберта Оппенгеймера, руководителя проекта "Манхэттен", создателя ядерной бомбы. Персона, мягко говоря, известная - и до сих пор спорят о том, был ли он действительно связан с коммунистами или же его просто в этом подозревали (как и всех в то время, а уж особенно настолько значимых людей). В фильме Нолана, конечно, об этом тоже идет речь, но в целом «Оппенгеймер» не об этом. Он, как бы странно ни звучало, о самом Оппенгеймере. И о бомбе. И, конечно, о науке - в ключе морально-этических дилемм, которые она неизбежно затрагивает с каждым новым великим открытием.
Без лишних проволочек: мне «Оппенгеймер» очень понравился. Считаю его лучшим, что посмотрела у Нолана (но смотрела не все). Писать обзоры о фильмах, которые однозначно пришлись по душе и сильно, очень сильно впечатлили, всегда сложно: нет никакого смысла разбирать по кадру, по полочкам раскладывать, собирать сильные и слабые стороны, приводить аргументы "за" и "против". На мой взгляд, это очень сильное кино во всем: сценарий, режиссура, актерский состав, их игра, драматургия визуальные и звуковые эффекты - чего стоит одна сцена ядерного испытания и вот эта гробовая тишина, в которой люди впервые видят ядерный гриб, а потом звуковая волна доносится, берет свое, сметает, ошеломляет...
Пожалуй, скажу пару слов о своих взаимоотношениях с фильмами Кристофера Нолана. Этот режиссер очень нравился мне в юности. Знакомство началось с «Темного рыцаря», и я стала за ним следить. Понравился «Memento», но пересматривать не хотелось. Очень понравился «Престиж» - и вот его я смотрела много-много раз. В отличие от многих, мне понравилось завершение трилогии о Бэтмене - хоть и с изрядными оговорками. Но плюсы перевесили минусы. Когда вышло «Начало», этот фильм абсолютно сразил меня в кино, но при пересмотре через некоторое время обернулся разочарованием (а вот саундтрек оттуда я до сих пор слушаю с большим удовольствием, считаю, что Dream is collapsing - великая музыкальная тема творчества как такового). И вот после «Начала» мой интерес к Нолану пошел на спад. «Интерстеллар» совершенно не понравился, и далее я за его фильмами следить перестала. Просмотр «Оппенгеймера» тоже очень долго откладывала, но все же посмотрела - незадолго до вручения Оскара, когда стало ясно, что это явно главный фильм 2023 года и он соберет все ключевые награды. Посмотрела - и не пожалела.
Тут, конечно, большую роль сыграла сама тема. Я человек из физмата, в детстве мечтала стать ученой, поэтому все фильмы, которые касаются физики, математики, химии и так далее (и физиков, математиков, химиков соответственно), мне интересны. Но здесь тема обрела потрясающее раскрытие, потрясающее воплощение, и, честно, не знаю, кто справился бы лучше Кристофера Нолана. Повторюсь, для меня это лучший его фильм.
Киллиан Мерфи очень хорош. Обойдусь без огромных хвалебных отповедей в его адрес - это излишне. Потрясающий актер, которого, кстати, лично я впервые у Нолана и увидела. Страшный доктор с маниакальным взглядом, Чучело из «Бэтмен: Начало». У многих он прочно ассоциируется исключительно с Томми Шелби из «Острых козырьков» - что ж, на мой взгляд, этот образ Мерфи благополучно сбросил. Теперь он Оппенгеймер. Прочно. Насовсем.
Но фильм держится не на одном Киллиане. Поговорю о других персонажах. Честно, я не узнала Роберта Дауни. Вообще. Пока не прочитала список актеров, не сообразила. Он сыграл хорошую роль и в целом актер замечательный, любимый многими и мной в том числе, но насчет Оскара в данном случае, именно за работу в «Оппенгеймере» - не уверена. По моим ощущениям, тут Оскар нужно было давать за грим - правда, не узнать))
А вот Мэтт Деймон, ассоциативно очень похожий на героя Брэда Питта в «Бесславных ублюдках» Тарантино, как раз был хорош. Но его никакими наградами, увы, не отметили.
Фильмы Нолана периодически грешат тем, что женщины в них выглядят несколько странно. Непохожими на себя, что ли, немного пугающими и не вызывающими симпатии. Что Марион Котийяр, красивая, очень сексуальная француженка, отталкивает и в «Начале», и в третьем Бэтмене, что весьма привлекательная Ребекка Холл в «Престиже» максимально нехороша, настолько, что вообще не понимаешь, во имя чего герой Бейла с ней связался. Вот и Эмили Блант, красивая, стильная, тонкая и весьма чувственная актриса, в «Оппенгеймере» совсем другая визуально, скажем так. Впрочем, не удивлюсь, если так и было задумано. Во всяком случае, образ у Блант вышел убедительный и запоминающийся. Этой героине поверить можно.
Что же до Флоренс Пью, которая теперь везде - я пока не очень понимаю, почему ее зовут играть роковых женщин, красавиц, главных героинь. Мне на сегодняшний день эта актриса больше всего запомнилась со знаком плюс в роли младшей сестры Черной Вдовы у Марвел. Неуклюжая "подружка" суперкрутой главной героини) В «Оппенгеймере» Пью играет психически нестабильную возлюбленную Роберта, и, честно, здесь веришь именно ему - и только ему. Его боли и его эмоциям. Но сама их линия довольно скомканная. Почему она его отвергла. Почему они в таком случае не прервали связь. На чем все держалось. Держалось ли. Она совершила суицид из-за их расставания или в принципе была суицидницей. Понятно, что у нас не любовное кино, и обо всем этом можно прочитать в соответствующих источниках, но все-таки хотелось более внятно. Вот отношения с Китти (Блант) выстроены так, что никаких вопросов. Включая сцену, где она не подает руку)
Хороши все физики-химики-математики фильма, на сколько бы эпизодов ни появились. И Эйнштейн, и Нильс Бор, и Теллер, и Гейзенберг - все запомнились, все яркие и прекрасные. И не они одни, а в принципе каждый персонаж фильма, включая всех, кто судил и допрашивал чету Оппенгеймеров. В целом, Кристофер Нолан действительно снял очень сильный - и самый дорогой, наверно, и уж точно самый визуально богатый - байопик, какой только можно вообразить.
И, конечно, это фильм, который обязательно стоит посмотреть - он уже встал в ряд с другими шедеврами мирового кинематографа и стремительно ворвался в разные списки лучших. Да и 7 Оскаров - не самая частая история, особенно в последнее время, для фильмов, где нет заезженной повсеместно темы толератности, расовой повестки, и вообще все белые.
Поэтому рекомендую «Оппенгеймер» к просмотру. С хорошим звуком и на большом экране - в идеале. А больше и добавить нечего.
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!